Финансово-промышленные группы в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

В современной российской экономике финансово-промышленные группы - это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….2
История образования финансово-промышленных групп……………..…….3
2. Понятие финансово-промышленной группы………………………….……5
. Анализ практики создания ФПГ в России……………………………………7
Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп……………………………………………………………10
Транснациональные финансово-промышленные группы……………...…..15
Заключение………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….…20

Файлы: 1 файл

смотреть на рефераты похожие на.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

. Характеристики российских финансово-промышленных групп

В период существования  командно-административной системы  хозяйственные связи между экономическими агентами обеспечивались как деятельностью  планирующих органов, так и неформальными  связями между предприятиями. Однако сами неформальные связи существовали именно в контексте централизованной структуры управления промышленностью. Уже первые годы перестройки обнаружили отсутствие альтернативной системы организации контрактов между промышленными предприятиями. С 1987 г. основной причиной неблагополучного состояния предприятий становится такой фактор, как разрыв традиционных хозяйственных связей. Его влияние еще больше возросло в ходе приватизации, объектом которой было предприятие как таковое, вне структуры его поставок и сбыта. Известно, что такая политика приватизации существенно стимулировала конкуренцию, предотвратив возникновение на базе министерств и объединений СССР системы сверхкрупных промышленных монополий1. Однако одновременно ослабли и вертикальные связи в российской промышленности.

К концу 1993 г. необходимость  создания тех или иных форм объединений российских предприятий стала очевидной, и именно в это время начинают возникать первые интегрированные объединения предприятий (см. вставку 1). Начало процессу формирования финансово промышленных групп (ФПГ) в России было положено Указом Президента в декабре 1993 г. С 1994 г. процесс оформления ФПГ идет достаточно бурно: если к концу 1993 г. в России была зарегистрирована единственная ФПГ, включавшая 20 промышленных предприятий, то к концу 1994 г. количество групп выросло до 7 (а число промышленных предприятий, объединенных группами, до 150), к концу 1995 – до 27 (и соответственно, до 273), к концу 1996 соответствующие цифры составляют 46 и 710, к концу 1997 – 72 и 967. В середине 1998 г. в России существовало около 75 зарегистрированных ФПГ, включавших более 1150 предприятий.

Роль ФПГ в российской экономике частично позволяют охарактеризовать данные табл. 1. Эти данные неполны, поскольку они учитывают показатели деятельности не всех зарегистрированных финансово-промышленных групп, а также не включают данных о незарегистрированных группах (финансово-промышленных объединениях). Но даже по этим цифрам можно видеть, что объединенные в группы предприятия составляют значительную часть промышленности России.

Вставка 1. Формы интеграции предприятий в  российской экономике

    Финансово-промышленные группы являются лишь одним из инструментов установления (или восстановления) интеграционных связей в российской экономике. Помимо ФПГ, можно указать по крайней мере на три формы интеграции: холдинги, финансово-промышленные конгломераты и так называемые “контрактные группы”.

    Чистые холдинги – объединения с прозрачной структурой собственности и соответствующей ей системой управления, – характерны сегодня в основном для сырьевых отраслей2, а также для связи и телекоммуникаций3.

    Финансово-промышленные конгломераты появлялись, как правило, в результате участия банков в процессе приватизации государственной собственности. Основные этапы формирования финансово-промышленных конгломератов – ваучерная приватизация и залоговые аукционы. Финансово-промышленные конгломераты отличаются принципиальной размытостью и непрозрачностью структуры собственности и неформализованностью систем управления. Единство финансово-промышленного конгломерата обеспечивается в большинстве случаев существованием единой группы лидеров, объединяющих в себе функции собственников и высших менеджеров. Еще один механизм обеспечения интеграции – контроль главного банка конгломерата над остальными его членами.

    Среди путей формирования устойчивых “контрактных групп” необходимо указать на заключение соглашений между предприятиями, объединенными технологической цепочкой, об использовании внутри группы тех или иных денежных суррогатов (например, векселей), а также давальческие (толлинговые) схемы поставки сырья.

    Особенностью  ФПГ по сравнению с другими механизмами интеграционных процессов служит по крайней мере декларированная поддержка государства: другие формы объединений предприятий возникали либо вопреки проводимой государством политике, либо по крайней мере вне системы поддержки со стороны регулирующих органов.

Интенсивность процесса формирования финансово-промышленных групп существенно различалась по отраслям промышленности. Данные табл. 2 характеризуют количество предприятий, участвующих в ФПГ, по отраслям.

Наиболее активно  процесс формирования ФПГ шел  в машиностроении (включая автомобиле- и приборостроение). На конец 1997 г. на предприятиях машиностроения, объединенных в ФПГ, производилось 27% продукции отрасли, было занято 6% от общего числа работников и получено 70% прибыли отрасли. Действительно, именно в машиностроении негативные процессы дезинтеграции проявились наиболее отчетливо, и необходимость какой-то институциональной формы согласования деятельности предприятий является наиболее насущной. Приведенные данные показывают, что на настоящий момент группами объединена наиболее эффективная часть предприятий отрасли.

 
Таблица 1. Доля зарегистрированных ФПГ в российской промышленности
 
Таблица 2. Распределение ФПГ России по отраслям промышленности

Формирование ФПГ, помимо общей необходимости интеграционных процессов, в немалой степени  стимулировалось теми мерами государственной  поддержки, которые были сформулированы в Указе Президента в 1993 и закреплены Законом “О финансово-промышленных группах”. Наиболее существенными среди декларированных мер государственной поддержки являются:

  • возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков, возможность ведения консолидированного учета и баланса ФПГ;
  • передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;
  • возможность снижения нормы обязательного резервирования для банков, входящих в ФПГ, изменение других норм, регулирующих деятельность инвестиционных институтов ФПГ для стимулирования капиталовложений;
  • предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на развитие предприятий ФПГ;
  • предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций на предприятия ФПГ;
  • предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ.

Сегодня можно констатировать, что предприятия, входящие в группы, не могут по объективным причинам (к которым мы вернемся ниже) воспользоваться  теми льготами, которые определены Законом о ФПГ. Непосредственной причиной этого является противоречие между методами поддержки групп, сформулированных в Законе, и другими действующими законодательными актами.

Существует целый  ряд классификаций действующих  в России ФПГ. Для создания адекватного  представления о роли, которую  играют ФПГ в российской промышленности, помимо приведенной выше отраслевой принадлежности, важна классификация ФПГ по масштабу их деятельности. В качестве показателя масштабов деятельности могут рассматриваться сумма оборота компаний, входящих в ФПГ, сумма стоимости их активов, численность занятых на предприятиях ФПГ и сумма добавленной стоимости предприятиями, входящих в финансово-промышленную группу. Распределение зарегистрированных российских ФПГ по этим показателям, как демонстрируют данные табл. 3, чрезвычайно неравномерно.

 
Таблица 3. Доля пяти крупнейших среди зарегистрированных российских ФПГ

Немаловажной особенностью распределения зарегистрированных ФПГ по выпуску и численности  занятых, с одной стороны, и по сумме уставного капитала центральной  компании – с другой, служит существенное расхождение между “величиной” группы с точки зрения выпуска ее предприятий и с точки зрения суммы уставного капитала центральной компании ФПГ. Так, среди 10 групп с наибольшей суммой уставного капитала лишь 3 одновременно являются крупнейшими (попадают в первую десятку) по объему производства предприятий группы.

Другим критерием  классификации служит разделение ФПГ  на “банковские” и “промышленные” группы. Возглавляемые банком ФПГ  создавались вокруг крупных банков, с момента приватизации проводивших политику создания подчиненных им “промышленных империй”. “Банковские” ФПГ могут быть как официально зарегистрированными, так и не зарегистрированными. Примером банковской официально зарегистрированной ФПГ служит группа “Интеррос”, контролируемая Онэксимбанком. “Промышленные” ФПГ, в отличие от “банковских”, включают в свою структуру небольшие банки, зачастую созданные самими предприятиями группы или ее головной компанией. В любом случае в таких группах финансовые учреждения не играют существенной роли. Полученные в последние годы эмпирические данные4 говорят о том, что наиболее активно процессы интеграции и сопровождающее их перераспределение финансовых потоков между предприятиями идут именно в “банковских” группах.

Далее, существующие финансово-промышленные группы можно  классифицировать в соответствии с  особенностями целевых рынков, на которых действуют предприятия ФПГ. В соответствии с этим критерием ФПГ подразделяются на локальные, федеральные и международные (транснациональные). Наконец, важным критерием классификации групп служит взаимосвязь тех целевых рынков, на которых действуют предприятия ФПГ. В соответствии с этим критерием ФПГ можно разделить на вертикальные и горизонтальные объединения, а также конгломераты (см. табл. 4).

 
Таблица 4. Численность ФПГ разных типов в экономике России

Обращает на себя внимание, что целевые рынки и масштаб деятельности ФПГ слабо связаны как с суммой уставного капитала центральной компании ФПГ, так и с местом ее регистрации. Среди регионов регистрации ФПГ с существенным отрывом лидирует Москва (см. табл. 5), хотя входящие в “московские” группы предприятия находятся в самых разных регионах России.

 
Таблица 5. Региональная структура ФПГ по месту регистрации центральной компании

Большая часть как  российских, так и зарубежных экономистов  рассматривают ФПГ как форму интеграции промышленных предприятий. В свою очередь, успешная интеграция предполагает двоякое влияние на положение предприятий: с одной стороны, совершенствование системы корпоративного управления, с другой – повышение конкурентоспособности продукции на рынке. “Внутренний” и “внешний” стимулы интеграции не являются полностью независимыми. Если включение в ФПГ позволяет повысить эффективность внутренней организации фирмы или группы фирм, то это приводит к росту эффективности производства и повышению конкурентоспособности продукции этой группы на рынке. И наоборот – если объединение в ФПГ позволяет повысить суммарную прибыль участников благодаря возникновению конкурентных преимуществ (или усилению рыночной власти), тем самым создается финансовая основа для эффективной реструктуризации фирм, входящих в группу. Тем не менее в деятельности предприятий и их объединений “внутренние” и “внешние” стимулы интеграции играют относительно самостоятельную роль.

Значимость двух указанных  компонентов интеграции также может различаться. В современных российских условиях наиболее существенной является первая группа проблем – необходимость совершенствования системы корпоративной собственности и управления. Основным условием эффективной реструктуризации российских предприятий служит появление эффективного собственника.

Недостатками действующих  ФПГ как формы интеграции предприятий  служит характерное для России доминирование  инсайдерского контроля на предприятиях, слабая структура собственности  и корпоративного управления, незначительная роль централизованного принятия решений, и как следствие – относительная слабость процессов интеграции.

В 1997 г. средняя доля продукции, поставленная предприятиями, входящими в ФПГ, контрагентам, принадлежащим  той же группе, составляла всего 6,6% (тот же показатель для предприятий машиностроения составил 7,4%). Анализ данных Государственного комитета по статистике о положении предприятий 23 ФПГ позволяет увидеть, что интеграционные процессы в рамках групп не связаны с активностью банков группы: иными словами, интенсивность финансовых потоков в рамках ФПГ не связана с реальной интеграцией (см. табл. 6).

Информация о работе Финансово-промышленные группы в экономике России