Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:01, реферат
В современной российской экономике финансово-промышленные группы - это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России.
Введение…………………………………………………………………………..…….2
История образования финансово-промышленных групп……………..…….3
2. Понятие финансово-промышленной группы………………………….……5
. Анализ практики создания ФПГ в России……………………………………7
Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп……………………………………………………………10
Транснациональные финансово-промышленные группы……………...…..15
Заключение………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….…20
Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.
Глава 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ
Финансово-промышленные группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом.
В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников
Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
В случае создания транснациональной
финансово-промышленной группы на основе
межправительственного
Для участников межгосударственной
финансово-промышленной группы национальный
режим устанавливается
В акционерных обществах финансовые резервы формируются в законодательном порядке из чистой прибыли. У других хозяйствующих субъектов их образование регламентировано учредительными документами.
Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:
- выступает от имени
участников финансово-
- ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы
- готовит ежегодный
отчет о деятельности
- выполняет в интересах
участников финансово-
2.1
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-
Сегодня идея транснациональных финансово-промышленных групп все больше овладевает промышленниками и руководителями стран СНГ, которые рассматривают их как единственное средство восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями, да и, наконец, как средство совместного выживания.
Несмотря на расхождения в национальных законодательных системах и разные уровни экономик и несмотря на различия политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их наращивания.
Формирование
С декабря 1994 года было
заключено около 50 контрактов на управление
с отечественными и иностранными
компаниями. Масштабы передачи казахстанских
предприятий в иностранное
Несомненно, крупнейшим источником частного накопления стал экспорт нефти, газа, металлов, других сырьевых продуктов. Отсутствие должного государственного контроля за законностью в сфере экономики, контроля за государственным управленческим аппаратом открыло широкие каналы для легальной и нелегальной перекачки государственных средств в частный сектор.
Чиновники, как в
центральных, так и в региональных
органах власти полностью использовали
свои немалые возможности в
Ведущими группами интересов в Казахстане являются наиболее ресурсоемкие группы, которые уже сама необходимость сохранения и приращения ресурсов, а также управления ими заставляет объединяться, разрабатывать корпоративную идеологию и добиваться политического прикрытия и статуса в структурной власти.
Следует выделить такие крупные бизнес-структуры, действовавшие на рынке Казахстана: КРАМДС (структура и аппарат которого формируются в 1988 г., довольно продолжительное время получавшая всевозможные льготы от правительства); в начале 90-х годов возникла корпорация "Алтын Алма", которая занималась всевозможной оптово-розничной торговлей, а также организацией культурного досуга в г. Алма-Ате; фирма "Акцепт" сложилась в 1994 г., куда вошли спиртоводочные заводы; в 1995 г. возникает "Сахарный центр", занимающийся производством и торговлей сахаром.
Крупными фигурами отечественного бизнеса были Булат Абилов - президент фирмы "Бутя", Козыкорпеш Есенберлин - сын классика казахской советской литературы - президент компании "Алемсистем", Мухтар Аблязов, Еркин Калиев, Нурлан Каппаров, потом к ним прибавился и целый ряд других лиц.
Начало формирования
нового социального слоя и укрепление
осознания предпринимателями
Исходя из этого, экономическая элита создает свое политическое движение "Новое поколение", в состав которого вошли известные в стране предприниматели. Однако это попытка закончилась ничем, причинами чего послужили некоторая разобщенность участников движения, негативная бурная акция на его создание со стороны старшего поколения научно-творческой элиты, неприятие со стороны консервативно настроенной части правящей элиты и просто элементарная нехватка времени у членов движения на занятие политической деятельностью.
Следующим фактором, поспособствовавшим становлению бизнес-элиты республики, явились представители банковской сферы. Развитие банковского сектора Казахстана можно датировать 1994 - 2000 гг.
К концу 1994 года в Казахстане насчитывалось 184 банка, что было избыточно для обслуживания экономики. Основным методом конкурентной борьбы становится "тарифная война" - предложение более дешевых услуг, чем у конкурентов. Тогда же активизируется регулирование банковского сектора. В результате число банков стремительно сокращается.
За шесть лет число банков уменьшилось в четыре раза. Выделяются три достаточно универсальных банка, захвативших 60% рынка - "Народный сберегательный банк", который в настоящее время "поглотил" другой крупный субъект банковской сферы - "Казкоммерцбанк", "ТуранАлембанк". Они являются системообразующими. Эти два банка + 9 банков входят в категорию крупных банков страны - удерживают 80-90% рынка. 35 банков - 10-20% рынка. 18 банков (38% всех банков) имеют участие иностранного капитала.
Одним из крупных банков является "Казкоммерцбанк", который был создан в 1991 году как "Медеу-банк" при активном участии молодого казахстанского бизнеса ("Акцепт", "Бутя", "Астана-Холдинг" и т.д.). Первым заместителем председателя правления, а с 1993 г. председателем правления стал Нуржан Субханбердин, сын известного писателя С.Субханбердина. Банк изначально специализировался на предоставлении особых услуг крупным корпоративным клиентам. Представителем банка в государственных структурах стал заместитель председателя Сауат Мынбаев, назначенный в январе 1995 г. министром финансов. В том же году банк расширился благодаря объединению с "Астаной-Холдинг-банком".
В 1995 г. был создан
"Алматинский торгово-
Однако укрепление групп новой экономики при общем ослаблении старых экономических и неразвитости новых политических групп предопределяет прямую зависимость формирующегося "нового политического класса" от групп новой экономики. Государственная политика того времени была направлена на сохранение этого баланса и достижение синтеза производственных и финансовых активов.
Административно-экономическим полем институционального закрепления доминантного положения новых экономических групп стали ключевые финансовые ведомства. Введение представителей финансовых групп в состав кабинета министров, равно, как и интеграция высших чиновников в эти группы позволили обеспечить различные государственные преференции банкам и компаниям. Новый политический класс, составной частью которого являются ответственные чиновники исполнительной власти, все больше манипулируют новыми экономическими группами.
Поэтому основной предпосылкой трансформации советского административно-политического режима явилась возможность непрерывной конвертации власти в собственность и собственности во власть ограниченным кругом лиц. Административно-политическим полем закрепления финансовыми группами своих позиций в обществе и государстве стали кадровые назначения на высшие государственные посты с учетом, прежде всего, "пожеланий" основных групп интересов плюс изменение самой структуры исполнительной власти в пользу финансовых приватизационных ведомств.
Тем самым наиболее значимая часть взаимоотношений бизнеса с государством переместилась в узкое социальное пространство, свободное от институциональных ограничений. Главными субъектами взаимодействия стали элиты, в которых центральное место заняли неформальные связи на высшем уровне.
Первый опыт вхождения бизнес-элиты во власть не для всех был удачным. Некоторым из них не удалось прочно закрепиться, основной конфликт возник как между новой молодой бизнес-когортой и старой политической элитой (последние считали для занятия тех или иных должностей необходимо пройти все ступени властной иерархии) так и между складывающимися группами интересов. К ним относятся такие лица, как Еркен Калиев, Мухтар Аблязов и др.
В современной расстановке
казахстанских политико-
Казахстанские "технократы" - это целая плеяда достаточно молодых, амбициозных людей, среди которых можно выделить З.Какимжанова, С.Мынбаева, К.Масимова и др. "Технократы", взойдя на политический небосклон, буквально сразу стали играть ключевую роль в определении экономической политики государства. Кроме того, они привнесли в правительство и такое явление, как лоббирование интересов крупного бизнеса, представителями которого они являются.
Одновременно с этим следует отметить еще одну особенность, есть отличие в механизмах проникновения во власть бизнес-элиты. Наряду с продвижением в государственные структуры своих представителей, практикуется, когда сами бизнесмены становятся политиками, несколько отходя от бизнеса, например, президент компании "Бутя" Булат Абилов, ныне бывший депутат нижней палаты парламента - Мажилиса, баллотировавшийся от республиканской политической партии "Отан". Президент компании "Алси" Исахан Алимжанов - депутат нижней палаты парламента.
Информация о работе Финансово-промышленные группы в экономике России