Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:17, курсовая работа
Целью этой работы является изучение задач и инструментов фискальной политики государства и особенностей ее реализации в Республике Беларусь в условиях рыночных преобразований.
Основными задачами, поставленными при написании работ являются:
1. Раскрыть сущность фискальной политики, ее инструментов, видов и типов.
2. Определить эффективность фискальной политики при действии различных инструментов.
ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ----------- 5
1.4 Типы фискальной политики ------------------------------------------------------------ 5
1.2 Инструменты фискальной политики ------------------------------------------------- 5
1.3Виды фискальной политики ------------------------------------------------------------ 8
1.1Понятие фискальной политики -------------------------------------------------------- 10
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -------------------- 17
ГЛАВА 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ ---------------------------- 23
3.1 Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь ----------- 23
3.2 Бюджетное планирование. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета в Республике Беларусь ----------------------------------------------------------------------- 25
3.3 Обзор бюджета Республики Беларусь в 2010 году. Соответствие плану консолидированного бюджета ------------------------------------------------------------ 26
3.4 Обзор бюджета Республики Беларусь на 2011 год -------------------------------- 27
3.5 Необходимость реформирования фискальной политики Республики
Беларусь --------------------------------------------------------------------------------------- 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------- 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ------------------------------------- 36
Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог, управление внешнеэкономической политики и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).
1.3Виды фискальной политики
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
Используя модель «совокупный
спрос – совокупное предложение»
можно проиллюстрировать
Совокупный спрос может переместиться из положения AD1 в положение AD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер.
P AS
AD1 AD2
Y
Рисунок 1.1 Стимулирующая фискальная политика
Сдерживающая бюджетно-
P AS
AD1
AD2
Y
Рисунок 1.2. Сдерживающая фискальная политика.
На рисунке 1.2 смещение совокупного спроса из состояния AD1 в состояние AD2 происходит вследствие применения следующих мер: сокращение государственных расходов, повышение налогов или их сочетание.
Чтобы выяснить, насколько правильна проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.
Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над доходами в каждый данный год. Бюджетный излишек – превышение расходов правительства над его доходами.
Фактические бюджетные дефициты и
излишки могут изменяться вследствие
целенаправленного изменения
расходы
T
N
K E M G
L
Q1 Qe Q2 Доход, выпуск
Рисунок 1.3 Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) - Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако, на самом деле никакие стимулирующие меры не были предприняты. Это доказывает, что в условиях полной занятости и при тех же государственных расходах и налогах бюджет полной занятости имеет излишек MN. Из этого следует, что причиной дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и, отчасти, поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального, и теперь возникла необходимость в стимулировании совокупного спроса.
Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой – сокращение совокупного спроса.
1.4 Типы фискальной политики
В зависимости от механизмов
регулирования на изменение экономической
ситуации фискальная политика делится
на дискреционную и
Само по себе наличие государственного сектора, так же как и структура налогообложения, влияет на развитие экономики, даже если уровень государственных расходов и ставки подоходного налога будут оставаться неизменными.
Основными орудиями дискреционной фискальной политики являются:
1) изменение программ, связанных с расходами (например, программ общественных работ);
2) изменение программ
расходов «трансфертного» (
3) циклические изменения уровня налогов.
При помощи кейнсианской модели «доходы – расходы» можно рассмотреть механизмы дискреционной фискальной политики. Необходимо сделать лишь некоторые предположения:
1. на потребление и
инвестиции не влияют
2. чистый экспорт равен нулю
3. уровень цен постоянен
4. в экономике первоначально не существует налогов
5. фискальная политика не оказывает воздействия на совокупное предложение.
Учитывая все эти
предположения, рассмотрим, как влияют
изменения государственных
AE
C+I+G
2
C+I
1
Y1 Y2 Y
Рисунок 1.4
Рассмотрим ситуацию, когда совокупные расходы включают в себя потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке 1.
В связи с начавшимися
изменениями в процессе
Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Y1 до Y2. Расстояние между прямыми C+I и C+I+G показывает величину государственных закупок, а расстояние между Y2 и Y1 - прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора.
Мультипликатор
М = 1 / (1 – MPC).
В периоды подъема
экономики правительство
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину. Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке 1.
AE
C+I+G1
2
C1+I+G1
3
C+I+G
1
Y1 Y3 Y2 Y
Рисунок 1.5
Предположим, государство увеличило закупки товаров и услуг, что привело к росту совокупных расходов и к сдвигу кривой С+I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия переместилась из 1 в 2. Объем национального продукта возрос с Y1 до Y2.
Введение налога сдвинет кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1. Точка равновесия переместится из 2 в 3, а объем производства уменьшится с Y2 до Y3. Объем производства в результате введения налога сократится.
Следовательно, в результате роста государственных закупок национальный продукт увеличится , а введение налога сокращает его.
В модели «расходы-доходы» дискреционная политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.
Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. [6. c.125-134]
В соответствии с рекомендациями Кейнса все западные страны осуществляли дискреционную фискальную политику, которая в зависимости от конкретной экономической ситуации затем разделилась на три типа: расширительную, ограничительную и антициклическую.
Расширительная фискальная политика проводится в случае рецессии, спада, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Такая политика проводится за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.
Ограничительная фискальная политика проводится в том случае, если неожиданно повышается спрос, вызывающий повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос.
Антициклическая фискальная политика заключается в том, чтобы простимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время депрессии и ограничивает его во время оживления.
Некоторые экономисты сравнивают дискреционную фискальную политику со стрельбой по быстро движущейся мишени. Это связано с тем, что во время обсуждения законопроекта, подготовленного в связи с новой ситуацией в экономике, эта ситуация становится «старой», поэтому приходится разрабатывать новый законопроект
При колебаниях деловой
активности объем государственных
налоговых поступлений в
Недискреционная («пассивная»,
«или работающая в автоматическом режиме»)
фискальная политика – автоматическое
изменение величин
Информация о работе Фискальная политика в экономике Республики Беларусь