Фискальная политика в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение задач и инструментов фискальной политики государства и особенностей ее реализации в Республике Беларусь в условиях рыночных преобразований.
Основными задачами, поставленными при написании работ являются:
1. Раскрыть сущность фискальной политики, ее инструментов, видов и типов.
2. Определить эффективность фискальной политики при действии различных инструментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ----------- 5
1.4 Типы фискальной политики ------------------------------------------------------------ 5
1.2 Инструменты фискальной политики ------------------------------------------------- 5
1.3Виды фискальной политики ------------------------------------------------------------ 8
1.1Понятие фискальной политики -------------------------------------------------------- 10
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -------------------- 17
ГЛАВА 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ ---------------------------- 23
3.1 Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь ----------- 23
3.2 Бюджетное планирование. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета в Республике Беларусь ----------------------------------------------------------------------- 25
3.3 Обзор бюджета Республики Беларусь в 2010 году. Соответствие плану консолидированного бюджета ------------------------------------------------------------ 26
3.4 Обзор бюджета Республики Беларусь на 2011 год -------------------------------- 27
3.5 Необходимость реформирования фискальной политики Республики
Беларусь --------------------------------------------------------------------------------------- 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------- 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ------------------------------------- 36

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!!!!!.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог, управление внешнеэкономической политики и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).

1.3Виды фискальной политики

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики. 

Используя модель «совокупный  спрос – совокупное предложение» можно проиллюстрировать действие стимулирующей фискальной политики.

Совокупный спрос может  переместиться из положения AD1 в положение AD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер.

        P       AS


 

        

 

 

AD1     AD2

 

 

 

 

Y

Рисунок 1.1 Стимулирующая фискальная политика

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) имеет  своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода. Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение» можно проиллюстрировать действие сдерживающей фискальной политики.

 P   AS


 

 

 

   AD1


 

   AD2

 

 

Y

Рисунок 1.2. Сдерживающая фискальная политика.

На рисунке 1.2 смещение совокупного спроса из состояния AD1 в состояние AD2 происходит вследствие применения следующих мер: сокращение государственных расходов, повышение налогов или их сочетание.

Чтобы выяснить, насколько правильна  проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить  ее результаты. Часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над доходами в каждый данный год. Бюджетный излишек – превышение расходов правительства над его доходами.

Фактические бюджетные дефициты и  излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы оценить все эти причины, и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими бы были дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.


     расходы

 

 

 

     T

N

 

 

         K             E  M  G

 

 

       L

 

 

 

        Q1           Qe           Q2  Доход, выпуск  

 

Рисунок 1.3 Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.

Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке  Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) - Q2.

Существующий при фактическом  объеме производства Q1бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако, на самом деле никакие стимулирующие меры не были предприняты. Это доказывает, что в условиях полной занятости и при тех же государственных расходах и налогах бюджет полной занятости имеет излишек MN. Из этого следует, что причиной дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и, отчасти, поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального, и теперь возникла необходимость в стимулировании совокупного спроса.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение  совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета  полной занятости свидетельствует  о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой – сокращение совокупного спроса.

1.4 Типы фискальной политики

В зависимости от механизмов регулирования на изменение экономической  ситуации фискальная политика делится  на дискреционную и недискреционную (автоматическую, политику встроенных стабилизаторов).

Само по себе наличие  государственного сектора, так же как и структура налогообложения, влияет на развитие экономики, даже если уровень государственных расходов и ставки подоходного налога будут оставаться неизменными.

Основными орудиями дискреционной  фискальной политики являются:

1) изменение программ, связанных с расходами (например, программ общественных работ);

2) изменение программ  расходов «трансфертного» (перераспределительного) типа;

3) циклические изменения  уровня налогов.

При помощи кейнсианской модели «доходы – расходы» можно  рассмотреть механизмы дискреционной фискальной политики. Необходимо сделать лишь некоторые предположения:

1. на потребление и  инвестиции не влияют государственные  расходы

2. чистый экспорт равен  нулю

3. уровень цен постоянен

4. в экономике первоначально  не существует налогов

5. фискальная политика  не оказывает воздействия на  совокупное предложение. 

Учитывая все эти  предположения, рассмотрим, как влияют изменения государственных расходов на объем производства.

AE


 

C+I+G

        2

  C+I

 

  1

 

    

   Y1          Y2   Y

Рисунок 1.4

Рассмотрим ситуацию, когда совокупные расходы включают в себя потребительские расходы  С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке 1.

 В связи с начавшимися  изменениями в процессе производства  правительство приняло решение поддержать спрос, увеличив совокупные расходы за счет государственных закупок G. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции. Поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов, что обусловит сдвиг прямой С+I  вверх на величину G, в положение C+I+G. Планируемые расходы станут превышать равновесный объем выпускаY1. В ответ фирмы начнут увеличивать производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке 2 при выпуске Y2.

Увеличение государственных  закупок стимулировало рост объема производства с Y1 до Y2. Расстояние между прямыми C+I  и   C+I+G  показывает величину государственных закупок, а расстояние между Y2 и Y1  - прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора.

Мультипликатор государственных  расходов  показывает изменение дохода в результате изменения расходов государства. Мультипликатор государственных расходов можно определить по формуле:

М = 1 / (1 – MPC).

В периоды подъема  экономики правительство уменьшает  закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Чтобы государственные  расходы имели стимулирующее  действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Фискальная  политика, как правило, оперирует  одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину. Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке 1.


 AE

 

   C+I+G1

2

             C1+I+G1

    3       

                C+I+G

     1

 

 

 

    Y1     Y3   Y2    Y

Рисунок 1.5

Предположим, государство  увеличило закупки товаров и  услуг, что привело к росту  совокупных расходов и к сдвигу кривой С+I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия переместилась из 1 в 2. Объем национального продукта возрос с Y1 до Y2.

Введение налога сдвинет  кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1.  Точка равновесия переместится из 2 в 3, а объем производства уменьшится с Y2 до Y3. Объем производства в результате введения налога сократится.

Следовательно, в результате роста государственных закупок  национальный продукт увеличится , а введение налога сокращает его.


В модели «расходы-доходы»  дискреционная политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.

Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие  довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. [6. c.125-134]

В соответствии с рекомендациями Кейнса все западные страны осуществляли дискреционную фискальную политику, которая  в зависимости от конкретной экономической ситуации затем разделилась на три типа: расширительную, ограничительную и антициклическую.

Расширительная фискальная политика проводится в случае рецессии, спада, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Такая политика проводится за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

Ограничительная фискальная политика проводится в том случае, если неожиданно повышается спрос, вызывающий повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос.

Антициклическая фискальная политика заключается в том, чтобы простимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время депрессии и ограничивает его во время оживления.

Некоторые экономисты сравнивают дискреционную фискальную политику со стрельбой по быстро движущейся мишени. Это связано с тем, что во время обсуждения законопроекта, подготовленного в связи с новой ситуацией в экономике, эта ситуация становится «старой», поэтому приходится разрабатывать новый законопроект

При колебаниях деловой  активности объем государственных  налоговых поступлений в некоторой  степени изменяется автоматически  – так, чтобы стабилизировать  экономику. Это автоматическое изменение, или встроенный стабилизатор, является недискреционной бюджетной политикой и закладывается в конструкцию большинства налоговых систем. [28]

Недискреционная («пассивная», «или работающая в автоматическом режиме») фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При  такой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Информация о работе Фискальная политика в экономике Республики Беларусь