Фискальная политика в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение задач и инструментов фискальной политики государства и особенностей ее реализации в Республике Беларусь в условиях рыночных преобразований.
Основными задачами, поставленными при написании работ являются:
1. Раскрыть сущность фискальной политики, ее инструментов, видов и типов.
2. Определить эффективность фискальной политики при действии различных инструментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ----------- 5
1.4 Типы фискальной политики ------------------------------------------------------------ 5
1.2 Инструменты фискальной политики ------------------------------------------------- 5
1.3Виды фискальной политики ------------------------------------------------------------ 8
1.1Понятие фискальной политики -------------------------------------------------------- 10
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -------------------- 17
ГЛАВА 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ ---------------------------- 23
3.1 Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь ----------- 23
3.2 Бюджетное планирование. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета в Республике Беларусь ----------------------------------------------------------------------- 25
3.3 Обзор бюджета Республики Беларусь в 2010 году. Соответствие плану консолидированного бюджета ------------------------------------------------------------ 26
3.4 Обзор бюджета Республики Беларусь на 2011 год -------------------------------- 27
3.5 Необходимость реформирования фискальной политики Республики
Беларусь --------------------------------------------------------------------------------------- 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------- 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ------------------------------------- 36

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!!!!!.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Кроме внутреннего лага имеется также внешний лаг. Внешний  лаг – это период времени от утверждения данных мер до получения  эффекта от их реализации в реальном секторе экономике.

2. Трудности в расчетах. Трудно оценить влияние на  совокупный спрос трансфертов  и налогов, т.к. их влияние  зависит от предельной склонности  к потреблению, рассчитать которую  достаточно сложно.

3. Эффект вытеснения.

Одной из потенциальных  ловушек, препятствующих реализации фискальной политики в полной мере, является эффект вытеснения. Этот эффект заключается  в том, что для роста государственных  расходов государству приходится занимать средства на кредитном рынке. Таким образом, государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором, что повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Когда фискальную политику рассматривают с этой точки зрения, то может оказаться, что она в значительной степени, а иногда и полностью, неэффективна.

Графически эффект вытеснения можно представить как на рис. 2.1а и 2.1б.


   P


            AS


 

 

    P1

 

   AD2

       AD1  

 

Y1  Y2   Y

Рисунок 2.1а. Фискальная политика, в которой нет никаких препятствий к осуществлению.

 

 

 

 

    P


    AS

 

 

    P1

 

      AD2

  AD1  AD3

 

      Y1       Y3   Y2  Y

Рисунок 2.1 б. Фискальная политика и эффект вытеснения.

Как показано на рисунке 2.1а, фискальная политика ничем не осложнена  и работает в полную силу, когда  используется для устранения отрицательного разрыва ВВП и выхода на уровень  реального ВВП при полной занятости  величиной Y2. При варианте, показанном на рисунке 2.1б, можно предположить, что стимулирующая фискальная политика повышает процентные ставки и вытесняет с рынка некоторую долю инвестиций. Из-за этого сила фискальной политики ослабевает, свидетельством чему является рост ВВП лишь до величины Y3.

Среди экономистов существуют некоторые разногласия по поводу того, действует эффект вытеснения при всех обстоятельствах или нет. Многие из них предполагают, что незначительное вытеснение осуществляется и тогда, когда фискальная политика применяется в периоды рецессии. Однако повышенные государственные расходы и увеличившиеся потребительские расходы в результате снижения налогов скорее всего улучшают ожидания бизнеса в отношении будущих прибылей. Более высокие ожидаемые прибыли на частные инвестиции могут стимулировать более высокие вложения. [14, c.264-266]

4. Политическое влияние  на бюджетно-налоговую политику.

Фискальные меры принимаются  и проводятся на политической арене. Эта реальность может не только замедлить  реализацию фискальной политики, но и  породить потенциальные политические конфликты, которые приходится учитывать при формулировании этой политики. Политики – это люди, которые стремятся, чтобы их заново переизбрали, поэтому они активно используют инструменты бюджетно-налоговой политики в предвыборных целях. Сильная экономика в период выборов, несомненно, помогает им добиться этих целей. Поэтому многие из политиков могут выступить за крупные снижения налогов под лозунгом проведения стимулирующей фискальной политики даже в том случае, когда такая политика в экономическом смысле является необоснованной. Точно так же они могут обосновать повышение государственных расходов на популярные в обществе статьи, вроде субсидий в сельское хозяйство, здравоохранение, образование, повышение безопасности страны.

Существует вариант, что лица, занимающие выборные должности, и политические партии, могут совместно использовать фискальную политику, в первую очередь в политических целях, тем самым они вызывают ненужные изменения совокупного спроса, в результате чего усиливается (вместо сдерживания) экономические колебания. Часто происходит, что перед выборами проводится экспансионистская фискальная политика, а уже после выборов приходится прибегать к мерам рестрикционной политики, чтобы ограничить излишне высокий совокупный спрос после выборов. Если отобразить эту проблему более кратко, то политиками могут быть порождены так называемые политические циклы деловой активности. Доказать при помощи документов, что ситуация проводилась по подобному сценарию, довольно трудно. Несмотря на это, мало кто сомневается, что политические аспекты действительно серьезно влияют на формирование фискальной политики. [14, c.263-264]

5. Неопределенность. Такой  недостаток характеризует не  только фискальную, но и денежно  кредитную политику.

Неопределенность касается в первую очередь проблем распознавания экономической ситуации Часто бывает достаточно трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев. Поэтому, так как на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. Во-вторых это касается проблем оценки, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то достаточно сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные расходы или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей бюджетно-налоговой политики как не привести экономику в состояние депрессии.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ

3.1 Особенности бюджетно-налоговой  сферы в Республике Беларусь

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на условия  функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Сейчас идет процесс отработки фискальной политики, форм и методов регулирования социально-экономических процессов.

За прошедшие годы в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям, достигнуто значительное продвижение. Можно сказать, что она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета, а также источников внешнего и внутреннего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга. [9, c. 62]

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О бюджетном устройстве»  мы перешли на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район), и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Пока что нельзя говорить о завершении формирования основы бюджетной  системы, поскольку существуют проблемы в организации бюджетного процесса и они очень велики. Проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь:

1. Формирование бюджета  государства продолжает осуществляться  по методу «от достигнутого».  Органы власти, особенно на региональном уровне, пока не следуют новым правилам, что приводит к низкому качеству бюджетного планирования и к низкой степени прозрачности бюджетов всех уровней. Кроме того, бюджетное планирование в республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовый год. На мой взгляд, необходимо закладывать основу для преобразований в бюджетном секторе на среднесрочную перспективу.

2. Большая концентрация  финансовых ресурсов в государственном  бюджете и чрезмерная налоговая  нагрузка на субъекты хозяйствования. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. Во многом это объясняется сохранением сильного контроля государства над экономикой. Так, к моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32 %. В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993—1994 гг. составил 36,8 и 36,5 %, соответственно, что было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики. В 1995 г. в связи с некоторым ослаблением налогового пресса и дебюджетизацией финансовых ресурсов произошло снижение удельного веса доходов государственного бюджета в ВВП с 7,3 до 29,2 %. Несмотря на относительное снижение налоговых поступлений, развитию процесса бюджетизации финансовых ресурсов способствовало то, что в состав бюджета в 1997—1998 гг. стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Как следствие, удельный вес государственного бюджета возрос в 1998 г. до 34,1 % в ВВП и находился на этом уровне вплоть до 2003 г., имея незначительные колебания. Поэтому снижение концентрации финансовых ресурсов в государственном бюджете и налоговой нагрузки возможно только на основе снижения и отмены ряда неэффективных налогов и сборов, упразднения и отмены части целевых внебюджетных фондов.

3. Нестабильность налогового  законодательства. Налоговая система  Республики Беларусь сформирована  в 1992 г., но до настоящего времени еще не обрела стабильности. Ежегодно в налоговое законодательство вносятся существенные изменения, непредвиденность которых лишает налогоплательщиков возможности прогнозировать свои финансовые перспективы. Обеспечение стабильности налогового законодательство возможно благодаря принятию всех частей Налогового кодекса и моратория на изменения в налоговом законодательстве, ограничивающие права налогоплательщиков.

4. Чрезмерность предоставления  налоговых льгот. Большое количество индивидуальных налоговых льгот ведет к неравномерности налоговой нагрузки и не позволяет снизить ее для других субъектов хозяйствования. Решение данной проблемы возможно на основании пересмотра и сокращения налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы обеспечить дальнейшее снижение ставок и уменьшение количества налогов и сборов.

5. Финансирование убыточных  предприятий и квазибюджетные  операции Национального банка,  государственных предприятий и  коммерческих банков. Национальный банк и коммерческие банки кредитуют малоэффективные предприятия государственного сектора, а они, в свою очередь, предоставляют ряд социальных благ (жилье, медобслуживание, места в детских дошкольных учреждениях, гарантированное трудоустройство и т.д.), что существенно ограничивает возможности эффективного бюджетно-налогового регулирования из-за роста скрытого бюджетного дефицита. Решение данной проблемы возможно на основе применения рыночного механизма кредитования всех субъектов хозяйствования и перехода на адресную поддержку при одновременном увеличении цен и тарифов на оказываемые услуги. [2, c. 263-264]

Следует отметить, что  в 2004 г. в области бюджетно-налоговой  сферы изменилась методология составления  бюджета, которая приблизилась к  международным стандартам статистики государственных финансов. Так, средства от реализации государственной собственности теперь относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращение финансирования дефицита за счет кредитов Национального банка оказывает положительное воздействие на уровень инфляции в республике, вносит существенные изменения в финансирование программы жилищного строительства.

Несмотря на это, рост валовых показателей пока не оправдал надежд белорусского народа. Непрозрачная правовая среда способствует бегству  капитала из страны, массовому уходу бизнеса в тень. Отсутствие прозрачности при проведении бюджетной политики еще больше усложняет анализ абсолютных величин доходно-расходной части консолидированного бюджета. Беларусь является аутсайдером в проведении рыночных реформ. В опубликованном 15 января 2008 г. рейтинге экономической свободы американского фонда Heritage Foundation Беларусь заняла 150-е место с индексом 44,7%. Еще год назад мы были на 5 позиций выше (57,2%).В докладе отмечено, что уровень налоговой свободы набрал лишь 81% (87,9% годом раньше). Так что улучшений в фискальной политике зарубежные эксперты в Беларуси не видят. [21]

Несмотря на официальные уверения о том, что налоговая нагрузка в стране постоянно снижается, на самом деле она растет, потому что в нашей стране введен такой  налог, как отчисления в инновационный фонд.

Реформирование бюджетной  и налоговой систем является обязательным условием и основой для проведения эффективной бюджетно-налоговой  политики, которая, тем не менее, имеет  свою логику, принципы и методы разработки.

3.2 Бюджетное планирование. Порядок рассмотрения и утверждения  бюджета в Республике Беларусь.

Бюджетное планирование – это определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей  социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

В задачу Бюджетного Планирования входит обеспечение сбалансированности бюджетов всех административно-территориальных  единиц, что является условием бюджетно-финансовой политики.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и  распорядительные органы обязаны принимать  меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в  процессе их исполнения производить  расходы в пределах поступающих доходов.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты – решением совета местных депутатов.

Разработка проекта  бюджета осуществляетсяся Министерством  финансов на основе прогнозных показателей  социального и экономического развития страны и государственных, региональных программ. Одобренный проект бюджета в правительстве передается на рассмотрение президента, президент вносит свои измененияия и представляет на рассмотрение парламента. Финансовый год в Республике Беларусь установлен с 1 января по 31 декабря. Представленный на рассмотрение парламента проект бюджета рассматривается и осуждается с начала в палате представителей, затем в Совете Республики. В случае возникновения разногласий по проекту бюджета между палатой представителей и Советом республики создается согласительная комиссия, которая рассматривает возникшие разногласия и принимает соответствующие рекомендации. Если проект бюджета не принят законадательным органом вступает правило исполнения бюджета по положениям, действовавшим во втором квартале, предшествующего финансового года. Если проект бюджета принимается законадательным органом, он представляется на утверждение президенту страны. После утверждения президентом проект бюджета рассматривается как закон о бюджете страны на предстоящий бюджетный год. Особенностью бюджетного процесса в Республике Беларусь является прогнозирование и утверждение в законе "О бюджете целевых бюджетных фондов". Эти фонды предусматриваются по доходам и направлениям расходов. Кроме того по законодательству Республики Беларусь президенту страны предоставлено право уточнения бюджета страны в связи изменившимися условиями, функционирования экономики и необходимостью изменения в направлении бюджетных средств.

Информация о работе Фискальная политика в экономике Республики Беларусь