Фискальная политика в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение задач и инструментов фискальной политики государства и особенностей ее реализации в Республике Беларусь в условиях рыночных преобразований.
Основными задачами, поставленными при написании работ являются:
1. Раскрыть сущность фискальной политики, ее инструментов, видов и типов.
2. Определить эффективность фискальной политики при действии различных инструментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ----------- 5
1.4 Типы фискальной политики ------------------------------------------------------------ 5
1.2 Инструменты фискальной политики ------------------------------------------------- 5
1.3Виды фискальной политики ------------------------------------------------------------ 8
1.1Понятие фискальной политики -------------------------------------------------------- 10
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -------------------- 17
ГЛАВА 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ ---------------------------- 23
3.1 Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь ----------- 23
3.2 Бюджетное планирование. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета в Республике Беларусь ----------------------------------------------------------------------- 25
3.3 Обзор бюджета Республики Беларусь в 2010 году. Соответствие плану консолидированного бюджета ------------------------------------------------------------ 26
3.4 Обзор бюджета Республики Беларусь на 2011 год -------------------------------- 27
3.5 Необходимость реформирования фискальной политики Республики
Беларусь --------------------------------------------------------------------------------------- 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------- 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ------------------------------------- 36

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!!!!!.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение и утверждение  бюджетов и отчетов об их исполнении производиться гласно, за исключением случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством РБ к категории государственных секретов. [3]

3.3 Обзор бюджета Республики  Беларусь в 2010 году. Соответствие плану консолидированного бюджета.

Доходная часть бюджета 2010 года сформирована с учетом ряда особенностей. Доходы республиканского бюджета предусмотрены в размере 38,15 трлн. бел руб., и возрастут по сравнению с ожидаемым исполнением 2009 года на 8%.

Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 52,35 трлн. бел руб., или 46,3% к ВВП, или на 13% больше, чем в 2009 году.

Прогноз дефицита республиканского бюджета на 20010 год составляет 2,19 трлн. бел руб., или 1,9% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних и внешних источников. Планируется, что дефицит будет покрываться на 70% за счет внутренних источников и на 30% за счет привлечения иностранных инвестиций.

По прогнозу Мирового Валютного Фонда ВВП Беларуси в 2010г. вырастет на 9,2% (по версии Совета министров – на 10%). Среднегодовая инфляция в этом году планируется на уровне 15,9%, в следующем – 9,6 Дефицит текущего счета платежного баланса в 2008г. будет ~5,9% ВВП, в следующем – минус 8% ВВП. Тревожно, но не смертельно.

В конце 2009г. при принятии бюджета на 2010г. ВВП в номинальном объеме планировался в объеме 112,8трлн. бел. руб. или $51,4млрд. Сейчас ожидаемое исполнение за этот год будет 123,7трлн. бел. руб.  или $58,2млрд.

Что касается исполнения запланированного бюджета, то за 9 месяцев текущего года сложилось превышение бюджетных доходов над расходами за счет опережающего поступления доходов и отложенных на четвертый квартал 2010 года расходов.

Доходная часть бюджета, как зеркало, отражает состояние  реального сектора экономики.

За рассматриваемый  период доходы республиканского бюджета  составили 35,9 трлн. рублей, или 88% годового плана. В Министерстве финансов отмечают, что поступления основных доходных источников складывается в пределах запланированных назначений.

Налога на прибыль  поступило 2,5 трлн. рублей, или 101,2% годового плана. За январь—сентябрь текущего года в республиканский бюджет поступило  НДС на 6 трлн. рублей, или 80,4% годового плана. Доходы от внешнеэкономической  деятельности составили 7,4 трлн. рублей, или 83,7% годового плана.

По состоянию на 1 октября  задолженность по платежам в бюджеты  всех уровней сложилась в сумме 78,6 млрд. рублей и сократилась с  начала года на 70,9 млрд. рублей.

Расходная часть запланированного бюджета Беларуси увеличилась на 4,5 трлн. бел. руб. В части расходов планируется увеличить отчисления на финансирование мероприятий, направленных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. Их объем может возрасти на 80-83 млрд. бел. руб., причем половину из них планируется направить на выплату льгот и компенсаций пострадавшему населению. Доходы республиканского бюджета предусмотрены в размере 38,15 трлн. бел. руб. Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 52,35 трлн. бел. руб., или 46,3% к ВВП республиканского бюджета - в 40,34 трлн. бел. руб. [23]

Расходы республиканского бюджета за январь—сентябрь составили 32,5 трлн. рублей, или 73,9% годового плана. Как подчеркивают в Минфине, в  целом за январь—сентябрь 2010 года обеспечено "ритмичное финансирование" расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Обеспечено опережающее финансирование расходов республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, относительно поступивших доходов в сумме около 55 млрд. рублей. [18, 23]

3.4 Обзор бюджета Республики Беларусь на 2011 год

К сегодняшнему дню уже проведена работа по формированию государственного бюджета на 2011 год.

Попытки найти подтверждение  намерениям отойти от матрицы плановой экономики в законе о бюджете  на 2011 год оказались напрасными. То, как правительство намерено зарабатывать и тратить деньги в следующем году, наводит на грустные мысли. Производителям, предпринимателям, налогоплательщикам в целом в 2009г. легче не станет,

Доходная часть бюджета-2011 составит 54,9 трлн. белорусских рублей, расходная — 57,7 трлн. белорусских рублей.

Увеличены расходы на субсидирование организаций жилищно-коммунального хозяйства по услугам, оказываемым населению. Их объем составит около 1,7 трлн. бел. руб. При этом 48% покроет бюджет, 32% — население (в текущем году граждане оплачивают на 2% больше), остальное — за счет собственных ресурсов предприятий ЖКХ.

Кроме того, проект закона предусматривает выделение из бюджета около 750 млрд. бел. руб. на финансирование части инвестиционных расходов энергетического сектора. За счет бюджета-2011 будут профинансированы также подготовительные работы по строительству атомной станции на сумму около 170 млрд. бел. руб.

Было подчеркнуто, что  бюджет будет не только самым энергозатратным, но и наиболее социально ориентированным за последние годы. Более 42 трлн. бел. руб. планируется направить на социальные расходы. Так, предусмотрены повышенные темпы роста ассигнований на здравоохранение, образование, культуру, социальную политику. Их прирост составит более 35% к уровню текущего года, в то время как расходы бюджета в целом возрастут на 26%.

Расходы на здравоохранение увеличатся по сравнению с текущим годом, как уже отмечалось, на 35% и составят 6,5 трлн. бел. руб. (примерно 4,2% к ВВП). На образование запланировано 8,8 трлн. бел. руб., или 5,7% к ВВП. На адресную социальную помощь — около 100 млрд. бел. руб.

Еще одна особенность  законопроекта — значительное увеличение расходов на поддержку жителей регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Они вырастут на 43%. Расходы на реализацию чернобыльских программ достигнут 758 млрд. бел. руб., еще 257 млрд. пойдут на работы по газификации, водоснабжению и дорожному строительству, а также на мероприятия по социальной и экономической реабилитации пострадавших регионов.

Расширится поддержка  национальной экономики. Она получит 700 млрд. бел. руб., что в полтора раза больше, чем в 2010 г. 

Значительную господдержку получит в 2011 г. жилищное строительство, куда будет направлено около 2 трлн. бел. руб. За счет бюджета планируется и создание инженерно-транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, на что выделяется более 863 млрд. бел. руб.

Одним из главных вопросов нынешних бюджетных чтений в Парламенте стало снижение налоговой нагрузки.

В 2011 г. с 2 до 1% предполагается уменьшить ставку сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей. В результате налогоплательщики сэкономят около 1,4 трлн. бел. руб. Кроме того, планируется исключить из обложения налогом на недвижимость активную часть производственных фондов — технологические линии и производственное оборудование (экономия для предприятий составит 400 млрд. бел. руб). В размере 5% будет установлена единая ставка по местному налогу с продаж и налогу на услуги. Ожидаемое от этого шага снижение цен на товары и услуги может достигнуть 360 млрд.бел. руб.

Запланировано также снижение с 35% до 34% ставки обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. В результате платежи уменьшатся на 47 млрд. бел. руб. С 5 до 3% будет снижена ставка налога на приобретение автотранспортных средств.

Работа по снижению налоговой нагрузки продолжится и в 2013 г. Планируется полностью отказаться от сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, от местных целевых сборов из прибыли, и от налога на приобретение автотранспортных средств. В итоге будет отменено 20 налогов, останется 27, из них регулярно оплачиваемых будет только восемь. Остальные платежи будут взиматься в соответствии со спецификой деятельности предприятий и организаций (например, акцизы, налоги на доходы от лотерейной деятельности, госпошлина, оффшорные сборы).

Изменятся также порядок  и условия применения подоходного налога. Сегодня он уплачивается по ставке от 9 до 30% от суммарного дохода гражданина. В новом законопроекте предлагается вместо действующей прогрессивной шкалы ввести линейную ставку в 12%. Причем, она будет применяться в отношении доходов граждан, полученных как по месту их основной работы, так и в организациях, не являющихся местом их основной работы (сегодня подоходный налог не по месту основной работы выплачивается в размере 15%).

Всего применение единой ставки подоходного налога в 12% и налоговых вычетов дополнительно сэкономят гражданам около 600 млрд. бел. руб. [19, 21]

3.5 Необходимость реформирования  фискальной политики Республики  Беларусь

Бюджетная политика, проводимая в Республике Беларусь, является во многом закрытой для общественного контроля, независимого аудита и анализа. Широкомасштабное перекрестное субсидирование, регулирование цен, большой объем "серой" экономики, а также закрытость многих бюджетных и внебюджетных фондов не позволяют четко оценить объем трансфертов между бюджетами разных уровней, между государственным и корпоративным сектором. Отсутствие четкой координации между институтами государственной фискальной системы приводит к нерациональным, затратным инвестиционным решениям, искажениям в структуре производства и занятости. Доминирование государства приводит к вытеснению частных инвестиций и разрушению многих перспективных сфер создания рабочих мест. В Республике Беларусь функционирует неэффективный налоговый механизм, который не обеспечивает требуемую доходность бюджету и отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Прежде чем реформировать  существующую фискальную политику в  нашей стране необходимо тщательное изучение и учет международной практики формирования налоговых систем и европейских стандартов, четкое определение прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов.

Предлагаемая реформа  фискальной сферы исходит из необходимости  выполнения следующих задач:

1. финансового обеспечения  выполнения государством своих  функций;

2. поддержания финансовой  стабильности за счет принятия  прозрачных, простых, не дискриминационных  правовых норм для всех экономических  субъектов;

3. стимулирования конкуренции  на рынках факторов производства, товаров и услуг;

4. создание финансовых  стимулов для развития частного  сектора и стабильного социально-экономического  развития.

5. изменение структуры  ВВП, а также экспорта в сторону увеличения доли услуг.

Реформа фискальной политики должна быть направлена на достижение прозрачности бюджетов, надежности и  полной предсказуемости нормативной  базы, снижение налогового бремени  при широкой налоговой базе, сокращение неэффективных государственных  инвестиций и улучшение структуры государственных расходов.

Важнейшим элементом  фискальной реформы является достижение бездефицитности бюджета. Прозрачность бюджетов всех уровней должна обеспечиваеться  за счет введения законодательной нормы  обязательной периодической публикации бюджетной отчетности по республиканскому и местным бюджетам по всем разделам бюджетной классификации, а также нормы предоставления информации средствам массовой инфомации по реализации государственных программ и работ органов государственного управления. Для достижения высокой степени согласованности общесистемных реформ необходимо усилить централизацию финансовых ресурсов в государственном бюджете, что предполагает отмену внебюджетных фондов и четкое распределение полномочий и обязанностей бюджетов разных уровней.

Реформа бюджетной политики можно провести по следующей схеме:

  1. Осуществится реструктуризацию расходной части бюджета на основе плана сокращения государственного сектора экономики (приватизации), реформирование органов государственной власти и управления, силовых структур, решений по сокращению размеров и последующей отмене дотаций и субсидий и других форм финансирования экономики, адресных субсидий потребителям ряда услуг и товаров.
  2. Производить аудит доходов и обязательств республиканского и местных бюджетов. Белорусское законодательство по социальным и корпоративным обязательствам сильно разбалансированно. Наряду с большими нефинансируемыми обязательствами, есть расходы, либо непредусмотренные законом "О бюджете", либо скрытые под общей статьей расходов. Ряд расходных статей бюджета не имеют расшифровки, что не соответствует принципу прозрачности бюджета. Одновременно должен проводиться аудит внебюджетных фондов, включая президентский. Четкая инвентаризация и упорядочение всех расходов позволит определить приоритеты в финансировании и разработать ряд практических рекомендаций. Упорядочиваются межбюджетные отношения. Необходимо усилить политику децентрализации государственных доходов и расходов.
  3. Необходимо определить перечень обязательных для финансирования законов и программ, а также внести изменения в те из них, которые не входят в число первоочередных, требующих безусловного финансирования из республиканского или местного бюджетов. Расходы по дополнительному бюджету финансируются при условии получения дополнительных доходов направляются на капитальные затраты, результатом которых станет получение дополнительных доходов. Ревизия структуры расходов бюджета преследует также задачу создания базы для перехода на централизованную систему бюджетного планирования, когда структурные подразделения государственной финансовой системы будут осуществлять планирование в рамках заранее определенной суммы средств, вытекающей из общего анализа бюджетной ситуации.
  4. Проводится ревизия системы государственной помощи реальному сектору экономики с целью определения участков потенциального социального напряжения при проведении широкомасштабных реформ, переход на принцип оказания адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности. На данном этапе будут разработаны критерии бедности, составлены списки тех людей, которым будут открыты индивидуальные счета в банках для осуществления ежемесячной выплаты социальной помощи. К группе приоритетной бюджетной поддержки относятся лица, имеющие ежемесячный доход меньше порога бедности по критериям ООН (1 доллар в день), пенсионеры, инвалиды, многодетные матери, а также семьи, потерявшие кормильца.
  5. Определяются источники финансирования текущих приоритетных и других обязательств, а также долгосрочных долговых обязательств, включая внешний и внутренний долг. Создается система конкуренции получателей бюджетных средств. В среднесрочной перспективе осуществляется переход к бюджетному финансированию по принципу "деньги следуют за учеником" или "деньги следуют за больным", т.е. выделение денег исходя из количества учеников (больных), что обеспечивает адресность расходов. Бюджетные учреждения финансируются по смете и строго контролируются.
  6. Разрабатываются правила предоставления бюджетными организациями отчетности и проведения аудита их деятельности независимыми организациями.

Информация о работе Фискальная политика в экономике Республики Беларусь