Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:17, курсовая работа
Целью этой работы является изучение задач и инструментов фискальной политики государства и особенностей ее реализации в Республике Беларусь в условиях рыночных преобразований.
Основными задачами, поставленными при написании работ являются:
1. Раскрыть сущность фискальной политики, ее инструментов, видов и типов.
2. Определить эффективность фискальной политики при действии различных инструментов.
ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ----------- 5
1.4 Типы фискальной политики ------------------------------------------------------------ 5
1.2 Инструменты фискальной политики ------------------------------------------------- 5
1.3Виды фискальной политики ------------------------------------------------------------ 8
1.1Понятие фискальной политики -------------------------------------------------------- 10
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -------------------- 17
ГЛАВА 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ ---------------------------- 23
3.1 Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь ----------- 23
3.2 Бюджетное планирование. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета в Республике Беларусь ----------------------------------------------------------------------- 25
3.3 Обзор бюджета Республики Беларусь в 2010 году. Соответствие плану консолидированного бюджета ------------------------------------------------------------ 26
3.4 Обзор бюджета Республики Беларусь на 2011 год -------------------------------- 27
3.5 Необходимость реформирования фискальной политики Республики
Беларусь --------------------------------------------------------------------------------------- 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------- 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ------------------------------------- 36
При анализе фискальной политики первоначально предполагали, что каждому уровню ВВП соответствует определенная сумма налоговых поступлений. В действительности это допущение не работает. В реальной жизни налоговая система устроена так, что чистые налоговые поступления меняются в таком же направлении, как и величина ВВП (Чистый налог равен общей величине налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей и субсидий.).
Встроенные (автоматические)
стабилизаторы – экономические
механизмы, позволяющие снизить
амплитуду циклических
Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. [8, c. 121]
Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции. Во-вторых, они действуют автоматически. Автоматизм их действия обусловлен тем фактом, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции.
Автоматические стабилизаторы имеют важное преимущество по сравнению с применяемой от случая к случаю фискальной политикой. Они включаются автоматически и не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь решал, когда им следует вступать в действие. Не надо принимать специального решения для того, чтобы подоходный налог смягчал реакцию экономики на шок. [13, c.527-528]
Автоматические стабилизаторы
уменьшают отрицательное
Встроенная стабильность. Объем налоговых поступлений изменяется пропорционально величине ВВП, а государственные расходы, считается, независимы от динамики ВВП. Когда в период экономического спада ВВП снижается, автоматически образуется дефицит, помогающий преодолеть рецессию (Рецессия (recession) – период снижения реального ВВП, во время которого происходит снижение реального дохода и рост безработицы). И наоборот, бюджетный профицит, автоматически возникающий в периоды экономического роста, помогает сдерживать возможную инфляцию.
G, T T
Профицит
G
Дефицит
GDP1 GDP2 GDP3 GDP
Рисунок 1.6. Встроенная стабильность
Как видно из рисунка 1.6. с ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления возрастают автоматически, и, поскольку они сокращают расходы домохозяйств и бизнеса, это сдерживает дальнейший экономический подъем. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного профицита. На рисунке 1.6 высокий и возможно инфляционный уровень ВВП (GDP3) автоматически приводит к появлению бюджетного профицита, выступающего в качестве сдерживающего механизма.
И наоборот, когда в периоды экономического спада ВВП снижается, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведет к росту расходов и тем самым к смягчению рецессии. То есть с понижением ВВП налоговые поступления также падают, и подталкивают государственный бюджет от профицита к дефициту. Из рисунка 1.6 видно, что при низком уровне дохода ВВП (GDP1) автоматически создается бюджетный дефицит, оказывающий на экономику экспансионистский эффект.
Если в результате
изменений ВВП налоговые
Следует отметить, что встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения реального ВВП. Поэтому для преодоления инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, могут потребоваться дискреционные фискальные меры, т.е. изменение налоговых ставок или величины государственных расходов, или меры денежно-кредитной политики (изменение центральным банком процентных ставок). [14, c. 257-259]
ГЛАВА 2. Эффективность фискальной политики
Задачи оценки эффективности
системы фискального
Когда же можно считать, что дискреционная фискальная политика является целесообразной и эффективной?
С точки зрения сложностей и неясных исходов в результате применения фискальной политики, некоторые экономисты утверждают, что лучше к ней вообще не прибегать.
Фискальная политика имеет как свои «плюсы», так и свои «минусы».
«Плюсы» фискальной политики:
1. Бюджетно-налоговая
политика помогает избежать
Экономические шоки -- это резкие изменения совокупного спроса и предложения. Они могут привести к отклонению объемов выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса обычно возникают как следствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, а также резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения обусловлены резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например нефтяной шок), стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможным уменьшением потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве, значительным ростом затрат на экологию и т.д.
Падающий характер изменения цен по отношению к какой-то группе товаров, в свою очередь, отражается на рыночной конъюнктуре в целом, поскольку рынки взаимосвязаны, и они воздействуют друг на друга. Первоначальный негативный импульс может возникнуть, к примеру, в результате необычно высокого урожая некоторых сельскохозяйственных культур. В результаете рынок оказывается перенасыщенным. На него выбрасываются все новые и новые партии сельскохозяйственных товаров. Цены постепенно снижаются. Но наступает момент, когда спрос достаточно насыщен. Поступление новых партий товаров нарастает, каждый производитель спешит реализовать свою продукцию, пока еще сохраняется относительно нормальный уровень рыночных цен. Однако даже небольшой перевес предложения приводит к тому, что неожиданно цены резко обрываются и падают вниз. Чтобы поддержать падающие цены и окупить издержки, производители (и поставщики) уничтожают часть урожая.
Рынок в данном сегменте неорганизован. Сброс части продукции не помогает удержанию цен. Некоторое сокращение поставок должно было бы поднять точку равновесия, но она продолжает падать вниз. Вместо относительно плавного, постепенного движения цен наблюдаются скачки, обвалы, нарушается устойчивость системы в целом или на ее отдельных, но существенных горизонтах.
Катастрофические скачки мировых цен на наиболее важные товары (например, на нефть в 70-е годы) также вызывают цепную реакцию во всей структуре мировых цен, вздорожание импорта, ухудшение платежных балансов, обострение конкурентной борьбы. Усиливается инфляция, снижается покупательная способность (совокупный спрос) населения.
Следует иметь в виду,
что рыночные сигналы не всегда правильно
ориентируют в отношении
2. Фискальная политика способна изменять структуру совокупного спроса и выпуска продукции, например, посредством изменения доли в нем госрасходов, а, следовательно, потребления ил принятием правительством решений об уровне налогов и правительственных расходов.
Налоговая политика правительства
имеет своей целью воздействие
на распределение ресурсов в экономике.
Влияние правительственной
Распределительные эффекты действия фискальной политики чрезвычайно важны для развития экономики в долгосрочной перспективе и должны быть приняты во внимание при любом серьезном обсуждении идеальной для экономики страны комбинации различного вида налогов. Часто между микроэкономическими и макроэкономическими целями, которые должны быть приняты во внимание, существует возможность выбора. Например, повышение ставок подоходного налога обеспечивает усиление действия автоматических стабилизаторов, но одновременно снижает стимулы к труду. Более высокие налоговые ставки помогают сбалансировать бюджет, но вместе с тем имеют ряд негативных последствий на микроэкономическом уровне. Таким образом, политическим деятелям, когда они обсуждают возможное изменение налогов в целях стабилизации экономики, следует иметь в виду как макроэкономические аспекты последствий этих изменений налоговой политики. [13, c.530]
3. Бюджетно-налоговая
политика выполняет роль
Ответ заключается в
том, что величина дефицита не может
являться хорошим показателем
4. Бюджетно-налоговая политика стимулирует экономический рост. При стимулирующей фискальной политике государственные расходы увеличиваются, налоги снижаются. Во-первых, это приводит к увеличению совокупного спроса, а значит и совокупного дохода. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции; если же будет понижена ставка подоходного налога – повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и росту совокупного дохода.
5. Недискреционная фискальная политика: немедленное включение автоматических встроенных стабилизаторов при малейшем изменении экономических условий. Автоматические стабилизаторы помогают стабилизировать выпуск национального продукта путем смягчения изменений в совокупном спросе. Именно благодаря действию встроенных стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла, т.е. более короткими и гораздо менее глубокими стали спады производства. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
«Минусы» фискальной политики:
1. Дискреционная фискальная
политика характеризуется
Внутренним лагом называется период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, но введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования в большинстве случаев требуют длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так например, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей бюджетно-налоговой политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
Информация о работе Фискальная политика в экономике Республики Беларусь