Фискальная политика в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение задач и инструментов фискальной политики государства и особенностей ее реализации в Республике Беларусь в условиях рыночных преобразований.
Основными задачами, поставленными при написании работ являются:
1. Раскрыть сущность фискальной политики, ее инструментов, видов и типов.
2. Определить эффективность фискальной политики при действии различных инструментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ----------- 5
1.4 Типы фискальной политики ------------------------------------------------------------ 5
1.2 Инструменты фискальной политики ------------------------------------------------- 5
1.3Виды фискальной политики ------------------------------------------------------------ 8
1.1Понятие фискальной политики -------------------------------------------------------- 10
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -------------------- 17
ГЛАВА 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ ---------------------------- 23
3.1 Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь ----------- 23
3.2 Бюджетное планирование. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета в Республике Беларусь ----------------------------------------------------------------------- 25
3.3 Обзор бюджета Республики Беларусь в 2010 году. Соответствие плану консолидированного бюджета ------------------------------------------------------------ 26
3.4 Обзор бюджета Республики Беларусь на 2011 год -------------------------------- 27
3.5 Необходимость реформирования фискальной политики Республики
Беларусь --------------------------------------------------------------------------------------- 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------- 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ------------------------------------- 36

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!!!!!.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Реформа налоговой системы  предполагает снижение объема перераспределяемых через государство средств, нейтральность, справедливость, прозрачность, простоту и недопущение двойного налогообложения. Создание налоговой системы, отвечающей таким требованиям, позволит значительно оптимизировать объем налоговых поступлений, рационализировать доходную часть бюджетов и определить потенциал белорусской экономики с точки зрения перераспределительных возможностей. Практика последних лет показала бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения "точечных" изменений в налоговое законодательство. Проблема может быть решена только принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов налогоплательщиков и государства с точки зрения выполнения им своих обязательств перед гражданами.

Реформа в налоговой  сфере должна проходить по следующим  основным направлениям:

1. снижение налоговой нагрузки;

2. упрощение налоговой  системы, сокращение числа и  величины налогов;

3. ликвидация налоговых  льгот;

4. упрощение бухгалтерского  учета, переход на международные  стандарты бухгалтерского учета,  т.е. на обязательное ведение  бухучета реализованной продукции и прибыли по методу начислений вместо кассового метода учета при одновременном введении симметричного метода учета затрат по моменту возникновения обязательств;

5. определение правил и норм предоставления финансовой информации для независимого аудита и для средств массовой информации.

Что касается реформирования налоговой системы Республики Беларусь, то нужно отметить, что упрощение налоговой системы должно осуществляться, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

Некоторые налоги механически  заимствованы в Беларуси из плановой экономики и в современных условиях утратили свое значение. В нашей стране начисление и уплата большей части налогов и сборов производится ежемесячно. Возможно, когда-то в условиях постоянного дефицита бюджета это было правильно. Но сейчас ситуация иная. Кроме того, опыт многих стран свидетельствует о безболезненном преодолении налогового периода с вытекающим отсюда значительным экономическим эффектом от снижения затрат на расчеты и организационное обеспечение уплаты налогов как для налогоплательщиков, так и для государства. При исследовании Всемирным банком действующей у нас системы налогообложения было обращено внимание на то что, если работающее в Беларуси предприятие заплатит все налоги, то, как утверждают авторы анализа, их сумма превысит размер валовой прибыли, составив 121,8% от нее. При этом компании придется произвести в течение года 113 налоговых платежей трем различным организациям, потратив на это 1188 часов.

Налоговая нагрузка должна быть снижена за счет уменьшения предельных ставок налогов и сокращения числа налогов. Отмена многочисленных программ корпоративной помощи, инвентаризация инвестиционных проектов республиканского и местных бюджетов, ревизия расходных статей бюджета позволит избежать резкого увеличения дефицита бюджета на переходном этапе. В среднесрочной перспективе, когда в большой степени определится налоговая база при новой налоговой системе, проводятся необходимые корректировки доходной и расходной частей бюджета. Многочисленные научные исследования показывают, что оптимальной с точки зрения обеспечения стабильного экономического роста и увеличения социального потенциала бюджета является система, в которой государственные расходы составляют не более 20% ВВП.

Простая налоговая система  предполагает наличие минимального количества налогов и простую универсальную методику их уплаты.

Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы  требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, так как наличие  их в законодательстве значительно усложняет налоговую систему, поскольку одним из основных условий предоставления плательщикам налоговых льгот является обязанность их раздельного учета и подтверждения использования по целевому назначению, что зачастую приводит к нарушениям налогового законодательства. Также необходима  отмена имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин).[3,c.3]

Переход на международные  стандарты бухгалтерского учета  предполагает включение в состав затрат всех обоснованных издержек по производству и реализации товаров  и услуг, либерализацию амортизационной  политики, упрощение системы предоставления отчетности.

Составной частью успеха налоговой реформы является ее информационное обеспечение, проведение эффективной  пропагандистской кампании среди предприятий  и населения, которая объясняет  плюсы новой налоговой системы, выгодность уплаты налогов, ее солидарный и моральный характер.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги рассмотрению фискальной политики, можно прийти к выводу, что воздействие ее инструментов:  государственных расходов и налогов  – на экономику государство достаточно противоречиво. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину доходов, что повышает возможности использования фискальной политики в целях стабилизации экономики. На практике именно с целью стабилизации активно используется фискальная политика.

Также считаю необходимым отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

Налоговая политика любой  страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для  стратегических целей экономики, равномерное  распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и т. д.

Однако не во всех страхах  в настоящее время налоговая  политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в  государственную казну. Некоторым  странам, особенно развивающимся, часто приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.

Меры фискальной политики являются не всегда успешными. Бюджетно-налоговая  политика может способствовать стабилизации выпуска продукции, но в то же время  абсолютно ясен тот факт, что фискальная политика не всегда способна обеспечить полную стабильность.

Одной из важнейших задач, поставленных перед рядом государственных институтов является изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов,  влекущих за собой дефицит бюджета. Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство может вмешиваться в рыночные механизмы. Кроме того, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения глобальных проблем экономики.

Что касается бюджетно-налоговой  политики, проводимой в Республике Беларусь, то я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления  денежного обращения и финансового положения. Бюджетно-налоговая политика нашей страны далека от совершенства,  и если опираться на Рейтинг экономической свободы, то каких-либо грандиозных улучшений в нашей фискальной политике в ближайшее время ожидать не приходится.

Структура доходной части  бюджета Республики Беларусь на 2010 год не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. По-прежнему основными источниками поступлений являются налоги, и в частности косвенные. тогда как в большинстве стран мира основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги. Расходы бюджета на 2010 год сформированы исходя из реальных возможностей доходной части. Бюджет 2010 года сохраняет максимальную социальную направленность расходов.

На сегодняшний день уже проведена работа по формированию государственного бюджета на 2011 год. Предполагается, что бюджет будет наиболее социально ориентированным, если рассматривать бюджеты за последние годы. Так, предусмотрены повышенные темпы роста ассигнований на здравоохранение, образование, культуру, социальную политику. В новом законопроекте предлагается вместо действующей прогрессивной шкалы налогообложения ввести линейную ставку в 12%. Возникшие вследствие этого потери бюджета предполагается компенсировать за счет отказа от наименее эффективных видов индивидуальных и категориальных льгот.

Подводя итоги, хотелось бы указать на то, что проблема государственного бюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и, не побоюсь этого слова, процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон  Республики Беларусь от 26 декабря 2007г. № 303-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»

2. «Актуальные проблемы рыночной экономики: сборник научных трудов», Минск: БГЭУ, 2002.

3. «Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика» Г.А.Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2000;

4. Корбут Н.П. Бюджетно-налоговая политика предстоящего года: поиск оптимальных решений// Финансы, учет, аудит, 2006., №6

5. «Макроэкономика», М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – М.: «Дело и Сервис», 2000г;

6. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. – Мн.:БГЭУ,2000;

7. «Макроэкономика: учебное пособие» Т.С. Алесиенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002;

8. «Налоги и налогообложение» под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Высшая школа, 2004;

 9. «Рыночное реформирование экономики Беларуси», Л.П. Будникова, О.С.Булко. – Минск, 1997

10. «Теория налогов» Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 2002;

11. Учебно-методическое пособие для слушателей ФПК и студентов «Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь», - Мн.: БГАТУ, 2003.

12. «Финансы» от 31.10.2008, Республиканский бюджет исполнен с профицитом 3,4 трлн. Рублей;

http://naviny.by/rubrics/finance/2008/10/31/ic_news_114_300873/

 13. «Экономика» Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. М.: Дело, 2001;

 14. «Экономикс: принципы, проблемы и политика» Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, перевод с английского 16 изд. – Москва: ИНФРА-М, 2007;

 15. «Экономическая теория: учебник» Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: 2001;

 16. «Экономика и бизнес» 20.12.2007, «Совет Республики одобрил законопроект о бюджете Беларуси на 2008 год»

17. «Экономика и бизнес» 01.10.2008

 18. Экономическая газета №67 (985) от 29.08.2006, Л. Заико «Цена экономического роста»;

19. Экономическая газета №72 (1091) от 25.09.2007, В. Герасимова, Л. Фридкин «Налоговое бремя легче не станет»

20. Экономическая газета №75 (1094) от  05.10.2007, Л. Фридкин «Предмет и метод»

21. Экономическая газета №4 (1122) от 18.01.2008, Л. Фридкин «Ни шагу вперед»;

http://www.neg.by/publication/2008_01_18_9265.html

 

22. Экономическая газета №54 (1172) от 15.07.2008, А. Герасименко «Умные — налево, красивые — направо»;

23. Экономическая газета №73 (1191) от 19.09.2008, А. Гулевич «Быть или казаться»;

24. Экономическая газета №76 (1194) от 30.09.2008, Э. Трошин «Каким будет новый бюджет?»

25. Экономическая газета № 77(1195) от 20.10.2008, Я. Романчук «Особенности бюджетного планирования и доходов»

26. http://www.belgazeta.by/20060605.22/040100241

27. http://www.cbonds.info/by/rus/news/index.phtml/params/id/400898

28. http://liberty-belarus.info/content/view/1855/37/




Информация о работе Фискальная политика в экономике Республики Беларусь