Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, бюджетов зарубежных стран и на его основе выработка механизма их увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.

Содержание работы

Введение

1. Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства

1.1 Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны

1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета

2. Исследование формирования и использования доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь (2003-2005 гг.)

2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе развития

2.2 Анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

3. Основные направления увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой

3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ипломная работа.docx

— 123.10 Кб (Скачать файл)

 

от реализации драгоценных  металлов для обеспечения производственных нужд РАУП «Гомельское ПО «Кристалл» - 2081 млн. рублей;

 

от реализации драгоценных  металлов Национальному банку - 1183 млн. рублей;

 

от реализации драгоценных  металлов для обеспечения производственных, научных, социально-культурных нужд юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей - 664 млн. рублей;

 

от реализации драгоценных  металлов в виде ювелирных изделий - 240 млн. рублей. [4]

 

В 2005 году доходная часть  бюджетов свободных экономических  зон формируется за счет поступающих  от резидентов СЭЗ налогов на доходы и прибыль, акцизов и налога на добавленную стоимость в размере 50 процентов. Доходы бюджетов СЭЗ включаются в республиканский бюджет в размере 45,9 млрд. рублей.

 

В состав доходов государственных  целевых бюджетных фондов включаются поступления в Государственный  фонд содействия занятости (131,5 млрд. рублей), республиканский фонд охраны природы (66 млрд. рублей), а также с 2005 года - поступления в инновационные  фонды республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, планируемые в сумме 897,8 млрд. рублей.

 

В составе республиканского бюджета в 2005 году также предусмотрены  средства Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в размере 6747,8 млрд. рублей. [3], [4]

 

Таким образом, Доходы республиканского бюджета (без учета государственных  целевых бюджетных фондов и ФСЗН) запланированы в сумме 8141,4 млрд. рублей, или возрастают по сравнению  с ожидаемым исполнением в 2004 году на 21,6 процента.

 

В общей сумме доходов  поступления налоговых и других платежей в бюджет составят 14,9 трлн. рублей (57,3 процента), доходы государственных  целевых бюджетных фондов, включая  инновационные фонды, - 4,3 трлн. рублей (16,7 процента), платежи в Фонд социальной защиты населения - 6,7 трлн. рублей (26 процентов).

 

Объем неналоговых доходов  на 2005 год прогнозируется в общей  сумме 1199,1 млрд. рублей. Доля неналоговых  поступлений в общем объеме доходов (без учета ФСЗН и государственных  целевых бюджетных фондов) составит 8,1 процента, что на 2,2 процентных пункта выше, чем в уточненном плане 2004 года.

 

В основу расчетов доходов  бюджета Республики Беларусь на 2005 год положены оценка ожидаемых результатов  исполнения бюджета за 2004 год, параметры  прогноза социально-экономического развития республики на 2005 год, а также предлагаемые изменения налогового законодательства.

 

3. Основные направления  увеличения доходной части республиканского  бюджета Республики Беларусь

 

 

 

3.1 Формирование доходной  части бюджета стран с рыночной  экономикой

 

 

 

В мире известны две формы  государственного устройства: унитарное (единое) и федеративное. Бюджетная система унитарных государств представлена государственным бюджетом и бюджетом местных органов самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит их трех звеньев: федеральный бюджет, бюджет членов федерации и местные бюджеты. К первому типу государств относятся, например, такие страны как Франция, Великобритания, Италия, Япония, ко второму - Российская Федерация, ФРГ, США, Канада и др.

 

Изучение положительного опыта стран с развитой рыночной экономикой помогает выработать рациональные предложения по совершенствованию  бюджетного процесса в Республике Беларусь, а в нашем случае - путей повышения  доходов республиканского бюджета  Беларуси. С этой целью в данном параграфе нами будет рассмотрено  формирование доходной части бюджетов ряда зарубежных стран.

 

В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты.

 

Налоговые поступления являются основным источником доходной части  бюджетов всех уровней, но их характер достаточно различен. Так, доходная часть федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (примерно 45% от всех доходов федерального бюджета), взносов по социальному страхованию (около 35%), налога на прибыль корпораций (около 10%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - около 5%, таможенные пошлины -1.5 - 2%). Что же касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется прежде всего за счет косвенных налогов (налоги на продажи и акцизы); источником доходов местных бюджетов являются главным образом местные налоги, особенно налог на недвижимость.

 

В США около 2/3 налогов  поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну  распределяется между штатами и  местным уровнем.

 

Самый крупный в США  налог - подоходный на население - взимается  по прогрессивной шкале. В результате налоговой реформы 1980-х гг. прогрессивность  этого налога была заметно снижена (максимальная ставка упала с 70 до 33%), необлагаемый минимум - увеличен, но наряду с этим уменьшилось количество налоговых  льгот. Исчисление данного налога производится по установленной ставке от суммы всех получаемых отдельным лицом или семьей доходов за вычетом деловых издержек, связанных с получением этих доходов (для свободных профессий и мелкой предпринимательской деятельности), необлагаемого минимумом доходов, необлагаемых расходов, подпадающих под налоговые льготы (взносы в благотворительные фонды, алименты, расходы на медицинское обслуживание не более 15% облагаемой суммы и др.). На практике расчеты подоходного налога достаточно сложные и трудоемкие. [34, c.481-483]

 

Вторая по величине статья доходов федерального бюджета - отчисления на социальное страхование. В отличие  от европейских стран, где основную часть этого взноса делает работодатель, в США он делится пополам между  работодателем и наемным работником. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая  ставка была 15,02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь - к повышению ставок.

 

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах  бюджета. Его основная ставка - 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. дол. и 34% - на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий.

 

Налоги на доходы корпораций взимаются также в бюджеты  штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала  штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова -12%, Коннектикут - 10,25%, в округе Колумбия (центр Вашингтон) - 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи - от 3 до 5%, Юта - 5%. Налог на доходы корпораций имеет большое  количество льгот.

 

Федеральные акцизные сборы  имеют ограниченное значение и занимают скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены  из товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и воздушные  перевозки.

 

Доля прочих налогов, включая  налог на имущество, переходящее  в порядке наследования и дарения, и государственные пошлины очень  незначительна.

 

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас не просто, так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих.

 

Не всегда просто бывает и  решение вопроса с налогообложением личных доходов. Подоходный налог штату  платят его жители и граждане, получающие здесь доходы.

 

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся  с городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются продовольственные  товары, за исключением ресторанов. Налог с продаж применяется в  большинстве штатов. Его ставка неодинакова, поскольку устанавливается правительствами  самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове - 4, наиболее высокая - в Калифорнии - 7,25, Иллинойсе - 8, Нью-Йорке - 8,25%. Например, в штате Иллинойс налог с продаж распределяется следующим образом: в бюджет штата - 6%, в бюджет крупных городов - 1% и оставшийся 1% направляется на нужды департамента скоростного транспорта.

 

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение  общего годового оборота предприятия  обычно в пределах от 1 до 2,5% и налог  на фонд заработной платы - 1,6%.

 

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с  граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.

 

В США, ряде европейских стран  федеральные налоги поступают в  федеральный бюджет, местные налоги - в местный бюджет, региональные налоги - в региональный бюджет. Перераспределение  финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих  бюджетов в виде дотаций и субвенций. [34, c.483-485]

 

В Федеративной Республике Германия наиболее крупные налоговые источники  формируют сразу три или два  бюджета. Так, подоходный налог с  физических лиц - это основной источник государственных доходов, распределяется следующим образом: 42,5% поступлений  направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли  и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50% между федеральными и земельными бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается 50%, а другая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам. Но в последующем случае соотношения могут быть самыми разными. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и земель проводят переговоры о распределении налога с продаж.

 

Следует отметить, что ФРГ  одна из немногих стран, где применяется  не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн.

 

Принципиальным отличием налоговой системы Германии является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место  после подоходного налога и, как  отмечалось выше служит регулирующим источником. Его основная ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%.

 

Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли  компаний. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам, - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды  выплачиваются из прибыли за минусом  налога.

 

Промысловым налогом - это  один из основных местных налогов - облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности по ставке 5%. По этому налогу существует необлагаемый минимум. Кроме того, в  бюджет вносится 0,2% от стоимости подлежащих обложению основных фондов.

 

Поземельным налогом, еще  одним из местных облагаются предприятия  сельского и лесного хозяйств, земельные участки, ставка 1,2%. Освобождены  от поземельного налога государственные  предприятия, религиозные учреждения.

 

Подоходный налог в  ФРГ прогрессивен. Его минимальная  ставка - 19,5%, максимальная - 53%.

 

Ставка налога на собственность: 0,5% - для физических лиц и 0,6% - для  компаний и фирм.

 

Уровень налога на наследство и дарение зависит от степени  родства. В Германии с этой точки  зрения различают 4 разряда. Если в первом (супруги и дети) ставка налога - 3%, то в четвертом - она поднимается  до 70%.

 

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сума отчислений, как в США, делится  в равной пропорции между нанимателем  и работником. [42, c.72-74]

 

Швейцарская конфедерация включает в себя 26 кантонов, в их состав входит 3030 общин, представляющих собой отдельные  города или деревни. Трехступенчатая  система управления предполагает наличие  бюджетов на каждом уровне. Надо отметить, что по бюджету не существует никаких  законодательных актов, в отличие  от других стран.

 

В Швейцарии, как и в  других странах, применяется так  называемое финансовое выравнивание, т. е. сильные в смысле налогообложения  кантоны передают часть своих  средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое происходит и на общинном уровне.

 

Около половины прямых налогов  конфедерации, составляющих 20 -30% ее доходов  перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких  норм нет. Конкретные размеры перераспределения  обсуждаются на совещании финансовых директоров кантонов.

 

Налоговая система в Швейцарии  имеет некоторые особенности, которые  отличают ее от других европейских  стран. Прежде всего это автономность кантонов в отношении налогов. Другая особенность - конкуренция среди кантонов, так как каждый из них самостоятельно определяет налоговые ставки, действующие на его территории. Если налоговые ставки будут повышены, то соответственно кантон получит больше денежных средств, но, с другой стороны, из-за налоговых ставок его население может просто переехать в более дешевый кантон. Вот такая конкуренция между налоговыми системами разных кантонов и является эффективным средством снижения налоговых ставок по территории всей Швейцарии.

Информация о работе Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь