Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, бюджетов зарубежных стран и на его основе выработка механизма их увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.

Содержание работы

Введение

1. Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства

1.1 Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны

1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета

2. Исследование формирования и использования доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь (2003-2005 гг.)

2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе развития

2.2 Анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

3. Основные направления увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой

3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ипломная работа.docx

— 123.10 Кб (Скачать файл)

 

Предусматривалось постепенное  сокращение субсидирования из бюджета  таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение. Вместе с тем указанное сокращение необходимо производить только при условии  опережающего роста реальных доходов  населения, включая адресную поддержку  малообеспеченных групп, по сравнению  с ростом цен и тарифов на товары, работы и услуги этих отраслей. Рост реальных доходов населения должен обеспечить сокращение перекрестного  субсидирования указанных отраслей и расходов бюджета, что, в свою очередь, создаст условия для снижения налоговой нагрузки на производителей.

 

Важным источником экономии бюджетных средств является сокращение расходов на государственное управление. В соответствии с этим, необходимо обеспечить рациональное распределение  средств при реформировании системы органов государственного управления и оптимизацию их структуры. [36, c.8-11]

 

Основные направления  бюджетной политики в области  планирования дефицита государственного бюджета предусматривают: сокращение его размера к концу 2005 года до уровня, не превышающего 1,5% к ВВП; использование  неинфляционных источников финансирования бюджета на основе оптимального кредитования Национальным банком и выпуска государственных ценных бумаг; повышение эффективности и совершенствование механизма управления рынком ценных бумаг; увеличение доли долгосрочных ценных бумаг в финансировании государственного долга. Уровни внутреннего и внешнего долга должны определяться параметрами экономической безопасности страны. Объемы привлечения внешних источников финансирования государственного долга целесообразно ограничить размерами платежей по ранее привлеченным кредитам. [13]

 

Продолжается работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной  системы, сокращению встречных финансовых потоков, что позволит снизить дотационность территориальных бюджетов. В этой связи необходимо разработать действенные стимулы для регионов к увеличению своих доходов, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств. Поддержка из республиканского бюджета местных бюджетов должна осуществляться преимущественно за счет субвенций на содержание объектов социально-культурной сферы и строительство объектов коммунальной собственности.

 

Осуществляется работа по обновлению актов бюджетного законодательства создаваемого Союзного государства, дальнейшему  совершенствованию механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства, выработке взаимосогласованной  позиции в вопросах формирования и исполнения национальных бюджетов государств-участников.

 

Предполагается обеспечить переход к принятию общих нормативно-правовых актов в области бюджетной  и налоговой политики, разграничению  бюджетных полномочий, функций и  прав союзных и национальных органов  Союзного государства. [36, c.11-13]

 

В заключение данного вопроса  отметим, что предусматриваемые  на 2005г. прогнозные показатели указывают  на высокие темпы их роста. В то же время следует подчеркнуть, что  в 2005 г. особую значимость приобретают  показатели эффективности, повышения  жизненного уровня, развития социальной сферы и социального обслуживания населения. Так, по прогнозу на 2005 г. темпы  роста ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства утверждены, соответственно, 108,5-110%, 108,5-109,5%. 108-109,5%, в то время как на 2004 г. они были запланированы на 0,5-1,5 пункта выше. Что же касается уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности, снижения энергоемкости ВВП, а также производства потребительских товаров, розничного товарооборота, платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья, то параметры названных показателей, наоборот, запланированы в сторону их увеличения (от 0,5 пункта - повышение рентабельности и снижение энергоемкости ВВП до 5 пунктов - реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот и т.д.). Необходимость финансирования данных мероприятий ставит дополнительные задачи в области совершенствования бюджетно-налоговой политики и увеличения доходной части бюджета.

 

2.2 Анализ формирования  доходов республиканского бюджета  Республики Беларусь

 

 

 

Анализ итогов работы народно-хозяйственного комплекса за 2003 год, выполнение ряда запланированных показателей однозначно оценить трудно. Так, если с темпами роста объемных показателей все более или менее в порядке (ВВП, продукция промышленности, производство потребительских товаров, объем внешней торговли, розничный товарооборот, платные услуги населению и др.), то о показателях, характеризующих эффективность отдельных отраслей, экономики в целом, этого сказать нельзя (невыполнение плановых показателей по индексу роста потребительских иен (инфляции) в среднем за год, рост реальных денежных доходов населения, снижение энергоемкости ВВП, соотношение темпов роста импорта к экспорту и, как следствие, увеличение отрицательного сальдо внешней торговли, количество убыточных предприятий).

 

Исполнение бюджета в 2003 году было также достаточно сложным  и напряженным.

 

В целом же для исполнения республиканских бюджетов ряда последних  лет характерна практика корректировки  его доходной и расходной частей. Заметим, что, хотя процесс уточнения  показателей бюджета осуществлялся  в соответствии с действующим  законодательством, в то же время  это указывает на отдельные просчеты разработчиков и парламентариев, а также на недостаточную обоснованность и аргументированность их доводов  в диалоге с различного уровня оппонентами.

 

Анализ важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год свидетельствует  о более высоких темпах их роста  по сравнению с предыдущими годами, Разница показателей текущего года по отношению к прошлому и прошлого года к позапрошлому характеризуется  значительной величиной: от 1,4 раза (реальные денежные доходы населения) и 1,5 раза (ВВП, инвестиции в основной капитал) до 2,1 и 2,2 раза (соответственно объем внешней торговли и продукции промышленности). Если же учесть, что процент каждого последующего года «тяжелее» предыдущего, то разница между абсолютными значениями названных показателей будет еще более весомой. Кроме того, результаты работы народно-хозяйственного комплекса за прошлый год являются также подтверждением напряженности реализации поставленных задач на 2004 год и, более того, вызывает некоторые опасения их выполнение. В этой связи для успешного решения проблем текущего года, дальнейшего развития экономики необходимо широкое привлечение инвестиций, коренное обновление основных производственных фондов, создание и дальнейшее развитие производств на основе высоких технологий, освоение новой конкурентоспособной продукции, продвижение ее на рынки сбыта. Использование же административного ресурса, практически исчерпавшего себя, экстенсивных факторов производства не позволит решить задачи сегодняшнего дня, более отдаленной перспективы.

 

Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» утверждены основные показатели республиканского бюджета, в частности, доходы - 13223,3 млрд. рублей, предельный размер дефицита бюджета - 690,2 млрд. рублей, или 1,5 процента к ВВП  и др. При этом, объем доходов  Фонда социальной защиты населения, входящих в состав республиканского бюджета, составил 5396,1 млрд. руб. или 40,6 %. [3]

 

В сопоставимой структуре (без  учета ФСЗН) доходы республиканского бюджета в 2004 году по отношению к 2003 году запланированы с ростом 127,9%. С учетом прогнозируемого уровня инфляции (114- 118 процентов) темпы роста  доходной части бюджета будут  существенно ниже.

 

Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета в 2004 году по отношению к прошлому году (без  учета ФСЗН) указывает на более  высокие темпы их роста по сравнению  с республиканским бюджетом: 141,1 и 145,6 процента соответственно. Удельный вес доходов и расходов консолидированного бюджета в ВВП сокращается  соответственно с 33,9 до 30,2 и 35,2 до 31,6 процента, что, как и для республиканского бюджета, обусловлено, главным образом, снижением налоговой нагрузки.

 

В объеме доходов бюджета  Республики Беларусь 19062,5 млрд. рублей (с учетом ФСЗН) 69,4 процента составляют доходы республиканского бюджета и 30,6 процента - доходы местных бюджетов.

 

Основными источниками доходов  бюджета являются налоговые поступления  и, в частности, налог на добавленную  стоимость, акцизы, доходы от внешней  торговли и внешнеэкономических  операций, составляющих соответственно 28,6; 11,3 и 15,5 процента от общей величины доходов республиканского бюджета (без ФСЗН). На долю налога на прибыль приходится только 9,3 процента поступлений, причем удельный вес его в последние годы продолжает оставаться низким, 22 процента в доходах республиканского бюджета на 2004 год занимают государственные целевые бюджетные фонды, в то время как в 2003 году их доля составляла 19,3, а в 2002 году - 16,5 процента.

 

Рост доходов целевых  бюджетных фондов отрицательно сказывается  на эффективности бюджетного процесса. Имея целевую направленность, целевые  бюджетные фонды не позволяют  осуществлять маневрирование данными  ресурсами, в силу чего в определенные моменты бюджет вынужден занимать более  дорогие деньги на финансовом рынке, располагая в то же время депозитами в коммерческих банках под более  низкий процент. Поэтому необходимо еще раз вернуться к рассмотрению этой проблемы и перейти к созданию единой интегрированной структуры  доходов и расходов бюджета на основе постепенного сокращения и отмены целевых бюджетных фондов (некоторые  шаги в этом направлении нашли  отражение в бюджетной политике руководства страны на 2004 год). [52, c.21-22]

 

Таким образом, в структуре  бюджета в республике преобладают  косвенные налоги при неоправданно большом удельном весе целевых бюджетных  фондов. С позиции государства  косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет.

 

Выступая в форме надбавки к цене, они не зависят от результатов  финансово-хозяйственной деятельности отдельных производителей и оплачиваются потребителями соответствующих  товаров и услуг. Вместе с тем, превалирование косвенных налогов в доходных источниках может иметь негативные последствия, поскольку включение последних в стоимость продукции приводит к необоснованному росту цен, выводу на определенное время из оборота средств производителей названных товаров и услуг.

 

Исходя из поэтапной унификации основных принципов бюджетно-финансовой политики Беларуси и России, в 2004 году не предусматривалось привлечение  средств Национального банка  РБ на финансирование дефицита бюджета. В этой связи значительно возрастает роль государственных долговых обязательств. Из общего размера дефицита республиканского бюджета - 690,2 млрд. рублей, на внутренние источники его покрытия приходится 238,5 млрд. рублей и на внешние- 451,7млрд.рублей. При этом в составе внутренних источников преобладают средства от размещения государственных ценных бумаг и поступления от продажи принадлежащего государству имущества.

 

Однако вызывает определенную озабоченность обоснованность отдельных  показателей доходной и расходной  частей бюджета, вопросов взаимоотношения  между бюджетами разных уровней, размеров источников покрытия дефицита бюджета и др.

 

В частности, дефицит республиканского бюджета на 2004 год был не в полной мере обеспечен реальными источниками  его покрытия, и, в первую очередь, это касается размещения государственных  ценных бумаг. [52, c.21-22]

 

Предусмотренные Законом  Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» доходы республиканского бюджета составляют 18,3 трлн. руб., расходы - 19,2 трлн. руб., предельный размер дефицита бюджета - 0,9 трлн. руб. (1,5% к ВВП). Темпы  роста доходов (130:6%) и расходов (129,4%) республиканского бюджета на 2005 г. по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2004 г. значительно превышают  темпы роста уровня инфляции (108-110%), что указывает на существенный реальный рост этих показателей. Предельный размер дефицита бюджета, соответственно, утвержден  на 0,2 пункта ниже (-1.5%). [4]

 

Наиболее значительные темпы  роста доходов республиканского бюджета на 2005 г. предусмотрены за счет роста государственных целевых  бюджетных фондов (178,1%), вызванного включением в их состав инновационных  фондов. Выше среднего значения запланирован также рост текущих неналоговых доходов - 159,8%. Темпы роста наиболее значимых составляющих доходов республиканского бюджета - Фонда социальной зашиты населения (далее - ФСЗН) и текущих налогов, соответственно, составили 125% и 118,2%, в том числе прямых налогов на доходы и прибыль - 114,4%, внутренних налогов на товары и услуги - 119,5%, доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций - 124,8%.

 

Статьи доходов республиканского бюджета на 2003-2005 гг. приведены в  Приложении А, динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов бюджета в 2003 г. - сентябре 2004 г., - в Приложении Б.

 

Что касается структуры доходной части бюджета, то по сравнению с 2004 г. она претерпела некоторые изменения, вызванные главным образом включением в 2005 г. в состав бюджета инновационных  фондов и фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств, снижением (ограничением) ставок налогов и  сборов (чрезвычайного налога с 4 до 3% и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, с 0,75 до 0,5% в 2005 г.) и др.

 

Так, если удельный вес текущих  налоговых поступлений в доходах  республиканского бюджета в 2004 г. составляет 43,4%, то в 2005 г. - 39,2%. целевых бюджетных  фондов, соответственно, 13,5% и 18,4%, Фонда  социальной зашиты населения - 38,6% и 37,0%. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. предполагается уменьшение удельного веса внутренних налогов на товары и услуги на 2,1 пункта (с 24.7 до 22,6%), прямых налогов на доходы и прибыль на - 1 пункт (с 8 до 7%), чрезвычайного налога - на 0,7 пункта (с 2,7 до 2%) и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций - на 0,4 пункта (с 8,1% до 7,7%). Уменьшение удельного веса названных поступлений обусловлено как более низкими темпами роста одних доходов по сравнению с темпами роста обшей величины доходов бюджета, так и вообще падением объемов других доходов (чрезвычайный налог). [51, c. 108-109]

Информация о работе Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь