Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:22, дипломная работа
Целью работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, бюджетов зарубежных стран и на его основе выработка механизма их увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Введение
1. Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
1.1 Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны
1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета
2. Исследование формирования и использования доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь (2003-2005 гг.)
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
2.2 Анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь
3. Основные направления увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Финансирование дефицита республиканского бюджета предусматривается за счет внутренних (386,3 млрд. руб.) и внешних (523,7 млрд. руб.) источников.
Положительное сальдо внутреннего финансирования будет осуществляться, в основном, за счет средств размещения государственных ценных бумаг (278 млрд. руб.) и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества (100 млрд. руб.).
По внешним источникам финансирования дефицита республиканского бюджета погашение кредитов международных финансовых организаций будет превышать привлечение на 13,7 млрд. дол. США, что в эквиваленте равно 30,7 млрд. руб. Погашение кредитов правительств зарубежных стран (при отсутствии их привлечения) составит 70,3 млн. дол. США (157,5 млрд. руб.). С учетом планируемого привлечения прочих источников внешнего финансирования в размере около 318 млн. дол. США, или в эквиваленте 711,9 млрд. руб., в целом внешнее финансирование дефицита бюджета составит в эквиваленте 523,7 млрд. руб., то есть будет осуществлено в полном объеме.
Законом о бюджете Республики Беларусь на 2005 г. также определяется порядок взаимоотношений между республиканским и местными бюджетами, регламентированы отдельные положения местных бюджетов. В частности, установлено распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска, утверждены налоги и сборы, формирующие доходы местных бюджетов, налоги, закрепленные за бюджетами областей и г. Минска, перечень защищенных расходов по отдельным статьям местных бюджетов, источники формирования и направления использования средств целевых бюджетных фондов местных бюджетов. Указанным Законом также установлены минимальный норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя областей и г. Минска, а также минимальный норматив бюджетной обеспеченности на здравоохранение на одного жителя республики.
Исходя из роли и места
бюджета в осуществлении
Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2005 г. запланированы в объеме 26 трлн. руб., расходы - 26,9 трлн. руб.. дефицит бюджета - 0,9 трлн. руб. По отношению к уточненному плану 2004 г. рост доходов и расходов бюджета предусматривается, соответственно, 131,9% и 130,4%, то есть несколько выше темпов роста доходов и расходов республиканского бюджета. Удельный вес доходов в ВВП возрастает с 40,9% до 44,1%, расходов - с 42,7% Д° 45,7%, что обусловлено главным образом включением в 2005 г. в состав республиканского и местных бюджетов инновационных фондов.
В объеме доходов консолидированного бюджета 70,2% составляют доходы республиканского бюджета и 29,8% - доходы местных бюджетов.
Резкое изменение пропорции в последние два года между доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в сторону увеличения доли первого явилось следствием включения начиная с 2004 г. в республиканский бюджет средств ФСЗН.
В общей сумме доходов консолидированного бюджета поступления налоговых и других платежей (текущие и капитальные доходы, доходы СЭЗ) составляют 14,9 трлн. руб. (57,3%), в том числе текущие налоговые доходы - 13,6 трлн. руб. (52,3%). платежи в ФСЗН - 6,7 трлн. руб. (26%), доходы государственных целевых бюджетных фондов - 4,3 трлн. руб. (16,7%).
Основными источниками формирования
текущих налоговых доходов
Поступления подоходного
налога прогнозируются в сумме 1758,1
млрд. рублей, или с ростом к уточненному
плану 2004 года на 29,7 процента, что связано
с увеличением облагаемого
В основу расчета налогов на прибыль и доходы заложены прогнозные объемы ВВП и прибыли до налогообложения, представленные Министерством экономики, динамика поступлений налогов за текущий год, а также изменения налогового законодательства. В 2005 году ожидается получить 1941,6 млрд. рублей указанных платежей, в том числе налога на прибыль - 1685,3 млрд. рублей, налога на доходы - 256,3 млрд. рублей. Согласно установленным в Законе о бюджете на 2005 год нормативам распределения между бюджетами, поступления налогов на прибыль и доходы в республиканский бюджет определены в сумме 1276,3 млрд. рублей.
На планируемый в 2005 году объем поступлений по чрезвычайному налогу оказали влияние снижение ставки взимания с 4 до 3 процентов и рост фонда оплаты труда в экономике. В результате поступления этого налога прогнозируются в сумме 360,9 млрд. рублей, что составляет 97,3 процента к оценке поступлений в 2004 году. [3], [4]
Поступления налога на добавленную стоимость прогнозируются в 2005 году в сумме 4546,9 млрд. рублей, или с ростом по сравнению с оценкой текущего года на 19,2 процента. Расчет поступлений НДС произведен исходя из прогнозируемого роста номинального валового внутреннего продукта, уровня изъятия налога по отношению к ВВП, динамики поступлений, валютного курса, темпов роста импорта и средней налоговой ставки.
В структуре налога на добавленную
стоимость поступления по товарам,
производимым в республике, составят
3124,8 млрд. рублей (68,7 процента), по товарам,
ввозимым на таможенную территорию Республики
Беларусь, - 1371,5 млрд. рублей (30,2 процента),
по товарам, происходящим из третьих
стран и ввозимым из Российской Федерации,
-15,8 млрд. рублей (0,4 процента). В 2005 году
50 процентов налога на добавленную
стоимость по товарам, производимым
на территории Республики Беларусь, и
уплачиваемого резидентами
С учетом установленных отчислений в бюджеты областей и г.Минска поступления НДС запланированы в республиканском бюджете в сумме 3053,7 млрд. рублей и местных бюджетах - 1493,2 млрд. рублей.
Поступления акцизов в 2005 году оцениваются в сумме 1207,9 млрд. рублей, или с ростом против плана на 2004 год на 13,7 процента.
Акцизы по всем группам
алкогольной продукции
Поступления акцизов на автомобильное топливо запланированы в сумме 492,7 млрд. рублей, или с ростом на 3,9 процента к плану 2004 года. Общая сумма поступлений по указанному доходному источнику определена исходя из установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2004 года № 63 «О ставках акцизов по подакцизным товарам» ставок акцизов в евро, прогнозируемых концерном «Белнефтехим» на 2005 год объемов реализации топлива (895 тыс. тонн автомобильных бензинов и 1495 тыс. тонн дизельного топлива) и курса евро.
Акцизы по табачным изделиям (кроме импортированных) на 2005 год запланированы в сумме 42,5 млрд. рублей, или с ростом на 5,8 процента к 2004 году. В 2004 году складывается и учтено при планировании акцизов на 2005 год снижение производства табачных изделий Гродненской табачной фабрикой «Неман» на 1 млн. штук с адекватным ростом на СП «Табак - инвест» (г. Минск). [3], [4]
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций запланированы в бюджете на будущий год в сумме 1410,1 млрд. рублей, или с увеличением против плана 2004 года на 15,9 процента. В 2005 году основной частью доходов от внешнеэкономической деятельности являются импортные пошлины - 1035,5 млрд. рублей (73,4 процента) и экспортные пошлины - 370,1 млрд. рублей (26,2 процента), в составе которых преобладают пошлины при экспорте нефтепродуктов - 257,8 млрд. рублей (69,7 процента). [3], [4]
Объем неналоговых доходов на 2005 год прогнозируется в общей сумме 1199,1 млрд. рублей, или с ростом против уточненного плана на 71,2 процента. Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов (без учета ФСЗН и государственных целевых бюджетных фондов) составит 8,1 процента, что на 2,2 процентных пункта выше, чем в уточненном плане 2004 года.
В Законе о республиканском бюджете поступления по неналоговым доходам и обязательным платежам в 2005 году определены в размере 917,5 млрд. рублей. Удельный вес неналоговых поступлений в объеме доходов бюджета (без учета ФСЗН и государственных целевых бюджетных фондов) составит 11,3 процента. Структура указанных платежей по республиканскому бюджету складывается следующим образом:
доходы от государственной
собственности и
административные сборы и платежи - 263,2 млрд. рублей (28,7 процента);
прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи - 315,4 млрд. рублей (34,4 процента). [4]
Доходы от государственной
собственности и
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» 80 процентов прибыли Национального банка Республики Беларусь перечисляется в доход республиканского бюджета в общей сумме 15,0 млрд. рублей.
Поступления дивидендов по акциям, принадлежащим государству, планируются в сумме 11,6 млрд. рублей. Указанная сумма определена из совокупного пакета акций, принадлежащих Республике Беларусь, стоимостью 4,7 млрд. рублей, и средней доходности на одну акцию. Общий объем акций прогнозируется с учетом возможной продажи акций работникам акционерных обществ по конкурсу и на аукционах, передачи в коммунальную собственность, а также реструктуризации задолженности по платежам в бюджет.
Совершенствование законодательства,
регламентирующего лотерейную деятельность,
в части порядка использования
невостребованных вещевых выигрышей
и формирования призового фонда,
разработка новых видов лотереи,
увеличение сети реализации за счет использования
вспомогательной сети, а также
расширение рекламной кампании и
объемов реализации лотерей способствует
повышению эффективности
Консульские сборы, поступающие
от дипломатических
На 2005 год сумма доходов
от сдачи в аренду государственного
имущества оценивается в 21,5 млрд.
рублей и сформирована за счет поступлений
арендной платы от сдачи в аренду
государственного имущества, находящегося
в безвозмездном пользовании
открытых акционерных обществ; зданий,
сооружений и иных помещений, находящихся
в республиканской
Фонд предупредительных (превентивных)
мероприятий по обязательному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
формируется в доходах
С 2005 года согласно Указу
Президента Республики Беларусь от 12 июня
2000 г. № 339 «О совершенствовании порядка
и условий проведения обязательного
страхования гражданской
В 2005 году предусматривается значительное (почти в 9 раз) увеличение доходной части бюджета по «прочим неналоговым поступлениям». В целях выполнения задачи пополнения доходной части бюджета Министерством финансов совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления будет продолжена работа по привлечению в бюджет дополнительных поступлений. В результате по прогнозной оценке в бюджет ожидается привлечь до 150 млрд. рублей дополнительных доходов. [3], [4]
Еще одной доходной статьей бюджета являются капитальные доходы.
Исходя из планируемого отпуска ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь в доход республиканского бюджета средства от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней ожидается получить в размере 4168 млн. рублей. При этом структура платежей распределяется по следующим направлениям:
Информация о работе Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь