Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, бюджетов зарубежных стран и на его основе выработка механизма их увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.

Содержание работы

Введение

1. Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства

1.1 Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны

1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета

2. Исследование формирования и использования доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь (2003-2005 гг.)

2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе развития

2.2 Анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

3. Основные направления увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой

3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ипломная работа.docx

— 123.10 Кб (Скачать файл)

 

Финансирование дефицита республиканского бюджета предусматривается  за счет внутренних (386,3 млрд. руб.) и  внешних (523,7 млрд. руб.) источников.

 

Положительное сальдо внутреннего  финансирования будет осуществляться, в основном, за счет средств размещения государственных ценных бумаг (278 млрд. руб.) и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества (100 млрд. руб.).

 

По внешним источникам финансирования дефицита республиканского бюджета погашение кредитов международных  финансовых организаций будет превышать  привлечение на 13,7 млрд. дол. США, что  в эквиваленте равно 30,7 млрд. руб. Погашение кредитов правительств зарубежных стран (при отсутствии их привлечения) составит 70,3 млн. дол. США (157,5 млрд. руб.). С учетом планируемого привлечения  прочих источников внешнего финансирования в размере около 318 млн. дол. США, или  в эквиваленте 711,9 млрд. руб., в целом  внешнее финансирование дефицита бюджета  составит в эквиваленте 523,7 млрд. руб., то есть будет осуществлено в полном объеме.

 

Законом о бюджете Республики Беларусь на 2005 г. также определяется порядок взаимоотношений между  республиканским и местными бюджетами, регламентированы отдельные положения  местных бюджетов. В частности, установлено распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска, утверждены налоги и сборы, формирующие доходы местных бюджетов, налоги, закрепленные за бюджетами областей и г. Минска, перечень защищенных расходов по отдельным статьям местных бюджетов, источники формирования и направления использования средств целевых бюджетных фондов местных бюджетов. Указанным Законом также установлены минимальный норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя областей и г. Минска, а также минимальный норматив бюджетной обеспеченности на здравоохранение на одного жителя республики.

 

Исходя из роли и места  бюджета в осуществлении государством экономической и социальной, внутренней и внешней политики наряду с важнейшими показателями республиканского бюджета  рассмотрим параметры консолидированного бюджета.

 

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2005 г. запланированы в объеме 26 трлн. руб., расходы - 26,9 трлн. руб.. дефицит  бюджета - 0,9 трлн. руб. По отношению  к уточненному плану 2004 г. рост доходов  и расходов бюджета предусматривается, соответственно, 131,9% и 130,4%, то есть несколько  выше темпов роста доходов и расходов республиканского бюджета. Удельный вес доходов в ВВП возрастает с 40,9% до 44,1%, расходов - с 42,7% Д° 45,7%, что обусловлено главным образом включением в 2005 г. в состав республиканского и местных бюджетов инновационных фондов.

 

В объеме доходов консолидированного бюджета 70,2% составляют доходы республиканского бюджета и 29,8% - доходы местных бюджетов.

 

Резкое изменение пропорции  в последние два года между  доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в сторону  увеличения доли первого явилось следствием включения начиная с 2004 г. в республиканский бюджет средств ФСЗН.

 

В общей сумме доходов  консолидированного бюджета поступления  налоговых и других платежей (текущие  и капитальные доходы, доходы СЭЗ) составляют 14,9 трлн. руб. (57,3%), в том  числе текущие налоговые доходы - 13,6 трлн. руб. (52,3%). платежи в ФСЗН - 6,7 трлн. руб. (26%), доходы государственных целевых бюджетных фондов - 4,3 трлн. руб. (16,7%).

 

Основными источниками формирования текущих налоговых доходов консолидированного бюджета являются внутренние налоги на товары и услуги - 6 566,4 млрд. руб., или 25,3% от доходов бюджета, в том  числе НДС - 4 546,9 млрд. руб. (17,5%) и акцизы - 1207,9 млрд. руб. (4,7%), прямые налоги на доходы и прибыль - 3 968,8 млрд. руб. (15.3%), в  том числе налоги на доходы и прибыль - I 941,6 млрд. руб. (7,4%), подоходный налог- 1 758,1 млрд. руб. (6,8%). доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций- 410,1 млрд. руб. (5,4%). [51, c. 110-111]

 

Поступления подоходного  налога прогнозируются в сумме 1758,1 млрд. рублей, или с ростом к уточненному  плану 2004 года на 29,7 процента, что связано  с увеличением облагаемого фонда  оплаты труда. Подоходный налог с  физических лиц рассчитан в сумме 1698,6 млрд. рублей, подоходный налог  с доходов от предпринимательской  деятельности - 59,6 млрд. рублей. Уровень  изъятия подоходного налога с  физических лиц по отношению к  облагаемому фонду оплаты труда  определен в размере 9,7 процента, что соответствует исполнению за 2003 год и оценке 2004 года.

 

В основу расчета налогов  на прибыль и доходы заложены прогнозные объемы ВВП и прибыли до налогообложения, представленные Министерством экономики, динамика поступлений налогов за текущий год, а также изменения  налогового законодательства. В 2005 году ожидается получить 1941,6 млрд. рублей указанных платежей, в том числе налога на прибыль - 1685,3 млрд. рублей, налога на доходы - 256,3 млрд. рублей. Согласно установленным в Законе о бюджете на 2005 год нормативам распределения между бюджетами, поступления налогов на прибыль и доходы в республиканский бюджет определены в сумме 1276,3 млрд. рублей.

 

На планируемый в 2005 году объем поступлений по чрезвычайному  налогу оказали влияние снижение ставки взимания с 4 до 3 процентов и  рост фонда оплаты труда в экономике. В результате поступления этого  налога прогнозируются в сумме 360,9 млрд. рублей, что составляет 97,3 процента к оценке поступлений в 2004 году. [3], [4]

 

Поступления налога на добавленную  стоимость прогнозируются в 2005 году в сумме 4546,9 млрд. рублей, или с  ростом по сравнению с оценкой  текущего года на 19,2 процента. Расчет поступлений  НДС произведен исходя из прогнозируемого  роста номинального валового внутреннего  продукта, уровня изъятия налога по отношению к ВВП, динамики поступлений, валютного курса, темпов роста импорта  и средней налоговой ставки.

 

В структуре налога на добавленную  стоимость поступления по товарам, производимым в республике, составят 3124,8 млрд. рублей (68,7 процента), по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, - 1371,5 млрд. рублей (30,2 процента), по товарам, происходящим из третьих  стран и ввозимым из Российской Федерации, -15,8 млрд. рублей (0,4 процента). В 2005 году 50 процентов налога на добавленную  стоимость по товарам, производимым на территории Республики Беларусь, и  уплачиваемого резидентами свободных  экономических зон, поступает в  республиканский бюджет в сумме 34,8 млрд. рублей (0,7 процента).

 

С учетом установленных отчислений в бюджеты областей и г.Минска поступления НДС запланированы в республиканском бюджете в сумме 3053,7 млрд. рублей и местных бюджетах - 1493,2 млрд. рублей.

 

Поступления акцизов в 2005 году оцениваются в сумме 1207,9 млрд. рублей, или с ростом против плана  на 2004 год на 13,7 процента.

 

Акцизы по всем группам  алкогольной продукции рассчитаны с учетом действующих в 2004 году ставок, увеличенных исходя из среднегодового индекса потребительских цен  в 2005 году (112-113 процентов). Поступления  акцизов на алкогольную продукцию, производимую в республике, и пиво определены в размере 574,1 млрд. рублей, что составляет 47,5 процента от общей  суммы акцизов. Акцизы по пиву в 2005 году составят 32,7 млрд. рублей, и их доля в акцизах увеличится с 2,3 процента в текущем году до 2,7 процента в 2005 году, что связано с прогнозируемым ростом объемов реализации производимого  в республике пива.

 

Поступления акцизов на автомобильное  топливо запланированы в сумме 492,7 млрд. рублей, или с ростом на 3,9 процента к плану 2004 года. Общая сумма поступлений по указанному доходному источнику определена исходя из установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2004 года № 63 «О ставках акцизов по подакцизным товарам» ставок акцизов в евро, прогнозируемых концерном «Белнефтехим» на 2005 год объемов реализации топлива (895 тыс. тонн автомобильных бензинов и 1495 тыс. тонн дизельного топлива) и курса евро.

 

Акцизы по табачным изделиям (кроме импортированных) на 2005 год  запланированы в сумме 42,5 млрд. рублей, или с ростом на 5,8 процента к 2004 году. В 2004 году складывается и учтено при планировании акцизов на 2005 год снижение производства табачных изделий Гродненской табачной фабрикой «Неман» на 1 млн. штук с адекватным ростом на СП «Табак - инвест» (г. Минск). [3], [4]

 

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций запланированы в бюджете на будущий год в сумме 1410,1 млрд. рублей, или с увеличением против плана 2004 года на 15,9 процента. В 2005 году основной частью доходов от внешнеэкономической деятельности являются импортные пошлины - 1035,5 млрд. рублей (73,4 процента) и экспортные пошлины - 370,1 млрд. рублей (26,2 процента), в составе которых преобладают пошлины при экспорте нефтепродуктов - 257,8 млрд. рублей (69,7 процента). [3], [4]

 

Объем неналоговых доходов  на 2005 год прогнозируется в общей  сумме 1199,1 млрд. рублей, или с ростом против уточненного плана на 71,2 процента. Доля неналоговых поступлений в  общем объеме доходов (без учета  ФСЗН и государственных целевых  бюджетных фондов) составит 8,1 процента, что на 2,2 процентных пункта выше, чем  в уточненном плане 2004 года.

 

В Законе о республиканском  бюджете поступления по неналоговым  доходам и обязательным платежам в 2005 году определены в размере 917,5 млрд. рублей. Удельный вес неналоговых  поступлений в объеме доходов  бюджета (без учета ФСЗН и государственных  целевых бюджетных фондов) составит 11,3 процента. Структура указанных  платежей по республиканскому бюджету  складывается следующим образом:

 

доходы от государственной  собственности и предпринимательской  деятельности - 338,9 млрд. рублей (36,9 процента);

 

административные сборы  и платежи - 263,2 млрд. рублей (28,7 процента);

 

прочие текущие неналоговые  доходы и обязательные платежи - 315,4 млрд. рублей (34,4 процента). [4]

 

Доходы от государственной  собственности и предпринимательской  деятельности формируются, главным  образом, за счет поступлений в бюджет части прибыли государственных  унитарных предприятий (225 млрд. рублей). Указанная сумма определена исходя из прогнозируемой на 2005 год суммы прибыли до налогообложения, а также динамики поступлений.

 

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» 80 процентов прибыли  Национального банка Республики Беларусь перечисляется в доход  республиканского бюджета в общей  сумме 15,0 млрд. рублей.

 

Поступления дивидендов по акциям, принадлежащим государству, планируются  в сумме 11,6 млрд. рублей. Указанная  сумма определена из совокупного  пакета акций, принадлежащих Республике Беларусь, стоимостью 4,7 млрд. рублей, и  средней доходности на одну акцию. Общий  объем акций прогнозируется с  учетом возможной продажи акций  работникам акционерных обществ  по конкурсу и на аукционах, передачи в коммунальную собственность, а  также реструктуризации задолженности  по платежам в бюджет.

 

Совершенствование законодательства, регламентирующего лотерейную деятельность, в части порядка использования  невостребованных вещевых выигрышей  и формирования призового фонда, разработка новых видов лотереи, увеличение сети реализации за счет использования  вспомогательной сети, а также  расширение рекламной кампании и  объемов реализации лотерей способствует повышению эффективности лотерейной деятельности. С учетом динамики поступлений  и прогнозируемого привлечения  средств за 2004 год налог на доходы от лотерейной деятельности в республиканском  бюджете на 2005 год запланирован в  сумме 2,4 млрд. рублей.

 

Консульские сборы, поступающие  от дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом, доходы от консульских  сборов, поступающих в консульский  пункт аэропорта Минск-2 и консульское  управление Министерства иностранных  дел, предусмотрены в сумме 29,8 млрд. рублей. [3], [4]

 

На 2005 год сумма доходов  от сдачи в аренду государственного имущества оценивается в 21,5 млрд. рублей и сформирована за счет поступлений  арендной платы от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося в безвозмездном пользовании  открытых акционерных обществ; зданий, сооружений и иных помещений, находящихся  в республиканской собственности; имущественных комплексов.

 

Фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  формируется в доходах республиканского бюджета за счет плановых отчислений в размере 5 процентов от поступивших  страховых взносов и прогнозируется на 2005 год в сумме 6,6 млрд. рублей.

 

С 2005 года согласно Указу  Президента Республики Беларусь от 12 июня 2000 г. № 339 «О совершенствовании порядка  и условий проведения обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» в  республиканском бюджете предусматриваются  поступления в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в сумме 4 млрд. рублей. Источником его образования являются суммы прогнозируемых отчислений от страховых взносов, полученных при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

В 2005 году предусматривается  значительное (почти в 9 раз) увеличение доходной части бюджета по «прочим  неналоговым поступлениям». В целях  выполнения задачи пополнения доходной части бюджета Министерством финансов совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления будет продолжена работа по привлечению в бюджет дополнительных поступлений. В результате по прогнозной оценке в бюджет ожидается привлечь до 150 млрд. рублей дополнительных доходов. [3], [4]

 

Еще одной доходной статьей  бюджета являются капитальные доходы.

 

Исходя из планируемого отпуска  ценностей из Государственного фонда  драгоценных металлов и драгоценных  камней Республики Беларусь в доход  республиканского бюджета средства от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней ожидается получить в размере 4168 млн. рублей. При этом структура платежей распределяется по следующим направлениям:

Информация о работе Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь