Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:11, курсовая работа
Современная банковская система России сложилась в начале 90-х. Она мало учитывала национальный менталитет, для выявления основных черт которого необходимо сравнение с другими странами. Среди основных критериев различия банковских систем можно выделить следующие:
1) Роль Государственного Банка (сроки погашения долгов, ответственность, безопасность и т.д.).
2) Наличие различных уровней банковской системы (Государственный Банк, коммерческие, муниципальные банки и т.д.).
3) Модели формирования банковской системы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Государственный Банк России…………………………………………….5
Глава II. Акционерные коммерческие банки……………………………………..19
Глава III. Городские общественные банки, сберегательные кассы и ломбардное дело………………………………………………………………………………….27
3.1. Городские общественные банки……………………………………………...27
3.2. Сберегательное кассы…………………………………………………………34
3.3. Ломбардное дело………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………………46
Приложение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы……………………………………………...49
6 июля 1894 г. Устав Государственного Банка был видоизменен. Изменения уставной деятельности были вызваны необходимостью «облегчения денежных оборотов, содействия посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, а также упрочения денежной системы». Организационные изменения коснулись системы высшего надзора за деятельностью Банка, устройства управления с преобразованием бывшего Правления в Совет Банка и увеличения капитала Банка.
По новому Уставу основной капитал Банка возрос с 25 млн. руб. (1879 г.) до 50 млн. руб. Государственный Банк из систем двойного подчинения: Совету государственных кредитных установлений и Министерству финансов - перешел исключительно в ведение последнего. Управление Санкт-Петербургской конторы отделилось от управления всей системы Государственного Банка. При ней возникла должность Управляющего Государственным Банком, который получил возможность регулирования всей деятельности Банка и проведения банковской политики, не загромождая себя надзором за текущими операциями Санкт-Петербургской конторы. Было также намечено учреждение контор в самостоятельных филиалах Банка, отделений с меньшими функциями и агентов Банка, отвечающих за подготовительную работу по организации отделений Банка России.
В круг деятельности Государственного Банка, согласно новому Уставу, вошли операции за счет средств Государственного казначейства, а также ряд упрощенных и ряд совершенно новых коммерческих операций.
Операции Государственного Банка за счет средств Государственного казначейства включали в себя:
- процентные платежи по купонам государственных и гарантированных правительством займов, а также производство тиражей и платежи по билетам выигрышного займа;
- покупка, продажа и обмен государственных и гарантированных правительством ценных бумаг за счет казны;
- эмиссия, обмен и ликвидация кредитных билетов;
- кредиты Ссудным казнам для производства ссуд на основаниях, указанных в положении об этих учреждениях;
- прием за счет казначейства вечных вкладов и казенных сборов;
- исполнение обязанностей по ликвидации старых кредитных установлений;
- прием на беспроцентный текущий счет наличных сумм Государственного казначейства;
- исполнение поручений по выкупной операции любых обязательств государства.
Существующие коммерческие операции Государственного Банка Уставом 1894 года были дополнены следующими изменениями:
- с 1894 г. за провинциальными отделениями ГБ окончательно закрепилось право учитывать векселя без утверждения центрального управления и бёз предварительного рассмотрения векселей в Учетном комитете. Срок учета векселей был увеличен до 12 месяцев, как для векселей, «основанных на торговых сделках, так и выданных для торгово-промышленных целей» [12, с. 206]. Причем незначительность суммы по векселю не могла служить препятствием к его учету;
- с целью развития отечественной промышленности в оборот вошли промышленные ссуды под соло-векселя с обеспечением (до 3-х лет), а также официально были закреплены промышленные долгосрочные ссуды по ходатайствам, утвёржденные указом с 1884 г. Приоритетность при получении указанных ссуд имели только те предприниматели, которые свою производственную деятельность связывали с государственными интерёсами России. Все промышленные ссуды предоставлялись на утверждение в Совет Банка, если же размер кредита превышал 100 тысяч рублей, то и на утверждение Министерства финансов. О каждом открытом кредите с указанием суммы (максимальный размер 500 тыс. руб.), назначения и способа обеспечения уведомлялся местный фабричный инспектор, который отслеживал целевой характер промышленной ссуды. Промышленная ссуда выдавалась «исключительно для снабжения оборотными средствами и необходимым инвентарем» фабрикантам, крестьянам, ремесленникам, кустарям и мелким торговцам. Размер «ссуды под соло-векселя вместе с предшествующими долгами не должен был превышать 75% заложенного имения, 75% оценки оборотного капитала, а при обеспечении фабриками - 50% оценки залогов. Размер ссуды на приобретение и возобновление инвентаря не мог превышать оценки обеспечивающего ссуду инвентаря» [12, с. 208-209]; .
- Государственный Банк стал выдавать ссуды под залог неподверженных легкой порче товаров отечественного производства, а также под документы на эти товары, находящиеся на складе или в пути (складские справки, закладные свидетельства, коносаменты и квитанции пароходных и транспортных предприятий, дубликаты железнодорожных квитанций и проч.). Эти ссуды выдавались на срок до 9 месяцев и в размере 75% от стоимости закладываемых товаров, входящих в утвержденный Советом Банка список [12, с. 211-212];
- для развития благосостояния городов Государственный Банк в пределах свободных средств стал предоставлять земствам и городам кредит для снабжения их оборотными средствами. Кредит открывался для покрытия торгово-промышленных потребностей регионов, но на условиях и в размере, определяемых в каждом конкретном случае по взаимному соглашению между Министерством финансов и Министерством внутренних дел [12, с. 216];
- Государственный Банк стал не непосредственно, а опосредовано, через ссудо-сберегательные товарищества, общества взаимного кредита, банки выдавать ссуды мелким землевладельцам, крестьянам, кустарям, ремесленникам, не имеющим возможности пользоваться ссудами Банка. Кредитование это осуществлялось в форме открытия посредникам кредитов, в счет которых они делали позаимствования под векселя правлений под находящиеся в пути или предназначенные к перевозке товары, для выдачи мелких ссуд на оборотные средства и на приобретение инвентаря своим заемщикам.
Государственный Банк учреждался в России прежде всего для укрепления денежного обращения через восстановление разменности кредитного рубля на металлическую (золотую, серебряную) наличность. Это при условии, что в этом вопросе деятельность ГБ России никогда не отличалось особой самостоятельностью. Поначалу кредитные билеты выпускались бесперебойно и к тому же без ведома и согласия на то Государственного Банка. Хотя по Уставу 1860 г. эмиссионная функция монопольно закреплялась за Банком России. Увеличение выпусков кредитных билетов (в 1864 и 1866 гг. доходило до 74 млн. руб. [17, т.1, с. 437]) обусловливалось отчасти ликвидацией старых кредитных установлений (возврат вкладов), отчасти поддержкой вексельных курсов, отчасти необходимостью усилить средства Государственного Банка для развития его коммерческих операций.
Со второй половины 1867 г, увеличение выпуска кредитных билетов происходило вне всякой зависимости от потребности населения в денежных знаках и даже не в целях поддержания деятельности возникающих частных банков, а специально с целью накопления крупного запаса золота в разменном фонде. Приобретаемое с помощью кредитных билетов золото передавалось в разменный фонд Банка, величина которого на 1 января 1876 г. была доведена до 229,4 млн. руб., при выпуске кредитных билетов до 797,3 млн. руб. [17, т. I, с. 438].
С 1 января 1881 г. Государственный Банк «сделался обладателем крупной наличности и благодаря этому занял преобладающее положение на Денежном рынке, не нуждаясь в дополнительных выпусках кредитных билетов» [23, с. 16]. Это происходило благодаря передаче в кассы ГБ таможенных пошлин в золоте (с 1884 г.) и за счет выпуска кредитных билетов под золотое обеспечение (с 1888 г.), а также путем приобретения заграничных тратт. Отказавшись от мысли поднять ценность кредитного рубля путем уменьшения количества денежных знаков в обращении, правительство Н. X. Бунге, а затем И. А. Вышнеградского все усилия свои направило к укреплению курса рубля через накопление металлического (золотого) разменного фонда. Посредством закупки золота за границей и отчислений из государственных средств, разменный фонд Государственного Банка к 1 января 1893 г. уже составил 561 млн. руб. [11, с.98].
В деле "упрочения денежной системы" С. Ю. Витте продолжил ту же политику укрепления вексельного курса кредитного рубля через накопление разменного фонда Государственного Банка, что и его предшественники. Так, в 1893 г. были введены таможенные пошлины на вывозимые за границу и ввозимые оттуда кредитные билеты. В это же время для укрепления курса последовало запрещение спекулятивных сделок на покупку и продажу золотой валюты и вообще всех ценностей, оплачиваемых в золоте. В 1895 г. Министерство финансов разрешает осуществление сделок с золотом, при этом для 5-рублевой золотой монеты (полуимпериала) была установлена цена 7 руб. 50 коп., а для 10 -рублевой (империал) соответственно 15 руб.
24 мая 1895 г. учреждениям Государственного Банка было разрешено покупать и продавать золотую монету по курсу, который был установлен Министерством финансов по девальвируемым при фиксированном курсе империалу и полуимпериалу. Фактически это означало установление размена кредитных билетов на золото. Каждый желающий мог явиться в любое учреждение Государственного Банка и обменять свои кредитные билеты на золото. 20 июля 1895 г. учреждения Государственного Банка получили право принимать золотую монету на текущий счет и во вклады также по девальвированному курсу, а не по ее номиналу.
3 января 1897 г. было установлено, что кредитный рубль равняется 66 2/3 копейки золотом, или 1 рубль 50 коп. кредитными билетами приравнивался к 1 рублю золотом. Тем самым в стране был окончательно подготовлен переход к системе золотого монометаллизма.
В 1897 г. был издан указ о чеканке и выпуске в обращение, в дополнение к империалам и полуимпериалам, 5-рублевой золотой монеты достоинством в 1/3 империала. Чеканка новой золотой монеты 10-рублевого достоинства началась по указу от 11 декабря 1898 г.
29 августа 1897 г., в связи с доведением разменного фонда Государственного Банка до 671 млн. руб., последовал знаменитый для Государственного Банка указ, которым были установлены твердые основания для выпуска государственных кредитных билетов. Данный указ регулировал выпуск кредитных билетов в обращение и принципы их обеспечения золотом, свойственные эмиссионным банкам Западной Европы. Сумма покрытия, обеспечивающая билеты, должна была на 50% состоять из золота и на 50% из коммерческих векселей от общей до 600 млн. руб. суммы выпущенных в обращение кредитных билетов. При выпуске сверх 600 млн. руб. каждый рубль кредитных билетов должен был на 100% обеспечиваться золотом [9, с. 284-285].
Указом от 14 ноября 1897 г, был введен неограниченный размен кредитных билетов на золото, кредитным билетам была присвоена сила законного платежного средства наравне с золотой монетой. Кроме того, этот указ предусматривал в качестве основы денежной системы Российской Империи золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. В связи с установлением в России системы золотого монометаллизма, серебро было, как и медь, превращено во вспомогательный денежный товар, законодательно оформленный монетным уставом 1899 г. [8, 1899, №27, с. 2-3].
Новая денежная система России, созданная в результате реформаторских мер 1881-1897 гг., хотя и создала перед первой мировой войной самую прочную ("золотую") национальную валюту в мире, но все же не вполне отвечала потребностям дальнейшего развития коммерческих операций ГБ России через его структурные подразделения (10 контор, 121 отделение (I, II, III разряда), 9 агентств при зернохранилищах, 6 временных отделений и 45 расчетных отделов) [1, с. 119].
Касаясь вопроса девизной политики3 Государственного Банка, следует отметить неоднозначность трактовок этого вопроса в отечественной литературе. Так, в 1915 г. член Государственной Думы А. М. Эристов в своей статье «О Государственном Банке» писал о несостоятельности ГБ России как эмиссионного учреждения [27, с. 30]. Здесь он отмечал, что Государственный Банк слабо разбирается в операциях покупки-продажи переводных векселей по наиболее выгодному для себя курсу; у Банка отсутствуют знания бирж и вексельного арбитража. Все это побуждает Банк для решения задач своей девизной политики держать значительное количество золота за границей. Так, на 1 января 1914 г. за рубежом, особенно во Франции (73 %), находилось золота на сумму почти 594 млн. руб., из них примерно на 170 млн. руб. - золото ГБ России и более 424 млн. руб. - золото Госказначейства [27, с. 14-15].
Другой подход к задачам девизной политики Государственного Банка можно связать с высказыванием императора Александра III. Находясь на смертном одре, в 1894 г. он говорил наследнику-цесаревичу следующее: «Знай - у России нет друзей. Нашей огромности боятся» [5, с. 35]. Отсюда становится ясна вся порочность и неосновательность «всей высшей европейской банковской техники», по сравнению с прочностью и основательностью золотого российского рубля.
Во время первой мировой войны деятельность Государственного Банка России, в основном, была связана с финансированием военных заказов и содержанием армии. Это финансирование осуществлялось за счет эмиссии кредитных билетов сверх предела дозволенного их выпуска, установленного указом от 29 августа 1897 г. С начала войны, по указу от 27 июля 1914 г., этот предел возрос в 5 раз и составлял 1500 млн. руб. По указу от 27 декабря 1916 г. величина необеспеченного предела достигла размера в 6500 млн. руб. После отречения императора Николая II последовали указы Временного Правительства, по которым к 7 сентября 1917 г. сверх золотого обеспечения дозволялось выпускать в обращение кредитных билетов на сумму в 14500 млн. руб. [8, 1917, № 2, с. 57; № 31, с. 129; № 37, с. 313].
Таким образом, прирост массы кредитных билетов за три военных года составил 457,4 % [24, с. 152]. Это вызвало рост цен на товары и обесценивание денег. Снижение покупательной способности рубля привело к прогрессирующей инфляции. С развитием инфляционного процесса в России начался процесс исчезновения «звонкой монеты» из обращения и из касс Государственного Банка. Золотой запас страны в размере 2 309 078 руб. золотом оказался на 16 сентября 1917 г. за границей, в основном в Англии и во Франции [8, 1917, № 38, с. 355].
Коммерческая деятельность Государственного Банка России во время войны была ориентирована на обслуживание военных заказов. На фоне незначительного сокращения активных операций Банка, связанных с учетом векселей, подтоварных и промышленных ссуд, преобладали ссуды под процентные бумаги (рост на 758% за 20,5 месяцев против уровня января 1914 г.) и ссуды под учет краткосрочных обязательств Государственного казначейства (133948 млн. руб. на 16 сентября 1917 г.).
Информация о работе Формирование и развитие банковской системы России