Формирование основных показателей деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Целью первой главы данной работы является анализ особенностей управления фирмой в условиях кризиса.
Основными задачами первой главы данной работы являются:
охарактеризовать кризис на предприятии;
проанализировать особенности управления персоналом в фирмах в условиях кризисов;
рассмотреть реструктуризацию, как один из наиболее эффективных методов оживления фирм в условиях кризиса.
Целью второй главы данной работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты кризиса в фирме и методы выхода из него 5
Кризис в фирме: его виды, фазы и последствия 5
Управление персоналом в условиях кризиса. 9
Анализ реструктуризации, как метода оживления фирмы. 11
Глава 2 Формирование основных показателей деятельности предприятия 15
2.1 Состав и структура основных фондов 15
2.2 Состав и структура оборотных средств предприятия 17
2.3 Кадры предприятия и оплата труда 18
2.4 Состав затрат на производство продукции 22
2.5 Формирование финансовых результатов 24
2.6 Показатели эффективности деятельности 26
2.7 Срок окупаемости и зона безопасности предприятия 28
2.8 Разработка и расчет мероприятий по улучшению показателей деятельности предприятия. 31
Заключение 36
Библиографический список 38

Файлы: 1 файл

Пешков М. Д. Готовая КР(готовая к проверке).docx

— 277.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  4

Глава 1 Теоретические аспекты  кризиса в фирме и методы выхода из него  5

    1. Кризис в фирме: его виды, фазы и последствия 5
    2. Управление персоналом в условиях кризиса. 9
    3. Анализ реструктуризации, как метода оживления фирмы. 11

Глава 2 Формирование основных показателей деятельности предприятия  15

2.1  Состав и структура основных фондов 15

2.2   Состав и структура оборотных средств предприятия 17

2.3  Кадры предприятия и оплата труда 18

2.4   Состав затрат на производство продукции 22

2.5  Формирование финансовых результатов 24

2.6   Показатели эффективности деятельности 26

2.7   Срок окупаемости и зона безопасности предприятия 28

2.8 Разработка и расчет мероприятий по улучшению показателей деятельности предприятия. 31

Заключение 36

Библиографический список 38

Приложение А Классификация  кризисов 40

 

Введение

В условиях рыночной экономики каждый экономический субъект сталкивается с кризисными ситуациями. И при  этом каждый находит пути выхода из подобных ситуаций. В зависимости  от того насколько эффективно фирма  справится с кризисной ситуацией  зависит то, будет ли фирма существовать год или столетие. Устойчивость фирмы, её конкурентоспособность напрямую зависят от этого фактора.

Следует отметить, что в мире в мире не было ни одной организации, которая  в той или иной мере в своей  производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая ситуация проявилась в России в силу определенных особенностей перехода её в рыночные отношения.

В экономиках переходного периода  и развивающихся экономиках, отличающихся высокой сложностью и скоростью изменений, их глубиной и непредсказуемостью результатов, потребность в эффективном антикризисном управлении как никогда и нигде высока. Особенно в России с ее огромными ресурсами и территорией, многообразием условий и проблем.

Решение задач по предотвращению кризисных  явлений или смягчения их влияния  на результаты деятельности организации  возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в России – «антикризисное управление».

Целью первой главы данной работы является анализ особенностей управления фирмой в условиях кризиса.

Основными задачами первой главы данной работы являются:

    • охарактеризовать кризис на предприятии;
    • проанализировать особенности управления персоналом в фирмах в условиях кризисов;
    • рассмотреть реструктуризацию, как один из наиболее эффективных методов оживления фирм в условиях кризиса.

Целью второй главы данной работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.

К задачам второй главы необходимо отнести:

    • расчет основных показателей деятельности предприятия;
    • анализ финансовых показателей эффективностей деятельности:
    • разработка и расчет мероприятий по улучшению показателей деятельности предприятия.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия таких авторов  как: Баринов В.А., Жариков, И.А, и др.. А также были использованы такие журналы как: .Экономика и предпринимательство, Экономический анализ, «ЭКО», Экономика и управление.

 

Теоретические аспекты кризиса в фирме и  методы выхода из него

1.1 Кризис в фирме: его виды, фазы и последствия

Для анализа кризиса в фирме необходимо иметь понятие о кризисах вообще как на макро, так и на микроуровне. Для начала разберём понятие кризиса на макроуровне, так как макроуровень во много определяет деятельность и характер поведения всех хозяйствующих субъектов.

Если  есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные  кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько  подсистем.

По  проблематике кризиса следует указать  макро– и микрокризисы. Макрокризис  охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. По структуре отношений  в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены  следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических  кризисов. Экономические кризисы  вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся  кризисы производства и реализации товара, отношений экономических  агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и  интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется  обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности  работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это  кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности  в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются  на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время  стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при  изменении природных условий, вызванных  деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться  и возникают под воздействием объективных факторов развития –  необходимости модернизации производства, бизнес процессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

Более наглядно структура кризисов изображена на Рис. 1. Классификация кризисов[1]. (см. П).

Данное  нами выше описание кризисов дает общее  понимание механизмов кризисов. В  дальнейшем рассмотрим непосредственные кризисы в фирмах и предприятиях.

Понятие «кризис фирмы» («кризис на предприятии») описывает в современной экономической литературе различные стрессовые ситуации в жизни предприятия, от просто помехи в функционировании предприятия через разного рода конфликты до ликвидации предприятия, которые как минимум для данного хозяйствующего субъекта можно охарактеризовать как катастрофические.

3. Айвазян и В. Кириченко считают,  что «в экономическом смысле  кризис означает дефицит денежных  средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах»[2]. Причем авторы особо выделяют два аспекта внешний и внутренний. Внешний заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами — выплаты и обслуживания долгов. Внутренний в способности обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности.

C сомом общем виде, кризис фирмы можно характеризовать как резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с ее институциональной средой, ведущее к неплатежеспособности организации, и как следствие, к банкротству. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада[3].

Кризисные ситуации выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т.п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

Другие  же авторы дают немного другую интерпретацию  слова кризис на предприятии. Так С. Т. Беляев и В.И. Кошкин определяют кризис как процесс: «кризис предприятия можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия; переломный момент в последовательности процессов событий и действий»[4].

Учитывая  приведенные выше мнения различных  авторов, можно сказать, что отождествление понятий кризисная ситуация, кризис и банкротство, несостоятельность, неплатежеспособность предприятия неправомерно. Циклическая тенденция развития предприятия отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, их наступление может быть вызвано как субъективными, так и объективными причинами.

К основным последствиям кризиса можно  отнести:

• Снижение уровня доверия к организации, степени ее надежности у клиентов.

• Утрата лояльности сотрудников.

• Снижение объема продаж и падение  прибыли.

• Снижение уровня производительности труда  персонала.

• Сосредоточение внимания руководства  на путях выхода из кризиса.

• Изменение в составе менеджмента  топ-уровня.

• Изменения в ассортименте или услуг компании.

• Изменение названия организации.

Объективно  кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При  этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса и др.

Современное состояние большинства хозяйственных  объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них являются «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово-экономического состояния.

Данный  подход неразрывно связан с антикризисным  управлением.

Ответ на вопрос «что делать?» в общих  чертах общеизвестен: привлечь кадры, способные эффективно работать в  условиях транзитивной экономики; использовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях; пригласить профессионалов-консультантов  и т.п. и решить в комплексе  весь клубок проблем предприятия, начав  с совершенствования системы  управления.

При реализации этих очевидных мер возникают  серьезные трудности: отсутствие подготовленных кадров; невозможность применения зарубежного  опыта «один к одному», так  как он сформировался в других условиях.

Поэтому лучше рассчитывать на своих уже  имеющихся людей и организовывать их переподготовку, начиная с руководства, и далее создать команду, способную достаточно эффективно решать реальные проблемы, а также использовать зарубежный опыт уже в адаптированном виде.

Так как персонал любого предприятия  является его основой, следует отметить крайнюю важность вопроса кадров и работу, направленную на повышение  эффективности выполняемых персоналом работ. В этой связи рассмотрим управление персоналом в условиях кризиса.

 

1.2. Управление персоналом в условиях кризиса

Управление  предприятием в условиях кризиса (общий  кризис экономики или кризис отдельной отрасли и предприятия) является предметом заботы не только его руководителей, собственников, но и множества взаимодействующих с ним предприятий и организаций. Кризисное управление по своей природе — управление, возлагающее дополнительные риски на множество экономических структур, без участия которых предприятие не может выжить.

Информация о работе Формирование основных показателей деятельности предприятия