Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:16, курсовая работа
Целью первой главы данной работы является анализ особенностей управления фирмой в условиях кризиса.
Основными задачами первой главы данной работы являются:
охарактеризовать кризис на предприятии;
проанализировать особенности управления персоналом в фирмах в условиях кризисов;
рассмотреть реструктуризацию, как один из наиболее эффективных методов оживления фирм в условиях кризиса.
Целью второй главы данной работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты кризиса в фирме и методы выхода из него 5
Кризис в фирме: его виды, фазы и последствия 5
Управление персоналом в условиях кризиса. 9
Анализ реструктуризации, как метода оживления фирмы. 11
Глава 2 Формирование основных показателей деятельности предприятия 15
2.1 Состав и структура основных фондов 15
2.2 Состав и структура оборотных средств предприятия 17
2.3 Кадры предприятия и оплата труда 18
2.4 Состав затрат на производство продукции 22
2.5 Формирование финансовых результатов 24
2.6 Показатели эффективности деятельности 26
2.7 Срок окупаемости и зона безопасности предприятия 28
2.8 Разработка и расчет мероприятий по улучшению показателей деятельности предприятия. 31
Заключение 36
Библиографический список 38
Содержание
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты кризиса в фирме и методы выхода из него 5
Глава 2 Формирование основных показателей деятельности предприятия 15
2.1 Состав и структура основных фондов 15
2.2 Состав и структура оборотных средств предприятия 17
2.3 Кадры предприятия и оплата труда 18
2.4 Состав затрат на производство продукции 22
2.5 Формирование финансовых результатов 24
2.6 Показатели эффективности деятельности 26
2.7 Срок окупаемости и зона безопасности предприятия 28
2.8 Разработка и расчет мероприятий по улучшению показателей деятельности предприятия. 31
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение А Классификация кризисов 40
Введение
В
условиях рыночной экономики каждый
экономический субъект
Следует
отметить, что в мире в мире не
было ни одной организации, которая
в той или иной мере в своей
производственно-хозяйственной
В экономиках переходного периода и развивающихся экономиках, отличающихся высокой сложностью и скоростью изменений, их глубиной и непредсказуемостью результатов, потребность в эффективном антикризисном управлении как никогда и нигде высока. Особенно в России с ее огромными ресурсами и территорией, многообразием условий и проблем.
Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организации возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в России – «антикризисное управление».
Целью первой главы данной работы является анализ особенностей управления фирмой в условиях кризиса.
Основными задачами первой главы данной работы являются:
Целью второй главы данной работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.
К задачам второй главы необходимо отнести:
При написании курсовой работы были использованы учебные пособия таких авторов как: Баринов В.А., Жариков, И.А, и др.. А также были использованы такие журналы как: .Экономика и предпринимательство, Экономический анализ, «ЭКО», Экономика и управление.
Теоретические аспекты кризиса в фирме и методы выхода из него
1.1 Кризис в фирме: его виды, фазы и последствия
Для
анализа кризиса в фирме
Если
есть классификация и знание типа
кризиса, есть возможности снижения
его воздействия, обеспечения безболезненности
его протекания. Согласно классификации,
возникают общие и локальные
кризисы. Общие кризисы охватывают
всю социально-экономическую
По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.
Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.
Психологические
кризисы – это кризисы
Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнес процессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.
Более наглядно структура кризисов изображена на Рис. 1. Классификация кризисов[1]. (см. П).
Данное нами выше описание кризисов дает общее понимание механизмов кризисов. В дальнейшем рассмотрим непосредственные кризисы в фирмах и предприятиях.
Понятие «кризис фирмы» («кризис на предприятии») описывает в современной экономической литературе различные стрессовые ситуации в жизни предприятия, от просто помехи в функционировании предприятия через разного рода конфликты до ликвидации предприятия, которые как минимум для данного хозяйствующего субъекта можно охарактеризовать как катастрофические.
3.
Айвазян и В. Кириченко
C сомом общем виде, кризис фирмы можно характеризовать как резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с ее институциональной средой, ведущее к неплатежеспособности организации, и как следствие, к банкротству. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада[3].
Кризисные ситуации выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т.п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.
Другие же авторы дают немного другую интерпретацию слова кризис на предприятии. Так С. Т. Беляев и В.И. Кошкин определяют кризис как процесс: «кризис предприятия можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия; переломный момент в последовательности процессов событий и действий»[4].
Учитывая приведенные выше мнения различных авторов, можно сказать, что отождествление понятий кризисная ситуация, кризис и банкротство, несостоятельность, неплатежеспособность предприятия неправомерно. Циклическая тенденция развития предприятия отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, их наступление может быть вызвано как субъективными, так и объективными причинами.
К основным последствиям кризиса можно отнести:
• Снижение уровня доверия к организации, степени ее надежности у клиентов.
• Утрата лояльности сотрудников.
• Снижение объема продаж и падение прибыли.
• Снижение уровня производительности труда персонала.
• Сосредоточение внимания руководства на путях выхода из кризиса.
•
Изменение в составе
• Изменения в ассортименте или услуг компании.
• Изменение названия организации.
Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса и др.
Современное
состояние большинства
Данный подход неразрывно связан с антикризисным управлением.
Ответ на вопрос «что делать?» в общих чертах общеизвестен: привлечь кадры, способные эффективно работать в условиях транзитивной экономики; использовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях; пригласить профессионалов-консультантов и т.п. и решить в комплексе весь клубок проблем предприятия, начав с совершенствования системы управления.
При реализации этих очевидных мер возникают серьезные трудности: отсутствие подготовленных кадров; невозможность применения зарубежного опыта «один к одному», так как он сформировался в других условиях.
Поэтому
лучше рассчитывать на своих уже
имеющихся людей и
Так
как персонал любого предприятия
является его основой, следует отметить
крайнюю важность вопроса кадров
и работу, направленную на повышение
эффективности выполняемых
1.2. Управление персоналом в условиях кризиса
Управление предприятием в условиях кризиса (общий кризис экономики или кризис отдельной отрасли и предприятия) является предметом заботы не только его руководителей, собственников, но и множества взаимодействующих с ним предприятий и организаций. Кризисное управление по своей природе — управление, возлагающее дополнительные риски на множество экономических структур, без участия которых предприятие не может выжить.
Информация о работе Формирование основных показателей деятельности предприятия