Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:16, курсовая работа
Целью первой главы данной работы является анализ особенностей управления фирмой в условиях кризиса.
Основными задачами первой главы данной работы являются:
охарактеризовать кризис на предприятии;
проанализировать особенности управления персоналом в фирмах в условиях кризисов;
рассмотреть реструктуризацию, как один из наиболее эффективных методов оживления фирм в условиях кризиса.
Целью второй главы данной работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты кризиса в фирме и методы выхода из него 5
Кризис в фирме: его виды, фазы и последствия 5
Управление персоналом в условиях кризиса. 9
Анализ реструктуризации, как метода оживления фирмы. 11
Глава 2 Формирование основных показателей деятельности предприятия 15
2.1 Состав и структура основных фондов 15
2.2 Состав и структура оборотных средств предприятия 17
2.3 Кадры предприятия и оплата труда 18
2.4 Состав затрат на производство продукции 22
2.5 Формирование финансовых результатов 24
2.6 Показатели эффективности деятельности 26
2.7 Срок окупаемости и зона безопасности предприятия 28
2.8 Разработка и расчет мероприятий по улучшению показателей деятельности предприятия. 31
Заключение 36
Библиографический список 38
Механизм стратегического управления персоналом в условиях кризиса на российских предприятиях только формируется.
Сегодня на первый план выдвигается система стратегического менеджмента, которая предусматривает анализ различных управленческих ситуаций, связанных с изменением отношений поставщиков и потребителей, когда в центре внимания оказывается потребитель. Отсюда вытекает необходимость новой концепции маркетинга с учетом обоснованных стратегических направлений развития предприятия.
Стратегический
менеджмент относится к программным
способам управления, когда важнейшие
функции предприятия
Из-за
невнимания к мотивам сегодняшнего
поведения предприятий
В настоящее время более 80% предприятий являются потенциальными банкротами, хотя только около 10% из них не имеют потенциала для выхода из зоны близкого банкротства[5].
Почему конкретная организация, имея внутренние резервы для преодоления кризисной ситуации, ими не пользуется? Ответ прост: способы задействования внутренних резервов не очевидны, а занятым решением текущих вопросов руководителям некогда заботиться о развитии организации, уделять время формированию ее стратегии. Если ознакомить руководителя с достаточно простыми процедурами формирования стратегии и обсудить расстановку приоритетов, можно разработать программу реструктуризации предприятия, реализация которой даст возможность преодолеть некоторые негативные тенденции.
Кроме того, необходимо совершенствование существовавшей ранее линейно-функциональной структуры. Вслед за разграничением полномочий и ответственности между руководителями верхнего и среднего уровня возникла острая необходимость провести аналогичную работу и внутри подразделений, создав должностные инструкции, в которых определяются диапазоны ответственности сотрудников фирмы. В рамках диапазона ответственности должностное лицо действует самостоятельно и лично отвечает за результат.
После того как диапазоны ответственности сформированы и руководители наделены определенными полномочиями, прорабатываются горизонтальные взаимодействия в новой организационной структуре с целью повышения оперативности управления. В должностной инструкции обозначены требования к сотруднику, определяющие его формальное соответствие занимаемой должности.
Другая важная составляющая управления персоналом на кризисных предприятиях — кадровая политика.
Сутью кадровой политики предприятия является работа с персоналом, соответствующая концепции развития данного предприятия. Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда.
В кадровой политике реализуется поэтапно:
Можно выделить четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий.
1.
Пассивная кадровая политика. У
руководства предприятия нет
четко выраженной программы
2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации(возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задач, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. Кадровые службы предприятия располагают средствами диагностики. В плане финансового оздоровления, как правило, кадровые проблемы изданный момент выделяются и рассматриваются специально, намечаются возможные пути их решения.
3.
Превентивная кадровая
4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет удовлетворительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее. Кадровая служба предприятия располагает средствами не только диагностики, но и прогнозирования кадровой ситуации на средне- и долгосрочный периоды. Кроме того, программа кадровой работы с вариантами ее реализации является составной частью плана реорганизации.
Один из принципиальных подходов к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия — ликвидация имеющихся изъянов структуры, препятствующих повышению конкурентоспособности. В кадровой работе этот подход обычно находит спою практическую реализацию в реорганизации, связанной с ликвидацией структурных подразделений, которые не вписываются в стратегию выведения предприятия из кризиса. Подобная реорганизация обычно связана с сокращением численности персонала. Решение данной задачи должно опираться на оптимизационный подход к реформированию кадрового потенциала предприятия.
Рассмотрим
реструктуризацию как один из методов
повышения
1. 3 Анализ реструктуризации, как метода оживления фирмы
Реструктуризация — это радикальный способ преобразования организации, означающий изменение всех ее составляющих или структур: структуры собственности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления.
Реструктуризацию
следует рассматривать как
Необходимость реструктуризации предприятия возникает, как правило, в трех ситуациях:
1) предприятие находится в кризисе;
2) текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны: падение конкурентоспособности, отклонение фактического состояния от запланированного; здесь реструктуризация — реакция на негативные изменения, пока они еще не стали необратимыми;
3) благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от своих конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ.
В экономической литературе для обозначения коренных преобразований на предприятиях используются также термины «ре организация», «реинжиниринга», «реформирование» и «трансформация». Их использование зависит от расставляемых авторами акцентов относительно причин, глубины, скорости и характера преобразований.
В теории стратегического менеджмента, когда мы говорим о всесторонних преобразованиях на предприятии как о реакции на происходящие во внешней среде изменения, используется чаще всего термин «трансформация».
Термин «реформирование» используется тогда, когда подчеркивается глубина, а также нормативный и переходный (от одной системы к другой) характер преобразований.
Понятие «реструктуризация» подчеркивает изменение экономических отношений на предприятии вследствие перестройки определяющих их ресурсов и структур. Реструктуризация является материальной основой реформирования или трансформации предприятия.
Понятие «реорганизация» юридического лица четко формализовано в Гражданском кодексе РФ. Под реорганизацией понимаются такие преобразования юридического лица, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование в иную организационно-правовую форму.
Реинжиниринг является частью программ реформирования или трансформации предприятия, здесь акцент делается на кардинальной перестройке бизнес-процессов в организации.
Реструктуризации могут подвергнуться все вилы и ресурсы деятельности организации. Чаще всего принято говорить о следующих составляющих реструктуризации:
• реструктуризация бизнеса на основе новой стратегии развития;
• реструктуризация имущественного комплекса;
• реструктуризация собственности (акционерного капитала);
• реструктуризация задолженности;
• реструктуризация организационной структуры предприятия.
Законодательной базой для реструктуризации являются: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д., в которых установлены порядок, условия и ограничения для реструктуризации.
Основные цели реструктуризации:
• обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (например, восстановление платежеспособности предприятия);
• восстановление конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде.
Одна
из возможных классификаций
Таблица 1.1 - Комплекс оперативных и стратегических мероприятий реструктуризации
Оперативные мероприятия | |
Улучшение результатов деятельности |
Повышение ликвидности |
Сокращение затрат Повышение качества, уменьшение потерь Ускорение оборачиваемости средств |
Уменьшение запасов Продажа имущества Сокращение дебиторской задолженности |
Стратегические мероприятия | |
Преобразование сфер деятельности и адаптация структур |
Преобразование и оптимизация бизнес -процессов |
Окончание таблицы 1.1 |
|
1 |
2 |
Оптимизация видов деятельности Разработка новых видов продукции Оптимизация структуры активов, собственности Выбор адекватной производственной и управленческой структур |
Оптимизация основных процессов Техническое перевооружение Совершенствование системы управления Создание эффективной информационной системы |
Оценка эффективности реструктуризации предприятий. Один из вариантов классификации критериев эффективности можно представить следующим образом (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Временная модель эффективности реструктуризации
Дадим определение каждому понятию для понимания приведённой выше структуры.
Краткосрочные критерии эффективности. Как видим, они сгруппированы в 5 кластеров. Следует отметить, что сегодня в российской экономической литературе нет устоявшихся определений относительно таких терминов, как «эффективность», «продуктивность» и «производительность».
Продуктивность — способность организации обеспечить необходимое количество и качество продукции в соответствии с требования внешней среды, т.е. удовлетворить потребности покупателей, клиентов, партнеров. Она дает оценку усилиям руководителей, направленным во внешнюю среду. Показателями продуктивности могут быть объем прибыли, объем продаж, рыночная доля, количество клиентов и т.п.
Эффективность организации (в некоторых работах этот критерий называют производительностью) — это отношение того, что мы имеем на выходе организации, к тому, что было на входе. Это соотношение затрат и результатов работы организации. Показателями эффективности могут быть стоимость единицы продукции, затраты в расчете на одного клиента, отношение прибыли к издержкам или объемам продаж, выработка на одного работника, доходность акционерного капитала или активов предприятия и т.п.
Качество — степень удовлетворения запросов клиентов и покупателей, при этом оценки исходят от самих покупателей и клиентов.
Гибкость реакции — это способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для удовлетворения запросов покупателей. Основывается на гибких производственных системах. Гибкость означает способность адекватно реагировать на изменения как внешней среды (покупателей, поставщиков, конкурентов, органов власти), так и внутренней (менеджмент, персонал), своевременно перестраивая функции управления.
Удовлетворенность персонала означает, что работники предприятия чувствуют себя комфортно и удовлетворены своей ролью в организации. Организация как социальная система предоставляет выгоды своим работникам, точно так же, как она предоставляет выгоды своим покупателям и клиентам. Показателями удовлетворенности могут быть отношение работников к порученному делу, текучесть кадров, опоздания, жалобы.
Развитие означает реализацию упреждающих стратегий, позволяющих своевременно реагировать на изменения в случае их возникновения. Такой подход, предполагающий значительные инвестиции, может приводить к снижению эффективности использования ресурсов в краткосрочном периоде, но является залогом выживания на рынке.
Информация о работе Формирование основных показателей деятельности предприятия