Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 04:49, курсовая работа
Целью выполнения работы является анализ системы управления персоналом и определение мероприятий по ее совершенствованию.
Основными задачами работы являются:
рассмотрение теоретических и методологических основ системы управления персоналом организации;
проведение анализа системы управления персоналом КГБУЗ «Городская больница №10, г. Барнаул».
Введение
1. Теоретические основы проектирования системы управления персоналом
1.1 Сущность и содержание управления персоналом
1.2 Виды стратегий управления персоналом
1.3 Принципы и методы проектирования системы управления персоналом
2. Анализ системы управления персоналом в «Новоалтайском дорожно-строительном управлении - 7»
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы управления Новоалтайского ДСУ - 7
2.3 Подбор и расстановка кадров
2.4 Эффективность системы управления на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Теоретические основы
проектирования системы
1.1 Сущность и содержание управления персоналом
1.2 Виды стратегий управления персоналом
1.3 Принципы и методы
проектирования системы
2. Анализ системы управления персоналом в «Новоалтайском дорожно-строительном управлении - 7»
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы управления Новоалтайского ДСУ - 7
2.3 Подбор и расстановка кадров
2.4 Эффективность системы управления на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формирование, развитие,
использование трудового
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Следствием таких изменений становятся новы подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к управленческим кадрам.
В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает эффективное управление персоналом. До недавнего времени это понятие практически отсутствовало в управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанности, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров. Но отделы кадров, как правило, имели низкий организационный статус, являлись слабыми в профессиональном отношении. Они были структурно разобщены с другими подразделениями. И, как следствие, он не являлся ни методическим, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы организации.
Современным кадровым службам не достаточно только оформлять приказы и распоряжения, хранить кадровую информацию. Они постепенно должны превращаться в центры по разработке и реализации стратегии организации труда, цель которой повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программ развития кадров, обеспечение справедливой оплаты труда.
Итак, формирование эффективной системы управления персоналом является одной из наиболее важных задач. В данной курсовой работе будут изложены методические основы системы управления персоналом, принципы и методы ее построения, оценка эффективности ее работы, а также анализ опыта построения систем управления.
Целью выполнения работы является анализ системы управления персоналом и определение мероприятий по ее совершенствованию.
Основными задачами работы являются:
рассмотрение теоретических и методологических основ системы управления персоналом организации;
проведение анализа системы управления персоналом КГБУЗ «Городская больница №10, г. Барнаул».
В качестве объекта исследования выступает система управления персоналом. Предметом анализа выступают факторы, закономерности и тенденции, влияющие на систему управления персоналом.
1. Сущность
и содержание управления
На протяжении многих веков да начала 20века управление персоналом как специфическая функция осуществлялась на основе здравого смысла, опыта и традиций. Труд имел преимущественно индивидуальный характер, и основной ячейкой производительной деятельности выступала семья, глава которой обычно осуществлял управленческие и производственные функции. В древности руководство персоналом использовалось при управлении крупными массами людей: армиями, строителями крупных сооружений. Однако и в этих случаях управление людьми не выделялось из управления в целом.
В начале 20 века стали развиваться административные кадровые службы.
Управление персоналом – это сложное и многогранное искусство, которое включает в себя множество профессиональных подсистем и профессиональных навыков. В самом общем виде можно сказать, что система управления персоналом состоит из двух больших подсистем: первая – непосредственное управление персоналом; вторая – планирование и прогнозирование кадровой политики на предприятии, анализ и планирование тенденций формирования структуры кадров. Обе подсистемы включают в себя обширные комплексы и варианты кадровой политики в организации.
Таким образом, под управлением
персоналом в организации понимают
специфический вид
Деятельность по управлению персоналом – целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Управление персоналом – это ориентация на людей с акцентом на максимальное использование их таланта, повышение качества жизни;
Сущность системы управления заключается в системном, планомерном, организованном воздействии с помощью взаимосвязанных организационно – экономических и социальных мер на процесс формирован6ия, распределения рабочей силы в организации, на создании условий для испытания потенциала работников, а также использование трудового потенциала в целях эффективного функционирования организации в целом.
Для определения содержания системы управления персоналом в организации выделим следующие основные ее составляющие:
кадровая политика;
кадровое планирование;
формирование персонала;
оптимизация численности;
профессиональное развитие;
оценка персонала;
вознаграждение персонала;
ориентация и адаптация работников;
информационно – аналитическая работа по кадрам.
Для определения сущности системы управления персоналом в организации необходимо рассмотреть основные цели и задачи данной системы.
Выделяют следующие основные цели системы управления персонала:
повышение конкурентоспособности организации;
повышение эффективности труда и производства в организации;
усиление социальной активности работников в организации.
Среди основных задач системы управления персоналом выделяют:
обеспечение организации рабочей силой необходимых объемов и требуемой квалификации;
достижение обоснованного соотношения между структурой производственного и кадрового потенциалов;
полное и эффективное использование потенциала работников, формирование стабильности в коллективе.
Очень важным направлением кадровой работы в системе управления персоналом в организации является регулирование трудовых отношений. В этот комплекс работ входят социально-психологическая диагностика работников, групп и коллектива в целом, выявление и урегулирование производственных, конфликтов и стрессов, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, разработка и контроль за соблюдением этических норм, взаимоотношений. И эта же кадровая группа занимается вопросами взаимодействия с профсоюзами.
И, наконец, в функции
кадровых служб на этом уровне входят
вопросы разработки, формирования и
совершенствования организацион
На основе данных такого
анализа вносятся изменения в
организационную структуру
Большая и важная работа кадровой службы в системе управления персоналом организации – планирование и контроль деловой карьеры, профессиональная и социально-психологическая оценка кандидатов на вакантные должности, адаптация работников к условиям труда в организации и, особенно, к адаптации при резком изменении ситуации: на рынке, в технике, технологии, в структуре и качественных параметрах выпускаемой продукции, при реорганизации производственной структуры и организационной структуры управления.
Много внимания в работе кадровых служб в системе управления персоналом организации уделяется вопросам анализа и развития форм стимулирования труда. На предприятиях этими вопросами занимаются отделы труда и заработной платы.
Анализ и развитие форм стимулирования труда в системе управления персоналом в организации состоит из многих видов работ. Прежде всего, это нормирование труда и тарификация работ, разработка систем оплаты труда. Разрабатываются различные формы морального поощрения и решаются вопросы их использования: когда, для кого, в каких вариантах. Проводится периодическая оценка кадров, тестирование, аттестация с позиций потенциальных потребностей фирмы в кадровых ресурсах с учетом стратегии и тактики фирмы. Эта же группа занимается вопросами управления трудовой мотивации работников. И, наконец, здесь же разрабатываются формы участия работников в прибылях фирмы и ее капитале: простое использование части прибыли на дополнительное поощрение, выплату премий работникам; распределение части акций среди сотрудников фирмы (бесплатно, в виде поощрения) с последующей выплатой дивидендов по ним.
2. Принципы и методы формирования системы управления персоналом
Все цели и задачи системы
управления персоналом в организации
достигаются путем реализации определенных
принципов и методов формирован
Принципы представляют собой наиболее устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления. Они носят многоуровневый характер (общие, частные, отдельные и специальные) и распространяются на разные сферы деятельности (управление трудом в масштабах всего общества, отрасли, организации, работника).
Выделяют следующие основные принципы формирования системы управления персоналом:
разделение труда;
власть и ответственность;
дисциплина;
принцип единоначалия;
принцип равенства руководства;
подчинение личного интереса общей цели;
принцип вознаграждения;
принцип централизации;
порядок;
равенство и справедливость;
стабильность персонала;
принцип инициативы;
корпоративный дух.
Формирование системы управления персоналом в организации предполагает следующую последовательность использования методов формирования:
1. Методы планирования ресурсов организации: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
2. Методы набора персонала:
создание резерва
3. Методы отбора персонала: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Методы определения
заработной платы и льгот
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка
программ для обучения
7. Методы оценки трудовой
деятельности персонала:
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Отбор кадров
На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров представляет собой метод предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры оценки.