Генезис валютной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Данная тема широко и в полном объеме представлена в отечественной и зарубежной литературе, что даёт возможность тщательно изучить вопрос проведения валютной политики в различных странах мира. Основной целью курсовой работы является изучение становления валютной политики в странах с переходной экономикой, а также изучение мирового опыта проведения валютной политики. Задачей курсовой работы является изучение генезиса валютной политики Республики Беларусь и выделение её особенностей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 73.04 Кб (Скачать файл)

В валютной политике переплетаются  две противоположные тенденции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем, разногласия в силу стремления каждой страны получить преимущества за счет других, навязать им свою волю. В этой связи периодически вспыхивает валютная война стран за рынки сбыта, сферы  приложения капиталов, источники сырья  путем различных форм валютной политики. В этой борьбе используются девальвации  и ревальвация, множественность  режимов валютных курсов, валютная интервенция, валютные ограничения. Таким  образом, валютные ограничения в  ряде случаев переплетаются с  кредитным и торговым регулированием. Их арсенал совершенствуется, неэффективные  формы заменяются более современными, приспособленными к особенностям валютно-экономического положения страны и конкуренции  на мировом рынке.

 

2. Валютная политика стран  Центральной Восточной Европы  и Латинской Америки

Национальной валютой  Польши является польский злотый (PLZ). В  стране используется унитарная

Структура курса национальной валюты. Это означает, что в Польше официально запрещена множественность  плавающего курса злотого в любых  ее формах. Согласно статьям Соглашения о МВФ Польша официально приняла  на себя все обязательства по статье VIII, п. 2,3,4 Устава МВФ с 1 июня 1995 г. Это  означает, что ее национальная валюта имеет официальный статус свободно конвертируемой, либо, вернее, в соответствии с единым классификационным статусом валют МВФ и группы Всемирного банка, валюты, продекларированной СКВ.

Действующая ныне в Польше официальная система регулирования  и корректировки плавающего курса  злотого называется независимое  плавание (independently floating). В соответствии с этой системой плавающий валютный курс устанавливается и корректируется центральным банком вне какой-либо строго определенной модели либо конкретной системы индикаторов (темпы внутренней инфляции, т.е. темпы прироста оптовых  цен; изменения государственных  централизованных золотовалютных резервов страны и др.). Система «независимое плавание» хотя и имеет ряд  схожих черт с системой «свободно  колеблющаяся валюта» (free floating), тем  не менее во многом отличается от последней, в рамках которой плавающий курс валюты (например, USD, GBP, JPY и др.) может  изменяться без малейших пределов и  ограничений по сравнению с тем  уровнем валютного курса, который  был зафиксирован на торгах на основных валютных биржах в мире в предыдущий операционный рабочий день. После  принятия Польшей всех положений  и требований ст. VIII Устава МВФ центральный  валютный курс злотого (the central exchange rate) был привязан к сложной составной  валютной единице из 5 ведущих валют  индустриально развитых стран.

Начиная с 1 января 1999 г., валютная корзина начала рассчитываться на базе только 2 валют и приняла следующую  стоимостную структуру: 55% - евро и 45% - доллар США. Центральный валютный курс стал регулироваться согласно принятой системе корректировки курса - ползущий валютный курс с заранее объявленными допустимыми пределами ежемесячного обесценения ползущего валютного  курса (a crawling peg policy at a preannounced rate). Начиная  с 24 марта 1999 г. ежемесячный допустимый размер обесценения (девальвации) ползущего  валютного курса был уменьшен с 0,5% до 0,3%- До 23 марта 1999 г. валютный курс злотого мог отклоняться от заявленного  центрального валютного курса в  пределах валютного коридора в размере  ± 12,5% от установленного официального центрального валютного курса. Начиная  с 24 марта 1999 г. пределы (вилка) валютного  коридора для допустимых изменений  ползущего валютного курса были расширены до ± 15% по отношению к  центральному паритетному валютному  курсу центрального банка (the central parity).

Начиная с 12 апреля 2000 г. злотый стал свободно колебаться и обмениваться на все валюты СКВ без каких-либо ограничений по результатам ежедневных торгов на национальной валютной бирже  в Варшаве. В результате официальная  система регулирования и корректировки  валютного курса злотого стала  классифицироваться МВФ не как ползущий валютный курс, а как независимо плавающая валюта. Не начисляется  и не взимается валютный налог  на обмен (конвертацию) либо продажу  валют иностранных государств в  стране. Отсутствуют льготы, дотации, субсидии на обмен иностранной валюты на злотые. Что касается срочного форвардного  валютного рынка, то в стране сформировался  ликвидный рынок срочных контрактов «СВОП» (swap market), прежде всего между  уполномоченными частными коммерческими  банками.

В Польше действуют специальные  предписания по использованию ведущих  валют иностранных государств во всех внешних расчетах и платежах как валютных резидентов, так и  валютных нерезидентов. Заключены также  специальные платежные соглашения с различными группами стран. В частности, заключены двусторонние платежные  соглашения с Ираком, Сирийской Арабской Республикой, Тунисом и Турцией. Непогашенные остатки взаимной задолженности  участников по отношению друг к другу  регулируются (сальдируются) и погашаются в соответствии с условиями заключенных  платежных соглашений.

Что касается региональных платежных соглашений, то Польша является членом Центрально-Европейской ассоциации свободной торговли (CEFTA). Наряду с  этим у Польши имеются специальные  клиринговые соглашения. Речь идет в этой связи о недействующих  ныне (двухсторонних и многосторонних) соглашениях Польши с членами бывшего СЭВ (СМЕА). Реализация текущего валютного контроля в стране осуществляется различными уполномоченными государственными органами. Полномочия по внесению базисных изменений в действующий Закон о валютном регулировании и контроле принадлежат Парламенту. Инструкции по проведению валютных операций и другие регулятивные и контролирующие меры разрабатываются Министерством финансов страны совместно с Национальным Банком Польши (НБП). Индивидуальные разрешения на постоянное ведение валютных операций (individual foreign exchange permits) физическим лицам - резидентам выдаются НБП. Процедура выдачи подобных разрешений установлена Президентом НБП совместно с Министерством финансов. Решения о выдаче индивидуальных разрешений на постоянное ведение валютных операций физическими лицами затем подлежат утверждению Верховного административного суда Польши. Текущий контроль за валютными операциями проводится Министерством финансов, НБП, уполномоченными банками, имеющими право (лицензию) на ведение операций в валютах иностранных государств, специальными таможенными органами, пограничными службами и почтовыми отделениями. В январе 1999 г. (12. 01.1999) в стране вступил в силу новый Закон о валютных операциях. Согласно этому закону злотый стал полностью конвертируемой валютой по любым операциям (включая инвестиционные и капитальные) резидентов и нерезидентов. Было разрешено открытие и ведение счетов в польских злотых в оффшорных банках за границей, в международных оффшорных банковских центрах и др. (offshore zloty accounts). Новый закон оставляет за уполномоченными органами право контролировать краткосрочные инвестиционные и капитальные валютные операции и разрешает НБП принимать экстренные меры валютной стабилизации в случае возникновения серьезных валютно-финансовых рисков, которые угрожают стабильности и целостности национальной финансовой системы. Валютные ограничения, связанные с соображениями международной безопасности, применяются в Польше в полном объеме в соответствии с решением № 144-(52/51) Исполнительного сонета ООН. В частности, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, Польша наложила и поддерживает полный запрет на торговлю с Ираком и на экспорт определенных товаров в Ливию. Польское правительство в исполнение резолюций СБ ООН запрещает экспорт оружия, военной техники и оборудования в следующие страны: Анголу (силы ЮНИТА), Гаити, Ирак, Либерию, Ливию, Руанду, Сомали и Федеративную Республику Югославию (Сербию/ Черногорию). Польша действует в этой сфере в соответствии с санкциями, принятыми ООН против этих стран.

Действует специальный контроль за торговлей золотом (в монетах  и/или слитках). Нет данных о просроченной внешней государственной задолженности  и о задержках валютных платежей польскими заемщиками (дебиторами) по обслуживанию своего внешнего валютного  долга. Польские и иностранные граждане (физические лица) могут вывозить с  собой за границу золотые монеты (монеты, отчеканенные после 1850 г.), в  том числе те, которые деноминированы в валюте иностранных государств. Они также могут ввозить в  Польшу монеты, изготовленные из ценных металлов, которые признаются законным платежным средством в Польше.

Отсутствуют ограничения  на вывоз из страны иностранных ценных бумаг и дорожных чеков нерезидентами. Польские физические лица - резиденты  могут свободно вывозить заграницу  до 5 тыс. евро или эквивалент данной суммы в любой иностранной  валюте, специальных чеках и дорожных чеках. Документарное подтверждение  законности происхождения этих средств  необходимо при вывозе сумм, превосходящих  установленный лимит в 5 тыс. евро. Резиденты обязаны репатриировать ранее вывезенную ими иностранную  валюту в страну в пределах 2 месяцев  после их возвращения в Польшу.

Для официальных и деловых  поездок размер командировочных (разрешений на вывоз из страны иностранной валюты) определяется на основе отдельных инструкций по регулированию валютных расходов по деловым поездкам и на базе действующих  коллективных соглашений об оплате труда. Нерезиденты имеют право свободно вывозить из Польши до 20 тыс. евро в  наличной иностранной валюте или  валютный эквивалент данной суммы в  других иностранных валютах, для  вывоза более значительных сумм иностранной  валюты из страны необходимо отдельное  разрешение НБП. При ввозе в страну национальной валюты в наличных банкнотах  резиденты и нерезиденты могут  ввозить злотых на сумму, эквивалентную 5 тыс. евро (по официальному курсу)- Документарное  подтверждение законности происхождения  этих средств необходимо при ввозе  сумм, превосходящих данный лимит.

Что касается ввоза в страну иностранной валюты в наличных банкнотах, то нерезиденты, въезжающие в Польшу, могут ввозить до 5 тыс. евро или  эквивалент данной суммы в любой  иностранной валюте, для ввоза  больших сумм необходимо получение  специального разрешения.

Резидентам разрешается  открывать и вести счета в  иностранной валюте в уполномоченных банках в Польше. Резиденты (юридические  и физические лица), постоянно занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, могут открывать и вести счета  в иностранной валюте в банках за границей для покрытия расходов, связанных с данной деятельностью  в течение всего срока их пребывания за границей. Для открытия счетов подобного  режима необходимо получение предварительного разрешения от НБП. НБП должен быть уведомлен о всех случаях открытия резидентами валютных счетов подобного  режима заграницей, и ежеквартальные данные об остатках средств по этим счетам должны периодически предоставляться  в НБП. Что касается специальных  счетов в национальной валюте, остатки  средств по которым автоматически  конвертируются в СКВ, то счета подобного  режима в уполномоченных банках в  Польше для резидентов не применяются.

Что касается счетов нерезидентов в национальной валюте Полыни, то счета  данного типа могут бытъ процентными  и беспроцентными в зависимости  от соглашения с банком и могут  пополняться взносами в любой  валюте в пересчете на злотые, но конвертация остатков средств по этим счетам в иностранную валюту либо автоматический перевод нерезидентами  средств, размещенных на этих счетах (после их конвертации в иностранную  валюту) в банки за границу допускаются  лишь после истечения 3-месячного  периода с даты открытия депозита. В случае срочных накопительных  вкладов первоначальная сумма размещенных  средств по которым превышает 500 тыс. злотых, автоматическая конвертация  остатков средств по счетам подобного  режима в СКВ и их перевод в  банки за границей запрещены. Если говорить о специальных счетах нерезидентов в национальной валюте Польши, остатки  средств по которым автоматически  конвертируются в СКВ, то средства по таким счетам могут конвертироваться в иностранную валюту, но для этого  необходимо специальное разрешение НБП в каждом отдельном случае. Блокированные (замороженные) счета  нерезидентов в стране не используются.

Не действуют специальные  требования о формировании резидентами  резервных фондов в иностранной  валюте для оплаты импортированных  товаров по ранее заключенным  внешнеторговым контрактам. Специальные  требования по кредитованию и финансированию импортных закупок по заключенным  внешнеторговым контрактам в Польше не применяются. Отсутствуют требования о предоставлении импортерами специальной  документации для получения необходимых  сумм иностранной валюты для оплаты импорта по ранее заключенным  внешнеторговым контрактам. Применяются  в установленных случаях импортные  лицензии и другие меры нетарифного  регулирования импорта. Лицензии не требуются для им- порта в Польшу товаров и услуг из всех стран, национальная валюта которых является свободно конвертируемой4, за исключением  импорта радиоактивных материалов; военной техники и снаряжения; алкогольных напитков, кроме пива; табачной продукции; сырой нефти  и нефти, полученной из битумных минералов; бензина и легких масел; природного газа и других газообразных углеводородов; угля и товаров (полуфабрикатов) для  промышленной сборки в стране моторных транспортных средств. Действует список товаров, запрещенных для импорта  в страну (negative list). С 1 января 2002 г. отменен  запрет на импорт легковых машин и  других моторных пассажирских средств  передвижения, выпущенных более 10 лет  назад; грузовиков, микроавтобусов, других грузовых автомобилей и пассажирских средств передвижения, выпущенных более 3 лет назад вместимостью более 10 человек; машин с двухтактными двигателями, а также уборочных комбайнов.

В отношении импорта ряда товаров применяются лицензирование и квотирование. Импорт нефти, предназначенной  для последующей переработки  в бензин (petroleum oils) и нефти, полученной из битумных минералов, подлежит количественному  квотированию. Действует система  импортных пошлин и тарифов. Весь товарный импорт, независимо от страны происхождения либо поставки товара, облагается адвалорной импортной пошлиной. Импортные тарифы в Польше базируются на единой Гармонизированной Системе  и Комбинированной Номенклатуре импортных пошлин, действующей в  ЕС. Соответственно используются 6 основных ставок импортных пошлин: 0% - на оборудование и технические средства для инвалидов, минеральное сырье, текстиль, кожевенное сырье; до 3% - на все остальные виды сырья; от 6 до 9% - на базисные элементы и составные части полуфабрикатов и готовых товаров; от 12 до 25% - на ввозимые промышленные товары; от 25% до 35% - на сельскохозяйственную продукцию  и продукцию текстильной промышленности; 30% -- на все предметы роскоши.

Импорту в Польшу из развивающихся  стран предоставлен максимально  благоприятный преференциальный режим  в соответствии с действующей  в стране Генеральной системой преференций. В результате импорт из 45 развивающихся  стран, а также ввоз продуктов  тропического земледелия и многих других товаров, важных для экономики развивающихся стран-экспортеров, осуществляется практически без взимания таможенных пошлин. При импорте всех остальных товаров, ввозимых из неевропейских развивающихся стран, у которых ВВП на душу населения соответственно меньше, чем у Польши, пошлины снижены на 20-30% по сравнению с уровнем пошлин в рамках режима наиболее благоприятствуемой нации.

Пошлины и налоги на импорт, взимаемые с товаров, предназначенных  для последующего производства в  Польше экспортных товаров, затем возвращаются импортерам. Импорт капитальных товаров (машин, оборудования долгосрочного  пользования) для учреждения и деятельности новых смешанных по капиталу предприятий (с иностранным долевым участием) в Польше не облагается таможенными  пошлинами и налогами. Отсутствует  государственная монополия на импорт каких-либо товаров в страну.

Действует обязательное требование по репатриации в страну совокупной экспортной выручки, полученной национальными  экспортерами - юридическими лицами (резидентами). Валютная выручка должна быть незамедлительно  возвращена после ее получения в  страну и размещена экспортерами на установленных счетах в уполномоченных коммерческих банках в Польше. Специальные  требования по кредитованию и финансированию экспортных поставок не применяются. Требования специального документарного оформления экспортной учетной партии товара не используются.

Информация о работе Генезис валютной политики Республики Беларусь