Генезис валютной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Данная тема широко и в полном объеме представлена в отечественной и зарубежной литературе, что даёт возможность тщательно изучить вопрос проведения валютной политики в различных странах мира. Основной целью курсовой работы является изучение становления валютной политики в странах с переходной экономикой, а также изучение мирового опыта проведения валютной политики. Задачей курсовой работы является изучение генезиса валютной политики Республики Беларусь и выделение её особенностей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 73.04 Кб (Скачать файл)

Экспорт ограниченного числа  товаров подлежит прямому лицензированию в целях соблюдения санитарного  контроля (включая экспорт крупного рогатого скота и растений). Введены  добровольные ограничения на вывоз  тех товаров, на которые страны-партнеры (покупатели) наложили импортные квоты (в частности, текстиль, сталь и  изделия из нее). Лицензирование применяется  также для обеспечения баланса  спроса и предложения на внутреннем рынке естественных ресурсов и импортируемого сырья (в том числе таких сырьевых материалов, как электроэнергия, металлургическое сырье и материалы, древесина, продовольственные  товары, фармацевтическая продукция  и строительные материалы). Однако для  двух последних групп товаров ни количественные, ни стоимостные пределы на их экспорт на внешние рынки ныне на практике не действуют. Экспортные пошлины в Чехии не применяются.

Отсутствуют данные о мерах  специального валютного контроля за переводами подобного типа. Это в  полной мере касается валютных платежей за услуги, связанные с внешнеторговой деятельностью чешских предприятий  и компаний. Платежи резидентов за услуги, связанные с их зарубежными  инвестициями, регламентируются и разрешаются  только когда все налоговые обязательства  резидента в стране будут им полностью  выполнены. Отсутствуют данные о  применении специальных мер валютного  контроля за валютными платежами  резидентов, связанными с их туристическими и деловыми поездками заграницу, личными частными переводами, переводами заработной платы иностранных рабочих  из Чехии, использованием за рубежом  кредитных карт, эмитированных чешскими банками и другими целевыми платежами  подобного типа.

Что касается валютных поступлений  по невидимым статьям платежного баланса, то применяется требование по обязательной репатриации в страну совокупной экспортной выручки резидентов от подобного рода операций и их размещению на счетах в уполномоченных банках в Чехии. Отсутствуют ограничения  по использованию этих валютных средств  бенефициарами как в Чехии, так  и за рубежом.

Что касается контроля за использованием инструментов рынка капитала и внутреннего  рынка краткосрочных государственных  ценных бумаг и высоколиквидных  долговых обязательств, то с 1 января 1999 г. был фактически полностью отменен  контроль за большинством видов операций с иностранными ценными бумагами и долговыми валютными обязательствами  в стране. Реализуется контроль за операциями с национальными ценными  бумагами на внутреннем рынке. В частности, облигации НБЧ могут быть приобретены  только институциональными инвесторами, являющимися валютными резидентами  Чехии. Приобретение нерезидентами  в Чехии акций и других долевых  ценных бумаг подпадает под действующее  правило регулирования прямых промышленных иностранных инвестиций в страну (ввоз капитала). Операции с облигациями  и другими долговыми ценными  бумагами также регламентируются. В  частности, для продажи или эмиссии (размещения) облигаций нерезидентами  в Чехии необходимо предварительное  разрешение от НБЧ для эмиссии  нерезидентами облигаций любого типа и других долговых ценных бумаг.

Продажа или эмиссия (размещение) облигаций резидентами за рубежом  также требует согласования с  НБЧ для эмиссии резидентами  облигаций и других долговых ценных бумаг за рубежом. С 1 января 2001 г. отменен  контроль за операциями с инструментами  рынка краткосрочных государственных  ценных бумаг и высоколиквидных  долговых обязательств. Для их продажи  или эмиссии (размещения) нерезидентами  в Чехии и резидентами за рубежом  больше не требуется специального разрешения НБЧ. Реализуется контроль за операциями и сделками с коллективными инвестиционными  ценными бумагами и обязательствами. В частности, при их продаже и  эмиссии нерезидентами в Чехии  необходимо учитывать, что в стране сертификаты акций могут быть эмитированы и размещены только инвесторами, являющимися валютными  резидентами страны. При их продаже  или эмиссии резидентами за рубежом  следует иметь ввиду, что сертификаты  акций могут быть эмитированы  лишь теми резидентами, которые получили от НБЧ генеральную лицензию на эмиссию  и размещение коллективных и инвестиционных ценных бумаг за рубежом.

С 1 января 1999 г. были сняты  все меры контроля за любыми операциями с деривативами в стране и полностью  устранен контроль за предоставлением  финансовых кредитов, а также за всеми операциями с гарантиями, поручительствами и другими финансовыми гарантийными и страховыми инструментами. Однако по-прежнему осуществляется контроль за прямыми иностранными промышленными  инвестициями в экономику Чехии (ввозом капитала). В частности, действуют  ограничения для инвестиций нерезидентов в местные телефонные сети и сферу  услуг, воздушный транспорт, азартные игры, а также в отношении открытия в Чехии отделений иностранных  ипотечных банков. Специальные меры контроля за дезинвестициями, в частности, изъятием из страны ранее осуществленных нерезидентами прямых промышленных инвестиций (вывоз капитала) в Чехии  не применяются. При этом используется диверсифицированный контроль за операциями с недвижимостью в стране. В  случае приобретения нерезидентами  недвижимости в Чехии, следует иметь  в виду, что нерезидент, который  не является гражданином Чешской  Республики, может приобрести недвижимость в стране только в следующих случаях: по наследству; для учреждения дипломатического представительства иностранного государства  на условиях взаимности; в случае, если эта недвижимость была ранее приобретена в качестве совместного нераспределенного владения супружеской пары, в которой один супруг является нерезидентом, или в том случае, когда нерезидент приобретает в собственность недвижимое имущество в Чехии от мужа, жены, родителей или бабушек и дедушек; через обмен недвижимости нерезидентом, которая находится в его полном и безусловном владении в Чехии на другую недвижимость в Чехии, которая по своей продажной цене не превышает цену находящейся в собственности у нерезидента недвижимости; если нерезидент владеет частью данной недвижимости на основе пропорционального долевого совместного владения; если покупаемые здания (сооружения) построены нерезидентом на его собственной земле в Чехии; в соответствии с условиями действующего в Чехии «Акта об уменьшении последствий несправедливости в сделке имущественных правоотношений». При этом отделения и филиалы иностранных корпораций - нерезидентов не могут приобретать недвижимость в Чехии.

Не применяются меры специального контроля за осуществлением личных переводов  в СКВ физическими лицами -резидентами. Действуют специальные меры контроля за кредитно-ссудными операциями коммерческих банков и других кредитных институтов в стране. Выдача займов и кредитов в иностранной валюте регламентируется. В частности, виды и сферы направления  подобных займов и кредитов определяются типом банковской лицензии, полученной банком-кредитором (ссудодателем) от НБЧ. Приобретение эмитированных в стране ценных бумаг, деноминированных в иностранной  валюте, регламентируется. Виды и типы ценных бумаг, которые может свободно приобретать в стране данный коммерческий банк, определяются полученной им от НБЧ  банковской лицензией. Осуществляется регулирование всех видов банковских инвестиций. Однако нет данных о  мерах специального контроля за инвестициями чешских банков-резидентов в банках за рубежом. Что касается валютных инвестиций нерезидентов в местных банках, то при осуществлении капиталовложений подобного типа в стране резиденты  и нерезиденты находятся в  одинаковых условиях.

Установлены пределы открытых валютных позиций для всех коммерческих банков. Требования соблюдения допустимых пределов открытых валютных позиций  применяются ко всем балансовым и  забалансовым операциям уполномоченных коммерческих банков. Общая (совокупная) открытая валютная позиция по всем иностранным валютам, которые использует в своих операциях данный коммерческий банк, по своему размеру не может  превышать 20% уставного капитала; открытая позиция в кронах у любого банка  не может по размеру превышать 15% уставного капитала данного банка. Валютная позиция контролируется как  по активам и обязательствам резидентов (на обязательную поставку и покупку  иностранной валюты), так и по активам и обязательствам нерезидентов (на обязательную поставку и покупку  валюты иностранных государств в  Чехии).

Применяются специальные  требования контроля за капиталовложениями и валютными инвестициями официальных  инвесторов - иностранных государств (институциональных инвесторов) в  Чехии. Совокупный объем портфеля ценных бумаг и долговых обязательств долевого участия, эмитированных трастовыми фондами либо инвестиционными фондами  в Чехии и приобретенных иностранными институциональными инвесторами, не может  в каждом отдельном случае составлять по стоимости более 11% первичного совокупного  объема (номинальной стоимости) эмиссии  подобного типа ценных бумаг, выпущенных и размещенных в стране одним  конкретным эмитентом-резидентом (другими  словами, одним и тем же трастовым  фондом или инвестиционным фондом).

Кроме того, с 1 апреля 2000 г. страховые  компании и пенсионные фонды-резиденты  получили право размещать свои активы за рубежом, однако эти инвестиционные операции подлежат специальному регулированию  и контролю. Действуют также минимальные  лимиты на объем единовременных портфельных  инвестиций официальных институциональных  иностранных инвесторов в Чехии. Что касается других мер валютного  контроля за операциями институциональных  иностранных инвесторов в стране, которые предусмотрены действующими законами о ценных бумагах в Чехии, то Акт Комиссии по ценным бумагам 1998 г. отменил большинство ранее  действовавших в этой сфере мер  валютного контроля.

В 2001-2002 гг. продолжилось упорядочение инвестиционных и капитальных валютных операций. Вступивший в силу с 1 января 2002 г. новый правительственный указ, по сути, отменил большинство ранее  действовавших специальных мер  валютного контроля за инвестиционными  и капитальными валютными операциями и сделками в стране. Специальные  требования в отношении реализации зарубежных капиталовложений и инвестиций коммерческими банками и другими  кредитными институтами-резидентами  были рационализированы. Наряду с этим чешские страховые компании и пенсионные фонды получили право размещать свои валютные активы за рубежом, хотя все эти инвестиционные операции подлежат мерам специального пруденциального регулирования и контроля. Были отменены ограничения на операции с золотыми слитками, также как и требования об обязательной репатриации валютной выручки по невидимым статьям платежного баланса и текущим трансфертам. Корпорациям нерезидентам ныне позволено приобретать недвижимость в Чехии, за исключением недвижимости сельскохозяйственном и лесном секторах экономики.

Просматривается тенденция  определенной устойчивости курса кроны  по отношению к ведущим валютам  мира, в том числе к евро. По состоянию на начало 2003 г.: USD I = CZK 30,106 EUR I - CZK 31,3945 соотвественно (котировка  прямая на конец периода).

В конце 80-х экономика  Аргентины была в глубоком кризисе. Реальная заработная плата падала ежедневно, темпы инфляции порой достигали 20% в неделю. Пришедшее в то время  к власти правительство Карлоса  Саула Менема объявило об изменении  валютной политики и переходе от конвертируемости песо к валютному управлению, с  привязкой национальной денежной единицы  к доллару США.

Модель Валютного совета (ВС) основана на критерии равенства  денежной массы объему валютных резервов, выполнение которого формально облегчает  управление экономикой и препятствует принятию неверных решений в области  денежного регулирования. Основным отличием ВС от политики фиксированного курса является законодательное  закрепление ограничений на изменение  установленного курса и проведение денежной эмиссии. Основными целями учреждения ВС в Аргентине являлись:

Стабилизация курса национальной валюты и возвращение доверия  к ней со стороны населения. ВС планировалось использовать в качестве основного орудия борьбы с долларизацией  экономики;

Подавление или предотвращение инфляции. Ограничение возможности  необеспеченной эмиссии как одного из основных катализаторов роста  цен должно было привести к снижению инфляции при условии проведения дальнейших рыночных преобразований;

Реформирование структуры  государственных органов регулирования. В кризисные годы политика государства, в частности Центрального банка, полностью себя дискредитировала;

Облегчение либерализации  торговли и внутреннего финансового  рынка. ВС формально упрощал процесс  открытия и интернационализации  экономики;

«План конвертируемости»  гарантировал возможность свободного обмена национальной валюты на доллары  США по верхней границе установленного валютного коридора. Первоначально  фиксированный обменный курс был  установлен на уровне 1 доллар США за 10 000 аргентинских аустралов. После  проведения в январе 1992 года обмена национальной валюты курс был зафиксирован на уровне 1 доллар США за 1 аргентинский песо. Денежная база должна была полностью  обеспечиваться международными резервами, при этом запрещалась любая индексация цен, долга или оценочной стоимости  в национальной валюте. Выбор доллара  США в качестве резервной валюты в Аргентине был обусловлен высоким  уровнем долларизации экономики. План разрешил использование доллара  в качестве валюты платежа при  заключении контрактов внутри страны. Это решение было особенно важным, поскольку позволило вывести  на свет многие финансовые операции и  способствовало росту операций банков и других финансовых институтов.

В состав резервных активов  в Аргентине помимо золота и иностранной  валюты были включены государственные  ценные бумаги, номинированные в долларах США. Для сохранения доверия к  ВС установлен лимит в 33% на допустимую долю государственных ценных бумаг  в резервах, при этом доля госбумаг в портфеле Центрального банка Аргентины  не могла увеличиваться более  чем на 10% в год. В дальнейшем возможность  покрытия госбумагами была ограничена 20% резервного фонда, за исключением  случаев «особой необходимости».

Данные преобразования способствовали притоку иностранных инвестиций в страну, и экономика Аргентины  начала стремительно развиваться. Период с 1991 по 1998 год обычно называют «аргентинским  экономическим чудом». Благоприятные  условия позволяли правительству  брать займы как у мировых финансовых учреждений, так и у частных коммерческих организаций. Соответственно государственный долг страны постоянно возрастал и к 2001 году составил более $140 млрд. Кроме того, либерализация рынков, как капитальных, так и торговых, способствовала значительному увеличению импорта и значительному превышению его над экспортом, что приводило к утечке иностранной валюты из страны (в то время как денежная масса при режиме валютного управления определяется именно размерами золотовалютных резервов). Наконец, укрепляющийся курс доллара США повышал курс песо по отношению к другим валютам и удорожал аргентинский экспорт. Таким образом, после мирового кризиса 1998 года и проведения девальвации своей валюты соседней Бразилией в Аргентине начался экономический спад, переросший в один из самых впечатляющих страновых кризисов за последнее десятилетие. Это привело к отмене валютного управления в январе 2002 года. Пришлось вернуться к жестким валютным ограничениям, в частности заморозить депозиты населения, ограничить выдачу денежных средств. Центральный банк Аргентины был вынужден проводить масштабные валютные интервенции, что привело к значительному сокращению золотовалютных резервов (почта на 50%). Курс песо за первую половину 2002 года упал с 1 песо до 3,5 песо за 1 доллар США. Тем не менее поддержка Центральным банком Аргентины финансовых институтов, значительное увеличение налоговых поступлений от экспорта, сокращение государственных расходов позволили удержать темпы инфляции на сравнительно невысоком уровне, и призрак гиперинфляции, появившийся в апреле 2002 года, отступил. Кроме того, стабилизировался курс песо относительно доллара США (на уровне около 3,55 песо за один доллар США). Это позволило постепенно сокращать объемы помощи финансовым институтам, вернуть часть суммы, которая была потрачена на осуществление интервенций. Одним из наиболее значимых достижений стало уменьшение темпов оттока средств из банковской системы. За второе полугодие 2002 года Центральный банк Аргентины увеличил свои валютные резервы на $2,393 млрд. Наконец, были отменены ограничения на снятие наличности с банковских счетов.

Информация о работе Генезис валютной политики Республики Беларусь