Генезис валютной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Данная тема широко и в полном объеме представлена в отечественной и зарубежной литературе, что даёт возможность тщательно изучить вопрос проведения валютной политики в различных странах мира. Основной целью курсовой работы является изучение становления валютной политики в странах с переходной экономикой, а также изучение мирового опыта проведения валютной политики. Задачей курсовой работы является изучение генезиса валютной политики Республики Беларусь и выделение её особенностей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 73.04 Кб (Скачать файл)

Постоянно контролируются установленные  пределы открытых валютных позиций  уполномоченных коммерческих банков. Б частности, сальдо-нетто открытой валютной позиции (как длинной, так  и короткой) коммерческого банка  по каждой отдельной иностранной  валюте, используемой данным банком, не должно превышать по сумме 15% уставного  капитала банка НБП, по ходатайству  банка, может разрешить ему включить всю сумму иностранной валюты, ранее вложенной в стоимостные  объекты и активы (equity) в расчет совокупной валютной позиции банка  Применятся специальные требования по капиталовложениям и инвестициям  официальных инвесторов иностранных  государств (институциональных инвесторов) в Польше. В соответствии с действующим  законодательством, страховые компании не могут быть вовлечены в какие-либо операции с иностранной валютой  в Польше, подобным компаниям необходимо разрешение Министерства финансов для  начала осуществления регулярной страховой  деятельности в стране. Необходимо также разрешение Министерства финансов для портфельных инвестиций иностранных  нерезидентов в подписной акционерный  капитал польских страховых компаний на базе приобретения ими пакета акций, дающего им право на 25, 50 или 75% общего числа голосов соответственно на генеральном собрании акционеров страховой  компании. Акт «О страховой деятельности»  на основе методов пруденциального  контроля и регулирования устанавливает  допустимые пределы для инвестиций средств страховых компаний в  стране и за рубежом как в отношении  допустимого совокупного объема подобных инвестиций, так и допустимых (разрешенных) сфер их приложения (по отраслям, производственным секторам хозяйства, сферам операционной деятельности и  др.). Нерезидентам разрешено инвестировать  свои средства в ценные бумаги (доли участия), эмитированные трастовыми фондами в Польше, не применяются  специальные валютные ограничения  на перевод нерезидентами за границу  иностранной валюты, приобретенной  в Польше в обмен на польскую валюту, полученную ими от погашения долей  участия и других ценных бумаг, эмитированных  местными трастовыми фондами.

Отмечается тенденция  к рационализации и упорядочиванию валютного регулирования в па-правлении  его определенной либерализации  с учетом предстоящего вступления Польши в зону евро. Что касается валютного  механизма и действующей системы  корректировки плавающего курса  злотого, то для расчета (фиксирования) НБП официального центрального курса  злотого к евро стало использоваться сложная составная единица, базирующаяся на валютной корзине, включающей в себя только две валюты (соответственно в ней на долю евро приходится 55% ее стоимости, а на долю USD - 45%). Ежемесячный максимально допустимый размер обесценения (девальвации) плавающего валютного курса злотого в рамках принятой НБП системы его регулирования и корректировки «ползущий валютный курс» (the crawling peg) был уменьшен до 0,3%. Допустимый предел ежедневных отклонений плавающего курса злотого (the width of the band) от зафиксированного НБП центрального паритетного курса был повышен до (15% (в полном соответствии с требованиями и правилами зоны евро).

Продолжилось совершенствование  официальной системы контроля и  регулирования валютных платежей и  поступлений. С 12 января 1999 г. вступил  в силу новый закон об операциях  с иностранной валютой в стране. В первую очередь введенный в  действие закон упорядочил проведение всех видов капитальных и инвестиционных валютных операций уполномоченных частных  коммерческих банков. В этих целях  новый закон об операциях с  иностранной валютой четко определил  функциональные различия между банками  и небанковскими кредитными институтами, установив допустимые сферы их операционной и инвестиционной деятельности в  иностранной валюте. В частности, банки имеют право свободно проводить  краткосрочные инвестиционные и  капитальные валютные операции. В  то же время небанковскими и финансовыми  институтами могут осуществляться подобного рода инвестиционные и  капитальные операции в иностранной  валюте только на основе специального разрешения НБП. Был либерализован  контроль за операциями с деривативами и другими производными валютно-финансовыми  инструментами. Финансовые деривативы, постоянно котирующиеся на Варшавской фондовой бирже, стали продаваться  и покупаться в стране без каких-либо ограничений. Существуют специальные  требования по капиталовложениям и  инвестициям коммерческих банков и  других кредитных институтов.

Одновременно был заметно  ужесточен валютный контроль за депозитными  операциями уполномоченных частных  коммерческих банков в валютах иностранных  государств. В частности, обязательным стало получение специального разрешения на проведение валютных операций в  стране, прежде всего при открытии нерезидентами депозитных счетов в  уполномоченных коммерческих банках в  Польше в тех случаях, когда первоначальная сумма депозита в иностранной  валюте превышает эквивалент в 500 тыс. злотых, а данный депозит открывается  на срок менее 3 месяцев. Получение специального разрешения на проведение валютных операций также требуется для открытия резидентами депозитных счетов в  иностранной валюте в уполномоченных коммерческих банках в Польше.

Получение специального разрешения на проведение валютных операций в  стране не требуется в тех случаях, когда открытие подобного типа депозитных счетов непосредственно связано  с прямыми промышленными либо портфельными инвестициями нерезидентов в Польщу, а также когда открытие депозитных вкладов подобного типа осуществляется за счет средств, размещенных  на банковских счетах, открытых физическими  лицами во время их временного нахождения за рубежом. Произошла трансформация  использующейся в Польше системы  регулирования и корректировки  плавающего курса национальной валюты. Одновременно свободно плавающий курс злотого стал свободно изменяться по отношению ко всем иностранным валютам  и обмениваться на все иностранные  валюты без каких-либо ограничений  по зафиксированному на торгах рыночному  биржевому валютному курсу. Официальная  система валютного регулирования  и корректировки курса злотого  стала классифицироваться в МВФ  не как ползущий валютный курс (the crawling peg/the crawling band), а как независимое  плавание (independently floating).

Сохраняется устойчивая тенденция  к обесценению ползущего курса  злотого по отношению к ведущим  валютам мира. По состоянию на начало 2003 г. USD 1 = PLZ 3,8245; EUR I = = PLZ 3,98819 соответственно (котировка прямая на конец периода).

Чехия официально приняла  на себя все обязательства по статье VIII, п. 2,3,4 Устава МВФ с 1 октября 1995 г. Это означает, что ее национальная валюта является свободно конвертируемой, вернее, в соответствии с единой классификацией МВФ и группы Всемирного банка, валютой, продекларированной как  СКВ.

Национальной денежной единицей Чешской Республики является чешская  крона (CZK). Используется унитарная структура  курса национальной валюты. Это означает, что в Чехии официально запрещена  множественность плавающего курса  кроны в любых ее формах.

До 30 июня 2001 г. в стране действовала  система корректировки плавающего курса кроны, называемая управляемое  плавание (либо управляемая валюта), без валютного коридора и без  заранее объявленных пределов допустимого  отклонения плавающего валютного курса (managed floating with no preannounced path for the exchange rate). В соответствии с этой системой курс кроны определялся на основе спроса и предложения на валюты иностранных  государств на внутреннем рынке. В настоящий  момент в Чехии применяется режим  независимого (свободного) плавания национальной валюты (independently floating). Таким образом, валютный курс кроны определяется исключительно  рыночным путем.

Национальный банк Чехии (НБЧ) может осуществлять валютные интервенции  на валютном рынке страны с целью  сгладить в течение текущего операционного  рабочего дня резкие колебания курса  кроны к евро. НБЧ ежедневно  публикует официальные курсы  некоторых ведущих валют к  кроне для таможенных операций и  целей бухгалтерского учета. Коммерческие банки устанавливают свой собственный  валютный курс без каких-либо формальных ограничений (как по кассовым конверсионным  валютообменным операциям, так и  по срочным форвардным контрактам). Не взимается валютный налог на конвертацию  кроны в валюты иностранных государств в стране и обратно. Не предоставляются  льготы, дотации, субсидии при обмене национальной валюты на иностранные  валюты. В стране сформировался и  устойчиво действует срочный (форвардный) валютный рынок.

В Чехии не применяются  специальные предписания по использованию  валют иностранных государств. У  страны отсутствуют двусторонние и  многосторонние платежные соглашения клирингового типа. Чехия заключила  ряд региональных соглашений и является ныне членом Центрально-европейской  ассоциации свободной торговли (CEFTA). Что касается реализации текущего валютного  контроля, то Министерство финансов и  НБЧ осуществляют текущий валютный контроль и регулирование в соответствии с Актом об использовании иностранной  валюты в стране. В целом Министерство финансов уполномочено контролировать валютные операции министерств и  других общегосударственных административных органов власти, муниципальных учреждений, бюджетных организаций, государственных  фондов. Оно контролирует также все  виды кредитов, выданных либо полученных Чешской Республикой. НБЧ осуществляет постоянный контроль за деятельностью  всех других национальных агентов валютного  контроля (прежде всего уполномоченных частных коммерческих банков). В  стране применяются валютные ограничения, обусловленные соображениями международной  безопасности. Они применяются Чехией в полном соответствии с санкциями  ООН против отдельных стран. Отсутствуют  данные о просроченных платежах по обслуживанию внешнего государственного валютного долга и задержках  в выполнении резидентами своих  платежных обязательств в валюте по отношению к их контрагентам заграницей.

Реализуется контроль за торговлей  золотом (в монетах и/или слитках). В частности, действующий контроль за владением и торговлей золотом  внутри страны устанавливает, что золото в считках, за некоторыми допустимыми  исключениями, могут продавать и  покупать только уполномоченные агенты валютного контроля (в основном уполномоченные коммерческие банки). Торговля золотыми монетами осуществляется свободно без  каких-либо ограничений. Контроль за внешней  торговлей золотом требует, чтобы  экспорт или импорт золотых слитков  и/ или более 10 золотых монет должен в обязательном порядке быть продекларирован  на таможне.

Осуществляется контроль за вывозом и ввозом наличных банкнот. Необходимо задекларировать ввоз и  вывоз сумм в наличных банкнотах, в том числе иностранных, превышающих  в эквиваленте 200 тыс. крон. В результате контролируется вывоз и ввоз как  национальной, так и иностранной  валюты из страны и в страну.

В Чехии валютным резидентам разрешается открывать и вести  счета в иностранной валюте в  уполномоченных коммерческих банках внутри страны. Что касается открытия и  ведения резидентами валютных счетов в банках за границей, то для этого  необходимо было получить соответствующее  разрешение от НБЧ, но с 1 января 2001 г. все  ограничения по открытию и операциям  по валютным счетам в банках за рубежом  были отменены. Специальные счета  в национальной валюте, остатки средств  по которым автоматически конвертируются в валюту СКВ, могут свободно открываться  и вестись резидентами в уполномоченных коммерческих банках Чехии.

Нерезидентам разрешается  открывать и вести счета в  иностранной валюте в уполномоченных коммерческих банках в Чехии. Дополнительная иностранная валюта может быть свободно положена нерезидентами на счет подобного типа, а платежи с этих счетов (списания) могут производиться в Чешской Республике без каких-либо ограничений. Все переводы валютных средств с этих счетов в банки за границей (валютные трансферты) могут осуществляться владельцами этих счетов без ограничений. Счета в национальной валюте (кронах) могут открываться нерезидентами в уполномоченных коммерческих банках. Средства с этих счетов могут затем свободно использоваться нерезидентами для платежей в Чешской Республике. Все переводы средств с этих счетов за рубеж могут осуществляться их владельцами также свободно и без каких-либо ограничений. Нерезиденты могут открывать специальные счета в национальной валюте, остатки средств по которым автоматически конвертируются в СКВ. Что касается практики использования замороженных и блокированных счетов в уполномоченных банках в Чехии, то существуют на практике блокированные счета, возникшие в результате наложенного ООН эмбарго в отношении Афганистана и Федеративной Республики Югославии (Сербии, Черногории).

Требования о создании специальных резервных фондов в  иностранной валюте для оплаты закупок  импортных товаров по заключенным  типовым внешнеторговым контрактам в Чехии не применяются. Что касается требований по использованию специальной  документации для получения иностранной  валюты, необходимой для оплаты импорта  в страну, то оплата чешскими импортерами  счетов-фактур (инвойсов) иностранных  экспортеров (поставщиков) может осуществляться только на базе международного банковского  перевода через уполномоченные коммерческие банки в Чехии.

В стране действует установленный  список товаров, запрещенных для  импорта (negative list), также применяются  открытые генеральные импортные  лицензии. В частности, необходимы импортные  лицензии для ввоза в страну некоторых  видов стратегических товаров, таких  как урановая руда и урановые концентраты, уголь, природный газ, яды, военные  материалы и оборудование, огнестрельное  оружие и амуниция, товары и технологии двойного назначения, наркотики и  одежда (за исключением импорта одежды из стран ЕС и ЕАСТ). Кроме того, применяется автоматическая система  лицензирования импорта, базирующаяся на взимании импортных налогов, сборов и пошлин на ввоз в страну сельскохозяйственных товаров, минерального топлива и  сырой нефти, железа, стали и изделий  из них, а также некоторых химических товаров. Система импортных лицензий и квот действует в отношении  импорта каменного угля (из Польши и Украины), урановой руды и ее производных, а также технологических компонентов, содержащих уран. С 27 июля 2001 г. импорт тростникового сахара и сахара из сахарной свеклы, а также химически  чистой сахарозы из Словацкой Республики может подвергаться тарифным ограничениям. В 1999 г. он был квотирован в пределах 3,5 тыс. т в год. Также с 1999 г. подлежал квотированию и импорт изоглюкозы из Словацкой Республики в пределах 5 тыс. т в год. В целом весь импорт облагается адвалорной таможенной пошлиной (сбором). Импортные пошлины могут  достигать (от заявленной стоимости  закупки импортного товара по счету-фактуре, инвой-су) до 31,5% - для промышленных товаров  и до 146,5% - для сельскохозяйственной продукции. Весь импорт облагается также  НДС, составляющим от 5 до 22% от продекларированной стоимости импорта. Импорт из Словацкой  Республики не облагается таможенными  пошлинами согласно действующему соглашению о двустороннем таможенном союзе  между Чехией и Словакией. Импорт из развивающихся стран подпадает  под преференциальный режим наибольшего  благоприятствования. Отсутствует  государственная монополия на импорт каких-либо видов товаров.

Действует обязательное требование по репатриации национальными экспортерами - юридическими лицами совокупной экспортной выручки в страну и ее размещению на счетах в уполномоченных банках в Чехии. Специальные требования по кредитованию и финансированию экспортных поставок не применяются. Отсутствуют  требования об обеспечении экспортных поставок на внешние рынки специальной  документацией. Используются экспортные лицензии, однако система квотирования экспорта отсутствует. В частности, национальное Министерство промышленности и торговли после одобрения МИД  Чехии, Министерством обороны и  МВД предоставляет экспортные лицензии для поставок на внешние рынки  вооружения и боеприпасов.

Информация о работе Генезис валютной политики Республики Беларусь