Генезис валютной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Данная тема широко и в полном объеме представлена в отечественной и зарубежной литературе, что даёт возможность тщательно изучить вопрос проведения валютной политики в различных странах мира. Основной целью курсовой работы является изучение становления валютной политики в странах с переходной экономикой, а также изучение мирового опыта проведения валютной политики. Задачей курсовой работы является изучение генезиса валютной политики Республики Беларусь и выделение её особенностей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 73.04 Кб (Скачать файл)

Кроме того, значительно  увеличились выплаты по внешнему долгу (на $1,1523 млрд). Впервые за последнее  десятилетие Аргентина стала  чистым плательщиком. В течение всего 2002 года шли переговоры о возможности  получения новых кредитов МВФ. В 2003 году кредит был предоставлен. Таким  образом, в настоящее время Аргентина  пытается выйти из создавшегося положения, что делает достаточно успешно, однако долгосрочные прогнозы на данном этапе  делать достаточно сложно. Валютное управление перестало считаться панацеей для  развивающихся стран.

В Эстонии также было введено  валютное управление. В данном случае применение такой политики обусловливалось  кризисной ситуацией в стране и крайне высокими темпами инфляции. Кроме того, финская марка, к которой  и была привязана эстонская крона, имела широкое хождение на территории Эстонии. При введении валютного  управления агентам, действовавшим  на законных основаниях, было разрешено  помещать денежные средства на банковские депозиты в неограниченных количествах. В результате размер банковского  капитала значительно увеличился. В  то же время были введены ограничения  на свободный обмен рублей. Резиденты  Эстонии не имели права на проведение операций на территории страны в иностранных  валютах. Основным и единственным платежным  средством являлась эстонская крона. Проведение такой политики позволило  стабилизировать курс кроны, что  в свою очередь способствовало стабилизации экономики.

С 1 января 1999 года, в связи  с введением на территории Европейского Союза единой валюты -- евро, эстонская  крона привязана к данной денежной единице. Регулирование финансовой сферы осуществляется Центральным  банком Эстонии, Министерством финансов, Органом валютного надзора (Financial Supervison Authority), однако наибольшими полномочиями обладает Центральный банк Эстонии. Орган валютного надзора обеспечивает лучшую кооперацию между Центральным  банком Эстонии и Министерством  финансов, охватывая все сферы  финансового сектора.

В настоящее время Эстония  стремится привести принципы проводимой экономической и, в частности, валютной политики в соответствие с нормами  стран -- членов ЕС, чтобы стать полноправным членом данной организации. Таким образом, в данном случае валютное управление может рассматриваться как один из этапов интеграции.

Подводя итог, следует отметить, что европейские и страны Латинской  Америки довольно успешно проводят рыночные преобразования, стремясь к  либерализации экономических отношений  во всех сферах, а также стремятся  проводить политику, направленную на стабилизацию экономики в целом. Их опыт проведения рыночных реформ можно с успехом использовать и в других странах, проведя при этом необходимую адаптацию к условиям в данной стране.

 

3. Генезис, становление  и перспективы валютой политики  Республики Беларусь

Распад СССР и образование  на его территории 15-ти суверенных государств вызвали

мощную тенденцию к  разрушению единого экономического пространства. Политическая суверенизация  новых республик вступила в конфликт с их чрезвычайно сильной хозяйственной  зависимостью. Путь дезинтеграции в  немалой степени был стимулирован развалом союзной валютной монополии. В результате отказа от «защитных  функций" радикальной валютной политики каждая из республик в начале 90-х  годов столкнулась с постоянно  возрастающими социально-экономическими проблемами. В сложившихся условиях соображения чисто экономической  целесообразности указывали на необходимость  становления интеграционного механизма  хозяйственных связей между республиками бывшего СССР. Но в реальной действительности значительно преобладала разная направленность их интересов и политических действий. Процессы суверенизации доминировали над интеграционными тенденциями. Республика Беларусь также не осталась в стороне от происходящих процессов.

Вопросы становления валютной системы в СССР, Китайской Народной Республике, соответствующий опыт становления  валютных политик в государствах Западной и Восточной Европы, Японии, США неоднократно рассматривались  как в отечественных, так и  зарубежных научных изданиях. На основании  метода сравнительного анализа и  синтеза полученных результатов  определим узловые этапы в  становлении валютной политики, валютной системы Республики Беларусь. Выделим  три периода становления валютного  режима в Республике Беларусь.

Первый период охватывает промежуток времени в течение 1990-1992 годов, когда в основном был сформирован  пакет законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих основные принципы валютного режима и механизмов регулирования, уполномоченные органы валютной политики.

Второй период также был  краткосрочным, в течение 1993-1994 годов  органами валютного регулирования  и контроля разработаны направления  реализации девизной политики. В данном периоде определены также процедуры  регламентации и рекомендации проведения мероприятий валютной политики.

Третий период (с начала 1994 года по настоящее время) характеризуется  усовершенствованием, развитием сформированной системы в условиях трансформационной  экономики. Скоротечность первого  и второго этапов развития национальной валютной политики и белорусской  валютной системы во многом предопределили и их противоречивость, т.к. мировой  опыт развития свидетельствует о  длительной эволюции вышеуказанных  элементов международной денежной системы.

Раскрывая содержание вышеприведенных  этапов, можно отметить следующее. Начало первого этапа генезиса и становления  валютной политики в Республике Беларусь совместимо с датой 27 июля 1990 года - днем принятия Верховным Советом  БССР Декларации «О государственном  суверенитете Белорусской Советской  Социалистической Республики».

Статья 1 этого документа  декларирует, что Белорусская Советская  Социалистическая Республика - суверенное государство. Неотъемлемые права Белорусской  ССР, как суверенного государства, реализуются в соответствии с  общепризнанными нормами международного права. 21 декабря 1990 года Верховный  Совет Белорусской ССР, руководствуясь Декларацией, своим постановлением №475-ХИ объявил собственностью БССР Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские  специализированные банки - Жилсоцбанк, Агропромбанк, Промстройбанк и постановил образовать на их базе Национальный банк Республики Беларусь. Данное постановление, Закон Белорусской ССР «О Национальном банке Белорусской ССР», а также  Закон Белорусской ССР «О банках и банковской деятельности в Белорусской  ССР« введены в действие с 1 января 1991 года. В это же время введен в действие Закон Белорусской  ССР «Об основах внешнеэкономической  деятельности Белорусской ССР». 14 ноября 1991 года Верховным Советом Республики Беларусь принят Закон «Об иностранных  инвестициях на территории Республики Беларусь, в части определения  режима валютной политики в данных законодательных актах не содержались  конкретные положения и дефиниции. Вместе с тем, принятие данных законодательных  актов подтверждает то, что в Республике Беларусь фактически прекратил существование радикальный валютный режим в форме валютной монополии. Согласно статьям 2, 9,26,36Закона «ОбиностранныхинвестицияхнатерриторииРеспубликиБеларусь^предприятиям иностранными инвестициями предоставлялись возможности:

ѕ Инвестирования иностранного капитала практически во все отрасли  народного хозяйства;

ѕ государственной регистрации, как правило, в заявительном порядке;

ѕ участия в приватизации, покупке акций банков, финансово-кредитных  учреждений, бирж;

ѕ гарантированного перевода доходов и иных сумм в иностранной  валюте за границу.

Согласно статьям 3, 4, 10 Закона Белорусской ССР -О банках и банковской деятельности в Белорусской ССР» банкам предоставлялись возможности:


Информация о работе Генезис валютной политики Республики Беларусь