Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.
В настоящее время, растущее значение приобретают тарифные методы регулирования внешней торговли, инструментом осуществления которых является таможенная пошлина.
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3
1. РОЛЬ ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.1 ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ИНСТРУМЕНТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.2 ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ_________________________________________________6
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ________________________________________________________9
2. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ___________________________________________12
3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ_____________________________13
3.1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________14
3.2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И ИНТЕРЕСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ_______________________________________________15
3.3. ФАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ____________16
3.4. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ДОХОД ГОСУДАРСТВА____________18
3.5. ЧИСТЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ИМПОРТ ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ_____________________________________________18
3.6. ОПТИМАЛЬНЫЙ ТАРИФ_______________________________________19
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН____________________20
5. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ__________________________________________23
6. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.2 МЕРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_____________________26
7. ТИПЫ И СРЕДСТВА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА____________________________________________________29
8. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ______________32
9. МНОГОСТОРОННИЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ__________________________________________35
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ______________________________36
10.1 ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИХАИЛА ХВОСТОВА__________________________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________43
ПРИЛОЖЕНИЕ____________________________________________________45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________52
ВВЕДЕНИЕ
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.
Структура работы включает три раздела, в каждом их которых решается одна из поставленных задач.
Объектом изучения в работе является степень вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифными методами регулирования. Предмет исследования – инструменты тарифного регулирования внешней торговли и их использование в Китае и Республике Беларусь.
В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи, такие как, книги А.В.Данильцева «Международная торговля: инструменты регулирования» и В.В.Мищенко «Государственное регулирование экономики», статья Н.Щебаровой «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». При написании второго раздела были использованы электронные источники Интернет, а так же литература российских и белорусских авторов по мировой экономике и международным экономическим отношениям. Основными источниками при написании третьего раздела и освещении вопроса тарифного регулирования внешней торговли в Беларуси были книги С.С Вабищевича «Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь» и И.В. Лисневского «Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь».

Файлы: 1 файл

Готоваяя.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила 

Студентка ФБУ 2к 3гр

Шарова Марина

 

 

 

 

 

 

 

 

Горки, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение________________________________________________________3

1. РОЛЬ ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3

1.1 Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли____________________________3

1.2 Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли. Цели и задачи его использования_________________________________________________6

1.3 Сущность и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь________________________________________________________9

2. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ___________________________________________12

3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ_____________________________13

3.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей__________________________________________________14

3.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей_______________________________________________15

3.3. Фактический уровень таможенной защиты____________16

3.4. Таможенный тариф как доход государства____________18

3.5. Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом_____________________________________________18

3.6. Оптимальный тариф_______________________________________19

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН____________________20

5. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ__________________________________________23

6. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24

6.1 Характеристика методов тарифного регулирования в Республики Беларусь__________________________________________24

6.2 Меры по модернизации тарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь_____________________26

7. Типы и средства внешнеторговой политики государства____________________________________________________29

8. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ______________32

9. Многосторонние формы регулирования международных торговых отношений__________________________________________35

10. Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе______________________________36

10.1 ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИХАИЛА ХВОСТОВА__________________________________36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________43

Приложение____________________________________________________45

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________52

ВВЕДЕНИЕ

 

    Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

    Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

    Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.

Структура работы включает три раздела, в каждом их которых решается одна из поставленных задач.

    Объектом изучения в работе является степень вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифными методами регулирования. Предмет исследования – инструменты тарифного регулирования внешней торговли и их использование в Китае и Республике Беларусь.

    В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи, такие как, книги А.В.Данильцева «Международная торговля: инструменты регулирования» и В.В.Мищенко «Государственное регулирование экономики», статья Н.Щебаровой «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». При написании второго раздела были использованы электронные источники Интернет, а так же литература российских и белорусских авторов по мировой экономике и международным экономическим отношениям. Основными источниками при написании третьего раздела и освещении вопроса тарифного регулирования внешней торговли в Беларуси были книги С.С Вабищевича «Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь» и И.В. Лисневского «Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь».

 

1. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.

 

1.1 Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли.

 

    C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

    В настоящее время, растущее значение приобретают тарифные методы регулирования внешней торговли, инструментом осуществления которых является таможенная пошлина.

    Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин.     

Прежде всего, по объекту  обложения выделяют:

• Импортные (ввозные) –  пошлины, которые накладываются  на импортные товары при выпуске  их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [1, с. 28];

• Экспортные (вывозные) – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование. [4, с. 68]

• Транзитные (провозные) пошлины, которые взимаются с  товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. [5, с. 214]

    Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины по основе начисления:

• адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный  процент от стоимости экспортируемого  или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов, взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.

• специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

• смешанная пошлина  – объединение адвалорного и  специфического налогов.     на устанавливается в зависимости от стоимости, но с учетом фиксированной величины за единицу товара [12, с. 88]

    До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Ими, как правило, являются экспортные пошлины, которыми облагаются главным образом сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы. В настоящее время 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных. Они более удобны при импорте машинно-технических изделий, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты [12, с. 88 –89]

    По происхождению таможенная пошлина бывает:

1. Автономная – пошлина,  устанавливаемая на основании  односторонних решений органов государственной власти страны.

Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами –  внешнеторговыми партнерами.

2. Договорная (конвенционная)  – пошлина, устанавливаемая на  базе двустороннего или многостороннего  торгового договора (соглашения).

Она распространяется только на те товары, которые оговорены  в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем  порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

3. Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран [17, c.57-58].

    Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Возможность получения односторонних преференциальных пошлин имеют развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны. Система льгот со стороны экономически более развитых стран названа общей системой преференций (ОСП). Она была установлена на основе решения Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в начале 70-х годов для содействия увеличению экспорта из экономически менее развитых стран. Соответствующие тарифные льготы предусматривают отмену или снижение импортных пошлин на многие товары в развитых странах для поставщиков из государств, на которые распространяется преференциальный режим.

    По характеру применения различают следующие виды пошлин:

1. Специальная – пошлина,  применяемая:

• во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

• во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные

действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

2. Компенсационная –  пошлина, накладываемая на ввоз  тех товаров, при производстве  которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

3. Антидемпинговая –  пошлина, устанавливаемая для  выравнивания цен на ввозимые  товары до уровня, признанного  нормальным [9, c.207]

Накоплен определенный мировой опыт применения антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, считающегося нормальным. Демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Первым документом антидемпингового законодательства явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947г. Статьей VI этого Соглашения предоставлено право при определенных условиях использовать антидемпинговые меры для защиты от поставок по демпинговым ценам [17, c. 75]

    Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. [15, с. 74]

 

1.2 Функции  таможенного тарифа как инструмента  регулирования внешней торговли. Цели и задачи его использования.

 

    Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.

    Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования