Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.
В настоящее время, растущее значение приобретают тарифные методы регулирования внешней торговли, инструментом осуществления которых является таможенная пошлина.
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3
1. РОЛЬ ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.1 ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ИНСТРУМЕНТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.2 ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ_________________________________________________6
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ________________________________________________________9
2. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ___________________________________________12
3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ_____________________________13
3.1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________14
3.2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И ИНТЕРЕСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ_______________________________________________15
3.3. ФАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ____________16
3.4. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ДОХОД ГОСУДАРСТВА____________18
3.5. ЧИСТЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ИМПОРТ ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ_____________________________________________18
3.6. ОПТИМАЛЬНЫЙ ТАРИФ_______________________________________19
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН____________________20
5. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ__________________________________________23
6. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.2 МЕРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_____________________26
7. ТИПЫ И СРЕДСТВА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА____________________________________________________29
8. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ______________32
9. МНОГОСТОРОННИЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ__________________________________________35
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ______________________________36
10.1 ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИХАИЛА ХВОСТОВА__________________________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________43
ПРИЛОЖЕНИЕ____________________________________________________45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________52
ВВЕДЕНИЕ
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.
Структура работы включает три раздела, в каждом их которых решается одна из поставленных задач.
Объектом изучения в работе является степень вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифными методами регулирования. Предмет исследования – инструменты тарифного регулирования внешней торговли и их использование в Китае и Республике Беларусь.
В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи, такие как, книги А.В.Данильцева «Международная торговля: инструменты регулирования» и В.В.Мищенко «Государственное регулирование экономики», статья Н.Щебаровой «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». При написании второго раздела были использованы электронные источники Интернет, а так же литература российских и белорусских авторов по мировой экономике и международным экономическим отношениям. Основными источниками при написании третьего раздела и освещении вопроса тарифного регулирования внешней торговли в Беларуси были книги С.С Вабищевича «Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь» и И.В. Лисневского «Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь».

Файлы: 1 файл

Готоваяя.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

    Вторым направлением модернизации тарифа является унификация пошлин. Значительные колебания ставок на аналогичные товары (особенно народного потребления) используются недобросовестными импортерами, которые под видом продукции, облагающейся низкими пошлинами, ввозят товары, на которые установлены более высокие пошлины (главным образом продукты питания и полуфабрикаты, а также некоторые сорта бумаги, краски, химикаты, изделия машиностроения и др.).

    Поскольку сейчас наша республика предпринимает конкретные шаги по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), принятые белорусским правительством размеры ставок ввозных таможенных пошлин в основном ниже ранее действовавших. Средняя взвешенная ставка экспортного тарифа предположительно составит 8 – 10%; максимальная тарифная ставка равна 20%; минимальная тарифная ставка составляет 5%, есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный вывоз товаров. Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы (природный газ, нефть и ее производные, кожевенное сырье, древесину и изделия из них, руды, а также некоторые иные товары, экспорт которых из республики может повлиять на экономическую стабильность) [10, c. 87]

    При этом одновременно реализуются нормы Соглашения между государствами-участниками таможенного Союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, согласно которому стороны синхронизируют свои действия при вступлении в ВТО.

Однако существующее таможенно - тарифное регулирование далеко от совершенства.

    Во-первых, мы могли бы несравненно больше зарабатывать на цивилизованном транзите грузов, развитии транспортной инфраструктуры, в том числе придорожного обслуживания, автострад, таможенных складов, больших оптовых баз и т.д. Грузы в Россию все чаще идут в обход Беларуси - через Литву, Латвию и Украину. Страховые компании отказываются страховать грузы, которые транспортные компании рискуют перевозить через Беларусь. По разным оценкам, ежегодный размер упущенной выгоды белорусского бизнеса и бюджета страны от существующих таможенных порядков составляет $500-600 млн. [16, c.9]

    Во-вторых, Беларусь была бы богаче, производители - конкурентнее, если бы тарифное регулирование было значительно упрощено, а таможенные ставки - уменьшены. Средневзвешенная ставка таможенной пошлины по разным оценкам составляет от 8 до 11%, что гораздо выше, чем в странах ЕС, не говоря уже о чемпионах свободной торговли - Новой Зеландии, Ирландии или даже Финляндии. Оптимальный режим тарифной политики для малой открытой экономики - таможенная ставка, равная нулю. Однако сегодня Беларуси сложно перейти на нее даже по фискальным соображениям. С другой стороны, высокие импортные пошлины - это рост себестоимости товаров и услуг отечественных производителей, увеличение расходов на потребительские товары населения [16, c. 10-11]

    В-третьих, реализация принципа свободной торговли обеспечила бы приток иностранных инвестиций, нормализацию отношений с Россией и Украиной, а также вступление в Европейскую зону свободной торговли и ВТО. Беларусь стала бы лидером региональной торговли, обладающим преимуществами в торговле сырьем и высокотехнологическими товарами. Консервация протекционистских мер реально тормозит структурные реформы и блокирует развитие в стране новых производств.

    В-четвертых, отказ от тарифного протекционизма, либерализация таможенных процедур, введение плоской шкалы таможенного тарифа (скажем, 5%) были бы мощным ударом по коррупции и «черному рынку». Бюджет начал бы получать легальные доходы.

    Для вступления Республики Беларусь в ВТО необходимо существенно изменить правовую базу таможеннно-тарифного регулирования, снизить тариф и отменить количественные ограничения импорта. Присоединение республики к ВТО, несомненно, принесет ей ряд преимуществ; но с другой стороны, резкие изменения в тарифных ставках поставят в тяжелое положение большинство отечественных производителей. Возможность роста экспорта в условиях низкой конкурентоспособности белорусских товаров и жесткой антидемпинговой политики на мировом рынке маловероятна. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что присоединение Беларуси к ВТО будет выгодным для экономики только при соответствии показателей макроэкономической политики выдвигаемым требованиям либерализации внешнеторговой политики. В противном случае такая либерализация поставит республику в крайне невыгодное положение, поскольку фактически превратит страну в экспортера сырья и низко технологической продукции [18, c. 59]

В связи с расширением  ЕС внешнеторговые отношения Беларуси претерпевают изменения. Страны, вступившие в ЕС, обязаны подчиниться общей торговой политике ЕС, включая тарифные и нетарифные ограничения. В этой связи закономерно ожидать выигрыш от понижения таможенного тарифа и снятия количественных ограничений, однако, белорусскую продукцию ожидает жесткая конкуренция со стороны аналогичной изготовленной в границах Евросоюза, а также антидемпинговое законодательство, которое вступит в силу в странах, присоединившихся к ЕС.

    Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.

 

7. Типы и средства внешнеторговой политики государства

 

    Внешнеторговая политика государства определяется, с одной стороны, внутренними политическими, экономическими и социальными проблемами, а с другой — происходящими изменениями в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях. В процессе развития мирового рынка сформировались два типа внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

    Политика протекционизма направлена на защиту национальных производителей от конкуренции со стороны иностранных компаний. В ходе ее проведения вводятся различные ограничения доступа на внутренний рынок страны.

    Свободная торговля — это политика либерализации внешнеторговых отношений, снятия любых барьеров на пути иностранных товаров.

Протекционизм и свободная  торговля в чистом виде не существуют. Как правило, во внешнеторговой политике любой страны тенденции либерализации  и протекционизма проявляются одновременно. Однако на каждом конкретно-историческом этапе развития одна из них преобладает. Так, после второй мировой войны в международной торговле происходили процессы либерализации, а в 30-е годы во внешнеторговой политике государств господствовал протекционизм.

    В зависимости от изменения расстановки сил в мировом хозяйстве некоторые страны неоднократно меняли свою внешнеторговую политику. Например, США в период борьбы за независимость использовали протекционистские меры защиты своего рынка от дешевых английских товаров. В 40-е годы XX столетия, став самой мощной экономической державой, США выступали за свободную торговлю. Но, начиная с 70-х годов, ощутив острую конкуренцию на мировом рынке со стороны Японии и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, США стали проводить политику «неопротекционизма», применяя новые разнообразные средства в борьбе за рынки сбыта.

    Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется с помощью различных инструментов, наиболее важным из которых является таможенный тариф. При составлении таможенных тарифов государства руководствуются общими принципами, изложенными в Брюссельской таможенной номенклатуре (1951 г.) и в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (1983 г.).

    Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод таможенных пошлин на товары, перемещаемые (ввозимые и вывозимые) через таможенную границу страны. Товары классифицируются в соответствии с международными соглашениями по группам и разделам, а ставки обложения размещаются обычно в трех колонках в зависимости от страны происхождения товара. В этой связи различают максимальные, минимальные и преференциальные (льготные) пошлины. Максимальные ставки применяются в отношении товаров из стран, с которыми нет торговых соглашений. Минимальные пошлины устанавливаются со странами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования, а преференциальные — на импортные товары из развивающихся стран.

    Таможенные пошлины могут выполнять различные функции. Так, фискальные пошлины во многих странах служат средством пополнения доходной части государственного бюджета. Они, как правило, устанавливаются по низким ставкам на товары, которые не производят в данной стране (кофе, цитрусовые и др.). Протекционистские пошлины являются важным инструментом регулирования внешней торговли. Размер пошлины должен быть таким, чтобы продажная цена импортного товара на внутреннем рынке страны превысила цену внутреннего производителя. В том случае, когда устанавливается высокий размер пошлины, она выполняет запретительную функцию. Такая ситуация, например, возникла в 1992 году в США при установлении таможенной пошлины на урановое сырье из России в размере 116%.

   В последние годы государства стали активно использовать в регулировании импорта антидем пинговые и компенсационные пошлины. Ставки по этим видам пошлин устанавливаются после доказательства факта демпинга (продажи товаров ниже предполагаемых затрат) и установление размера субсидий иностранным экспортерам.

    К другим инструментам регулирования внешней торговли относятся нетарифные ограничения. Их численность составляет более двух тысяч различных видов. В настоящее время они являются главным препятствием на пути к либерализации международной торговли.

    Из всех видов нетарифных барьеров чаще всего применяются количественные ограничения, а именно: лицензирование, контингентирование (квотирование) и «добровольное» ограничение экспорта. Лицензирование предполагает выдачу государственным органом разрешения на внешнеторговые операции. Существуют два типа лицензий: открытая (генеральная), заключающаяся в опубликовании списков товаров, которые можно вывозить или ввозить в течение определенного времени, и специальная (индивидуальная), требующая документального оформления с обязательным указанием вида торговой операции, количества и цены товара, страны его назначения или происхождения, срока действия лицензии. Импортные лицензии распределяются в основном с помощью аукциона или с использованием системы явных предпочтений. В последнем случае государство закрепляет лицензии за определенными фирмами.

    Контингентирование состоит во введении количественных ограничений на объемы экспорта и импорта отдельных товаров, действующих в течение определенного срока. Устанавливаемые контингенты (квоты) могут носить сезонный характер.

    В 60-е годы получили распространение соглашения о «добровольном» ограничении экспорта. Заключенные на двусторонней основе, они обязывают страну-экспортера ограничить поставки товаров. Обычно такие соглашения принимаются под явной или неявной угрозой применения санкций по отношению к стране-экспортеру. «Добровольное» ограничение экспорта осуществляется по таким товарам, как сталь, алюминий, текстиль, бытовая. электроника, автомобили и др. Так, в 1986 году США добились ограничения экспорта на внутренний рынок станков, подписав подобные соглашения с Тайванем, ФРГ, Испанией и Бразилией. По оценкам экспертов, количественные ограничения в 1986 году охватывали свыше 16% импорта развитых индустриальных государств и более 30% импорта развивающихся стран.

    Среди других видов нетарифных барьеров используются финансовые и валютные средства ограничения импорта. К финансовым средствам относят пограничный налог и различные сборы: портовые, гербовые, статистические, фитосанитарные и др. Валютные ограничения устанавливаются государствами по текущим операциям платежного баланса. Они регламентируют движение товаров и услуг, капиталов, кредитов, перевод прибылей и налоговых поступлений.

    Значительное место во внешнеторговой политике занимает участие государства в развитии экспорта. В целях стимулирования предприятий к работе на внешний рынок создана сложная система гарантий, страхования, кредитов, налоговых механизмов.

    Основным средством регулирования экспорта является прямое субсидирование. Оно представляет собой выплату экспортных премий, покрывающих потери от разницы цен на внутреннем и мировом рынках. Такое средство стимулирования используется обычно там, где имеет место сильная конкурентная борьба. Развитые страны мира активно субсидируют сельскохозяйственное производство, судо- и самолетостроение, что порождает между ними глубокие противоречия.

    Важной формой поощрения экспорта является косвенное субсидирование. В некоторых странах, например, во Франции, экспортеры освобождаются от уплаты косвенных и частично прямых налогов. Устанавливаются высокие ставки амортизационных отчислений, что равносильно предоставлению налоговых льгот.

    Государства могут возвратить предприятиям-экспортерам пошлины за ввезенное сырье и предоставить скидки с железнодорожных тарифов. В развитых странах широко применяется финансирование НИОКР из средств госбюджета в отраслях, производящих экспортную продукцию.

    Большое распространение получают экспортные кредиты, предоставляемые государством на льготных условиях. Преимущества государственного кредитования заключается в длительных сроках, низких процентных ставках и отсрочках платежа. В некоторых странах доля кредитуемого экспорта достигает 40% его объема.

    Стимулирование экспорта осуществляется также в форме государственного страхования частных экспортных кредитов. Гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита, распространяются на различные виды политических и коммерческих рисков, в том числе: войны, перевороты, изменение валютного контроля, неполучение платежа от импортера, повышение цен на сырье и т. д. Низкие ставки страхования (меньше 1% от застрахованной доли экспортного контракта) открывают экспортерам доступ к льготному финансированию.

    Для продвижения товаров на мировом рынке используется такая форма стимулирования, как государственная помощь развивающимся странам. Финансовые средства, выделяемые в рамках помощи, выдаются на длительные сроки под низкие проценты или беспроцентно. Главным условием предоставления помощи является закупка товаров в стране-доноре.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования