Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:31, курсовая работа
В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.
В настоящее время, растущее значение приобретают тарифные методы регулирования внешней торговли, инструментом осуществления которых является таможенная пошлина.
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3
1. РОЛЬ ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.1 ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ИНСТРУМЕНТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.2 ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ_________________________________________________6
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ________________________________________________________9
2. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ___________________________________________12
3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ_____________________________13
3.1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________14
3.2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И ИНТЕРЕСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ_______________________________________________15
3.3. ФАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ____________16
3.4. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ДОХОД ГОСУДАРСТВА____________18
3.5. ЧИСТЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ИМПОРТ ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ_____________________________________________18
3.6. ОПТИМАЛЬНЫЙ ТАРИФ_______________________________________19
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН____________________20
5. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ__________________________________________23
6. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.2 МЕРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_____________________26
7. ТИПЫ И СРЕДСТВА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА____________________________________________________29
8. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ______________32
9. МНОГОСТОРОННИЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ__________________________________________35
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ______________________________36
10.1 ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИХАИЛА ХВОСТОВА__________________________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________43
ПРИЛОЖЕНИЕ____________________________________________________45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________52
ВВЕДЕНИЕ
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.
Структура работы включает три раздела, в каждом их которых решается одна из поставленных задач.
Объектом изучения в работе является степень вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифными методами регулирования. Предмет исследования – инструменты тарифного регулирования внешней торговли и их использование в Китае и Республике Беларусь.
В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи, такие как, книги А.В.Данильцева «Международная торговля: инструменты регулирования» и В.В.Мищенко «Государственное регулирование экономики», статья Н.Щебаровой «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». При написании второго раздела были использованы электронные источники Интернет, а так же литература российских и белорусских авторов по мировой экономике и международным экономическим отношениям. Основными источниками при написании третьего раздела и освещении вопроса тарифного регулирования внешней торговли в Беларуси были книги С.С Вабищевича «Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь» и И.В. Лисневского «Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь».
8.ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
С развитием межгосударственных
связей усиливаются значение и роль та-моженно-тарифной
политики как одного из основных регуляторов
внешнеэконо-мической деятельности. В
условиях развития интеграционных процессов,
особенно в области экономики, необходима
более глубокая гармонизация организационно-экономического
механизма таможенно-тарифного регулирования.
В связи с участием Республики Беларусь
в ЕвраЗЭС и перспективами ее вступления
в ВТО предстоит привести в соответствие
с требованиями данных организаций элементов
системы таможеннотарифного регулирования.
При совершенствовании таможенной политики
нашей республике следует придерживаться
международной тенденции снижения ставок
таможенного тарифа.
Следует отметить, что унификация таможенных тарифов России и Беларуси завершена по основным позициям (ставки единообразны, несогласованность на экономику не влияет). В августе 2004 г. Правительство РФ одобрило соглашение с Беларусью о введении единого таможенного тарифа и единой системы тарифного и нетарифного регулирования. Общий таможенный тариф между Беларусью, Казахстаном и Россией согласован на 56%, а если будут приняты предложения Казахстана (от 18.06.2004) этот показатель достигнет 76%. [7, с.57]
Существенным инструментом регулирования внешней торговли является определение страны происхождения товара. Он используется не только для установления применяемых тарифных ставок, а также помогает определить, попадает ли товар под обложение специальными пошлинами, такими, как антидемпинговые, или под другие товарные ограничения. Определение страны происхождения товара в Беларуси регулируется законом «О таможенном тарифе». Указанные в настоящем законе принципы основываются на существующей международной практике. Страной происхождения товара считается та, в которой он был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим законом.
Тем не менее применение данного инструмента
в нашей стране еще не дос-таточно отлажено.
Часто наблюдается нарушение правил использования
льгот, в первую очередь путем декларирования
ложного происхождения товара. Для пресечения
этого необходимо укрепление сотрудничества
таможенных органов в сфере информации
и гармонизации действий. Для Республики
Беларусь, опыт которой в данной области
сравнительно небольшой, создание действенного
механизма таможенного взаимодействия
приобретает большое значение.
Осуществление такого сотрудничества
имеет большое значение не только на уровне
Таможенного союза, но и на международном.
Республикой Беларусь за-ключено около
100 международных договоров в области
таможенных отношений.
Следует отметить, что многие
конвенции еще не начали функционировать.
В настоящее время действует только Брюссельская
конвенция; по конвенциям о временном
ввозе необходимо принять ряд организационных
мер в масштабах государства.
В современных условиях не в
полной мере реализована протекционистская
роль таможенных платежей, направленная
на защиту отечественного рынка и повышение
экспортного потенциала, что требует принятие
дополнительных мер таможенно-тарифного
регулирования, предусмотренных законодательством.
Однако непременным условием для использования
таких дополнительных мер должно быть
хорошее качество производимых белорусских
товаров.
В структуре таможенно-тарифного регулирования контроль за сбором и по-ступлением таможенных платежей в бюджет занимает особое место ввиду его зна-чимости в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Одной из задач таможенного контроля является взыскание таможенной задолженности, процесс которой состоит из следующих этапов:
1)выявление факта нарушения таможенного законодательства, повлекшее
возникновение таможенной задолженности;
2)документальное оформление
выявленного факта возникновения таможенной
задолженности;
3)непосредственное взыскание задолженности.
Очевидно, что общий результат будет определяться успешной работой на всех этапах. Действующее налоговое законодательство оговаривает наиболее об-щие принципы взыскания налоговых платежей, не уплаченных в бюджет. Процедуру взыскания таможенной задолженности таможенные органы определяют самостоятельно.
Как показывает практика, выявленная
таможенная задолженность не пога-шается
в полном объеме по ряду причин: позднее
выявление и отсутствие должника; сложность
поиска дебиторов должника; отсутствие
у должника и его дебиторов денежных средств
и иных активов (в том числе имущества),
на которые возможно обратить взыскание,
и т.д.
Однако система организации контроля
за сбором и поступлением таможенных платежей
в бюджет является одной из самых надежных
и не имеет аналогов в системе финансового
контроля. Вместе с тем отдельные элементы
ее требуют усовершенствования, основные
направления которого заключаются в: сокращении
сроков и повышении качества досмотра
товаров и транспортных средств; совершенствовании
документального оформления таможенных
процедур; уменьшение затрат на осуществление
таможенного контроля; разработка мероприятий
по совершенствованию взаимодействия
таможенных органов с правоохранительными
органами; улучшение взаимодействия с
транспортными организациями в целях
обеспечения непрерывности перевозочного
процесса и сокращения простоя транспортных
средств.
Можно сделать вывод, что в Республике
Беларусь имеются определенные проблемы
в организации таможенно-тарифного регулирования
ВЭД, для решения которых необходимо учитывать
опыт зарубежных стран, а также придерживаться
международных стандартов. Следует отметить,
что в данной области применяются меры
по совершенствованию организационно-экономического
механизма, о чем свидетельствует ратификация
Правительством международных соглашений
и принятие соответствующих внутренних
законодательных актов.
9.Многосторонние формы
регулирования международных торговых
отношений
Важнейшими чертами мирового хозяйства являются углубление международного экономического сотрудничества и усиление взаимозависимости государств. Следовательно, проблемы и противоречия между странами не могут быть решены только на национальном уровне. Для эффективного использования преимуществ интернационализации необходимо регулярно согласовывать внешнеторговой политики, разрабатывать взаимоприемлемые правила и процедуры, определяющие рамки поведения государств и других экономических субъектов во всех формах международных экономических отношений. В послевоенное время решение таких задач осуществляется на многосторонней основе в рамках международных экономических организаций.
Одна из таких организаций возникла в 1947 году. Для ускорения процесса либерализации торговли 23 страны разработали и подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Первоначально предполагалось, что на базе ГАТТ будет создана Международная организация торговли. Однако реализация этой идеи по ряду причин была отложена почти на 50 лет.
ГАТТ — это многосторонний договор, регулирующий более 80% мирового товарооборота. Он призван обеспечить либерализацию мировой торговли и со
блюдение правил ее ведения. Договор утверждает два основных принципа: свободу и отсутствие дискриминации в международной торговле. Суть этих принципов — в осуждении любых барьеров на пути свободной торговли и в обеспечении режима наибольшего благоприятствования, который обязывает страны-участницы льготы, предоставленные в области внешней торговли одной стране, распространять и на все остальные. Однако на практике этот режим не всегда соблюдается. Так, во взаимной торговле стран ЕС отсутствуют таможенные пошлины, что не распространяется на третьи страны — участницы ГАТТ.
Механизм функционирования ГАТТ основан на проведении крупных международных переговоров. Каждый тур переговоров проходит в течение 400
длительного периода времени. Первые шесть туров (раундов) переговоров способствовали существенному снижению тарифных барьеров. В результате «Кеннеди раунда» (1963—1967 гг.) была достигнута договоренность о взаимном снижении пошлин на промышленные товары на 36%. «Токие раунд» (1973—1979 гг.) рассматривал вопросы дальнейшего снижения тарифов, сельскохозяйственные проблемы и нетарифные препятствия на пути обмена. В результате переговоров развитые индустриальные страны согласились на сокращение таможенных тарифов на 25—30% . Были подписаны пять кодексов (соглашений) добросовестной конкуренции, в которых определены единые формы использования основных нетарифных барьеров. «Уругвайский раунд» (1986—1994 гг.) обсуждал проблемы дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами, а также сельскохозяйственной продукцией. На время проведения раунда страны договорились не вводить новые нетарифные барьеры. В области сельскохозяйственной политики существуют серьезные разногласия между США и странами Европейского Союза по вопросам субсидирования экспорта, которые по окончании переговоров не были устранены. При обсуждении вопроса о торговле услугами была отмечена важность снятия многочисленных нетарифных препятствий на пути к свободной торговле. Однако различие позиций между США и ЕС не позволило заключить соответствующее соглашение.
Среди подписанных документов в рамках «Уругвайского раунда» можно выделить соглашение по защите прав собственности в торговле (ТРИПС), призванное пресечь нарушение прав в таких сферах интеллектуальной собственности, как патенты, торговые знаки, авторские права и коммерческие тайны. Соглашение вступило в силу.
В настоящее время ГАТТ объединяет 125 стран мира, его компетенция постоянно расширяется, а возможности контроля за выполнением обязательств и принятия действенных решений ограничены. В этой связи на завершающем этапе «Уругвайского раунда» был подписан договор о создании в рамках ГАТТ Международной торговой организации (МТО), способной обеспечить эффективное регулирование международных торговых отношений.
10.Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе
10.1ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИХАИЛА ХВОСТОВА
Основные принципы формирования внешнеторговой
политики нашего государства заложены
в Национальной программе развития экспорта
Республики Беларусь на 2000-2005 годы. Они
включают меры регулирования внешней
торговли (тарифные и нетарифные), а также
государственную поддержку развития экспорта
и продвижения белорусских товаров на
внешние рынки.
Анализ хода реализации Программы
свидетельствует о позитивной динамике
ее выполнения в предыдущие годы: в 2000
году прирост экспорта обеспечен на 1 млрд.
долл. США по сравнению с параметрами Программы,
в 2001 году - на 469 млн. долл. США. К концу
текущего года Программой предусмотрен
объем экспорта товаров и услуг в размере
9 млрд. долл. США. При выполнении прогнозных
параметров, предусматривающих рост экспорта
в 2002 году на 107,5% к уровню прошлого года,
его объем составит 9,2 млрд. долл. США, что
превышает ориентиры Национальной программы
на 200 млн. долл. США. Таким образом, мы не
выходим за рамки Программы, в то же время
темп прироста экспорта несколько снизился
по сравнению с 2000 и 2001 годами, что должно
стать сигналом всем органам государственного
управления для тщательного анализа проблем,
сдерживающих увеличение экспорта, выработки
предложений по его развитию. Подготовку
плана таких мер на 2003 год МИД начнет уже
в августе текущего года и должен завершить
в течение двух месяцев.
Особенно заметно снижение
темпов роста экспорта проявилось в I квартале
2002 года. Правительством приняты меры,
направленные на безусловное выполнение
утвержденных параметров роста экспорта:
отраслевым министерствам и концернам
доведены задания по экспорту на II квартал
и до конца года; проанализировано экономическое
положение в важнейших секторах экономики.
На основании анализа сделан вывод: при
условии выполнения важнейших параметров
прогноза социально-экономического развития
государства по производству валового
внутреннего продукта, продукции промышленности
и сельского хозяйства, будут выполнены
и прогнозные показатели по росту экспорта.
Конкретный разговор о состоянии внешней торговли, перспективах ее развития, задачах республиканских органов государственного управления, отвечающих за регулирование внешней торговли, был продолжен на прошедшем в июне текущего года в Могилеве семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов с участием Президента Республики Беларусь. В настоящее время идет подготовка к проведению совместной коллегии МИД, Минэкономики и Минторговли по вопросу внешнеэкономической деятельности с участием Главы государства, на которой вопрос развития экспорта будет главным.
Поскольку ведущим торговым партнером Беларуси является Российская Федерация и состояние белорусско-российских хозяйственных связей во многом определяет экономическое развитие Беларуси, остановлюсь более подробно на характеристике "узловых", проблемных моментов наших торгово-экономических отношений.
Сегодня мы видим следующие нерешенные вопросы в торговле с Россией: организация поставок в Республику Беларусь алмазного сырья, снятие ограничений для белорусских перевозчиков на осуществление перевозок в (из) третьих стран, увеличение экспорта сахара, алкогольной продукции, лекарственных средств, сельскохозяйственной техники, мяса птицы белорусского производства в Россию. Для решения этих вопросов на уровне правительств двух государств создаются рабочие группы, белорусская часть которых уже сформирована.
Несмотря на некоторое снижение стоимостных показателей (объем экспорта в Россию в прошлом году составил 4 млрд. долл. США, в 1997 году - 4,7 млрд. долл. США), отмечу наличие позитивных тенденций в торговле с Россией. В первую очередь это - сокращение бартера. Так, если в январе-апреле 2001 года доля товарообменных операций в экспорте занимала 38,6%, то в январе-апреле текущего года - только 19,3%. За этот же период при сокращении объемов экспорта в Российскую Федерацию в фактических ценах на 6,2%, физические объемы поставок увеличились на 1,3%. Среднеконтрактные цены на экспортированные товары сократились на 7,4%, а на импортированные - на 14,9%. Таким образом, снижение цен - это объективная реальность, вызванная конъюнктурными колебаниями на российских рынках. Такая экономическая ситуация свидетельствует об улучшении условий торговли для Беларуси, поскольку за каждый полученный рубль от экспорта мы можем приобрести больше, чем прежде, российских товаров.
Тем не менее, существует ряд факторов,
снижающих ценовую конкурентоспособность
белорусской продукции на российских
рынках: более высокая налоговая нагрузка
в стоимости белорусской продукции, неурегулированность
взимания косвенных налогов. И если улучшение
ситуации со взиманием косвенных налогов
зависит от успешности переговорного
процесса, то снижение налоговой нагрузки
- это внутригосударственная проблема,
которую надо решать, не откладывая.
Наши усилия сосредоточены на создании
единого экономического пространства
с Россией, обеспечивающего свободное
перемещение товаров, услуг, капитала,
рабочей силы, равные условия для деятельности
субъектов хозяйствования. Выравнивание
цен на электроэнергию и природный газ,
установление в ближайшей перспективе
единых тарифов на железнодорожные перевозки
для белорусских и российских субъектов
хозяйствования в значительной степени
способствуют снижению цен на белорусскую
продукцию, повышению ее конкурентоспособности.
Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования