Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.
В настоящее время, растущее значение приобретают тарифные методы регулирования внешней торговли, инструментом осуществления которых является таможенная пошлина.
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3
1. РОЛЬ ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.1 ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ИНСТРУМЕНТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ____________________________3
1.2 ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ_________________________________________________6
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ________________________________________________________9
2. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ___________________________________________12
3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ_____________________________13
3.1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________14
3.2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ И ИНТЕРЕСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ_______________________________________________15
3.3. ФАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ____________16
3.4. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ДОХОД ГОСУДАРСТВА____________18
3.5. ЧИСТЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ИМПОРТ ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ_____________________________________________18
3.6. ОПТИМАЛЬНЫЙ ТАРИФ_______________________________________19
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН____________________20
5. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ__________________________________________23
6. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ__________________________________________24
6.2 МЕРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_____________________26
7. ТИПЫ И СРЕДСТВА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА____________________________________________________29
8. ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ______________32
9. МНОГОСТОРОННИЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ__________________________________________35
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ______________________________36
10.1 ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИХАИЛА ХВОСТОВА__________________________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________43
ПРИЛОЖЕНИЕ____________________________________________________45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________52
ВВЕДЕНИЕ
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.
Структура работы включает три раздела, в каждом их которых решается одна из поставленных задач.
Объектом изучения в работе является степень вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифными методами регулирования. Предмет исследования – инструменты тарифного регулирования внешней торговли и их использование в Китае и Республике Беларусь.
В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи, такие как, книги А.В.Данильцева «Международная торговля: инструменты регулирования» и В.В.Мищенко «Государственное регулирование экономики», статья Н.Щебаровой «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». При написании второго раздела были использованы электронные источники Интернет, а так же литература российских и белорусских авторов по мировой экономике и международным экономическим отношениям. Основными источниками при написании третьего раздела и освещении вопроса тарифного регулирования внешней торговли в Беларуси были книги С.С Вабищевича «Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь» и И.В. Лисневского «Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь».

Файлы: 1 файл

Готоваяя.doc

— 644.50 Кб (Скачать файл)

нии деловых контактов  и продвижении их предложений;

• оказывают  содействие юридическим  лицам  страны  пребывания  в  установлении деловых контактов и продвижении их предложений на рынок Беларуси. Государственное  регулирование  внешнеторговой  деятельности  в  Республике Беларусь осуществляется с учетом основных принципов:

• реализации  внешнеторговой  политики  как  составной  части  единой  внешней

политики Республики Беларусь;

• обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в  том числе в 

экономической сфере; •  единства таможенной территории Республики Беларусь;

•  приоритета  экономических  мер  государственного  регулирования  внешнеторговой деятельности;

• невмешательства в  частные дела при осуществлении  внешнеторговой деятель-

ности, за исключением  случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании  правовых  норм  в  интересах  национальной  безопасности,  общественного порядка, охраны  здоровья населения,  защиты нравственности, прав и  свобод других лиц;

• обеспечения  выполнения  обязательств,  принятых  Республикой  Беларусь  по международным  договорам, и  реализации прав,  возникающих  из международных договоров Республики Беларусь;

• обоснованности  и  объективности  применения  мер  государственного  регулирования  внешнеторговой деятельности;

•  гарантирования права  на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности и ряда других принципов.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляется в  целях созда-

ния  благоприятных  условий  для  резидентов —  участников  внешнеторговой  деятельности, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг. 

    Государственное  регулирование  внешнеторговой  деятельности  в  республике

осуществляется:

• посредством таможенно-тарифного  регулирования;

• нетарифного регулирования;

•  запретов и ограничений  внешней торговли услугами и объектами интеллекту-

альной собственности;

• мер  экономического  и  административного  характера,  содействующих  развитию   внешнеторговой деятельности.

 

2. ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ

 

    Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

 

    Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

 

    Предположим, что Бразилия является экспортером сахара, но правительство страны хочет поддержать внутреннюю цену на сахар на уровне ниже мировой цены (например, в рамках программы борьбы с инфляцией) и с этой целью вводит таможенный тариф на экспорт.

    Каково воздействие экспортного таможенного тарифа на благосостояние? Потребители в Бразилии выигрывают от снижения цен и расширения потребления сахара. Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от экспортного тарифа. Однако бразильские производители сахара, уплачивающие фактический налог на экспорт, терпят большие убытки . В целом чистый проигрыш страны от введения таможенного тарифа на экспорт составляет область. Таким образом, экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители.

 

    Следует отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным (то есть максимизирующим благосостояние), если страна-экспортер обладает монопольной властью как продавец данною товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

 

3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ИМПОРТ

 

    Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

    Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади. объема и т.д.). Внутренняя цена импортного товара (Рd) после обложения специфическим тарифом будет равна:

Рd = Рim + Тs

где: Рim — цена, по которой  товар импортируется (таможенная стоимость  товара);

Тs — ставка специфического тарифа.

    Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

Рd = Рim х (1 + Т аv)

где: Т . — ставка адвалорного  тарифа.

    Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины. В дальнейшем изложении понятия таможенная пошлина и таможенный тариф мы будем использовать как синонимы.

 

3.1. Таможенный  тариф на импорт и благосостояние  потребителей

 

    Поскольку развитие свободной торговли, как это было показано в предыдущей главе, затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.

    Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Продолжая использовать уже известный нам пример, рассмотрим рынок сахара в Аргентине (см. рисунок 3.1, где Dd — кривая спроса на сахар, а Sd — кривая внутреннего предложения). Предположим, что мировая цена на сахар Р ниже внутренней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт. Если первоначально в Аргентине существует режим свободной торговли, то цена на сахар на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение сахара только в размере Qs, тогда как величина спроса оказывается значительно больше и составляет Qd. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (Qd— Qs). Приобретая сахар по относительно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер Которого может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией мировой цены.

    Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает специфический таможенный тариф размером Т за 1 т импортируемого сахара. Цена импортного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Т и составит Рw + Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов вынуждены покупать этого продукта меньше и платить за него дороже. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на сахар оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.

    Однако введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал аргентинских производителей сахара недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на сахар стала выше, а их собственная продукция — более конкурентоспособной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

     Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара, происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом более высоком уровне: Pd= Рw + Т. В результате, введение тарифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство сахара возрастает с Qs до Q's внутреннее потребление снижается с Qd до Q'd, а импорт сокращается до величины (Q'd— Q's).

    Мы видим, что от введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь сахар (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (а +b+с+ d)..

 

3.2. Таможенный  тариф на импорт и интересы  производителей

 

    Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотри пример: рынок сахара в Аргентине (см. рис. 1, где Dd — кривая спроса на сахар, a Sd — *вая внутреннего предложения). Предположим, что мировая цена на сахар Pw ниже внутренней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт.

Если первоначально в Аргентине  существует режим свободной торговли, то цена на сахар на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение сахара только в размере Qs, тогда как величина спроса оказывается значительно больше и составляет Qd. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (Qd – Qs). Приобретая сахар по относительно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер которого может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией мировой цены.

    Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает специфический таможенный тариф размером T за 1 т импортируемого сахара. Цена импортного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Т и составит Pw + Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов вынуждены покупать этого продукта меньше и платить за него дороже. Импорт сокращается, и, поскольку часть спроса на сахар оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.

    Так, в нашем примере в результате введения пошлин на импорт сахара внутренняя цена повышается с Р до Рd, что дает возможность аргентинским производителям сахара увеличить производство и, соответственно, продажи с Qs до Q's. Выигрыш (излишек) производителей, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по сложившейся рыночной цене (произведение объема продаж на величину рыночной цены) и издержками на его производство, увеличивается. Размер этого дополнительного выигрыша производителей в отрасли, конкурирующей с импортом, соответствует области а (рисунок 3.1).

    Мы видим, что дополнительный выигрыш производителей от введения импортного тарифа (область а) существенно меньше, чем потери потребителей (область а+Ь+с+ d). Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый продукт (и отечественный, и импортный).

 

3.3. Фактический  уровень таможенной защиты

 

    Таможенный тариф, как было показано, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако для того, чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что защищая таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.

    Рассмотрим для наглядности числовой пример. Пусть в условиях свободной торговли цена на сахар на внутреннем рынке Аргентины составляет 300 долл. за 1 т, из которых 200 долл. приходится на материальные затраты (стоимость сырья, оборудования и т.п.), а 100 долл. — на добавленную стоимость, созданную собственно при производстве сахара. В целях защиты национальных производителей Аргентина вводит таможенный тариф, в соответствии с которым ставки пошлин на разные товары различны. Предположим, что импорт сахара облагается 20%-ной адвалорной пошлиной, а ставка пошлины на импорт необходимых для производства сахара элементов материальных затрат составляет только 10%. Какова будет фактическая степень защиты производителей сахара в этом случае?

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования