Государственное регулирование естественных монополий в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить понятие государственного управления естественными монополиями в РФ;
- проанализировать систему управления естественными монополиями как объект управления;
- проанализировать перспективы развития и направления регулирования естественных монополий;
- определить цели и задачи реформирования естественных монополий в РФ.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управления естественными монополиями
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий

2. Опыт реформирования естественных монополий в РФ
2.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
2.2 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России
2.3 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1 глава.docx

— 195.80 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ

1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий

1.2 Система органов управления естественными монополиями

1.3 Основные направления  реформирования деятельности естественных  монополий

 

2.  Опыт реформирования естественных  монополий в РФ 

2.1 Сравнительный анализ антимонопольного  законодательства России и зарубежных  стран

2.2 Анализ деятельности  естественных монополий и их  вклад в развитие экономики России

2.3 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Естественные  монополии играют огромную роль в  жизни любой страны и Россия тому не исключение. Электро-, газо- и водоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту в городах - всё это естественные монополии. Именно они обеспечивают получение гражданами различных государств, средств первой необходимости (воды, газа, электричества). От них зависят правильная и скоординированная работа и условия проживания людей. Естественные монополии – это также необходимый элемент в жизни любой страны, ведь они позволяют значительно уменьшить расходы государства и помогают более эффективно использовать ограниченные природные ресурсы. В настоящее время особую значимость в России приобрел вопрос о сущности естественных монополий, способах их реформирования и государственного регулирования. Это обусловлено тесной взаимосвязью естественных монополий с  экономической и социальной жизнью общества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности других субъектов экономики, а также несоответствием внутренней организации естественных монополий условиям функционирования в рыночной среде.

В ходе преобразований естественных монополий, любые негативные моменты осуществления структурных реформ прямо или косвенно могут отразиться на экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Поэтому такое положение естественных монополий обязывает государство проводить взвешенную экономическую политику.

Но естественные монополии - это предприятия, за которыми нужен постоянный присмотр государства, ведь если не вмешиваться в их дела, они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия и правила.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие государственного  управления естественными монополиями  в РФ;

- проанализировать систему управления  естественными монополиями как  объект управления;

- проанализировать перспективы  развития и направления регулирования  естественных монополий;

- определить цели и задачи  реформирования естественных монополий  в РФ.

Объектом исследования выступает сфера естественных монополий РФ.

А, следовательно, предметом исследования работы является государственное управление естественными монополиями в РФ.

 

1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ

1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий

Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму. [1]

Отрасль является естественной монополией, если один крупный производитель может  произвести продукт по более низкой себестоимости, чем многочисленные маленькие производители. Хороший  пример такой монополии — производство электроэнергии. По причине конструкционных  особенностей десятимегаваттная электростанция может произвести энергию дешевле, чем одномегаваттная. [2]

Для того чтобы увидеть, как это приводит к созданию естественной монополии, представьте себе ситуацию, когда  город, которому требуется десять мегаватт электроэнергии, изначально обслуживался десятью маленькими, одномегаваттными электростанциями. Но затем возникла большая корпорация и построила десятимегаваттную электростанцию. Поскольку эта большая станция может производить энергию по более низкой себестоимости, чем меньшие, менее эффективные станции, она предлагает более низкие цены и постепенно "завладевает" всеми клиентами, — а это значит, что меньшие электростанции очень быстро обанкротятся.

Такая отрасль  может называться естественной монополией, поскольку она естественным путем станет доминировать в качестве единственного дешевого производителя. [2]

 Таким образом "естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии"

Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько  велик, что один хозяйствующий субъект  может снабжать весь рынок, имея более  низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним  хозяйствующих субъектов. Крупные  предприятия обладают лучшей технической  оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение  производительности труда и понижение  издержек на единицу продукции, что  означает более эффективное использование  ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование достаточно высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и  выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые  отрасли инфраструктуры, которым  свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Согласно законодательству РФ состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи с чем спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

 В РФ регулируются следующие  сферы действия естественных  монополий:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

-железнодорожные перевозки;

-услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

-услуги общедоступной электрической  и почтовой связи;

-оперативно-диспетчерское управление  в энергетике;

-использование инфраструктуры  внутренних водных путей.

Под государственным управлением  естественными монополиями понимается целенаправленная, планомерная, непрерывная  деятельность органов государственной  власти Российской Федерации, которая  проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые субъекты и преследует своей целью достижение требуемых макроэкономических показателей. Основной целью государственной антимонопольной политики является обеспечение эффективного использования рыночных механизмов для поддержания нормального конкурентного климата.

Регулирование деятельности естественных монополий – комплексный процесс  с вовлечением в него большого количества участников со стороны как государственных органов, так различного рода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах потребителей, так и самих монополий.

Естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права  в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях. [3]

В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое  лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие  включения в Реестр субъектов  естественных монополий, в отношении  которых осуществляется государственное  регулирование и контроль, и условие  утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в  Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление  субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

В соответствии с приказом Федеральной  службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об  утверждении временного положения  о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых  осуществляются государственное регулирование  и контроль» Реестр субъектов  естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в  бумажной и электронной форме  информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах  оказываемых услуг, выручке и  т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от:

-федеральных органов исполнительной власти

-органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

-органов местного самоуправления

-общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов

 -по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.

Владимир Владимирович Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В программе сказано, что для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:

- внесение изменений в федеральный  закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия  субъекта естественной монополии,  определение статуса реестра  субъектов естественных монополий  и порядка контроля экономической  концентрации, разграничение полномочий  органов регулирования естественных  монополий;

- внедрение в систему госрегулирования  ряда отраслей метода экономически  обоснованной доходности инвестированного  капитала, метода сравнительного  анализа и других "квази-конкурентных" механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

- обеспечение эффективности закупочной  деятельности субъектов естественных  монополий путем установления  обязательных требований к проведению  торгов. Такие процедуры должны  обеспечивать прозрачность и  состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов  естественных монополий и будет  способствовать снижению роста  тарифов;

- выделение из сферы деятельности  субъектов естественных монополий  отдельных видов работ, которые  могут быть произведены сторонними  компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ  по подключению к системам  коммунальной инфраструктуры);

- активизация работы по развитию  конкуренции в сопряженных с  естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения  субъектов на осуществляющих  конкурентные и естественно-монопольные  виды деятельности. Одним из важных  шагов к осуществлению этой  задачи является разработка методик  по ведению раздельного учета  указанных видов деятельности;

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ