Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:56, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить понятие государственного управления естественными монополиями в РФ;
- проанализировать систему управления естественными монополиями как объект управления;
- проанализировать перспективы развития и направления регулирования естественных монополий;
- определить цели и задачи реформирования естественных монополий в РФ.
Введение
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управления естественными монополиями
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2. Опыт реформирования естественных монополий в РФ
2.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
2.2 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России
2.3 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управления естественными монополиями
2.
Опыт реформирования
2.1 Сравнительный анализ
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Но естественные монополии - это предприятия, за которыми нужен постоянный присмотр государства, ведь если не вмешиваться в их дела, они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия и правила.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие
- проанализировать систему
- проанализировать перспективы
развития и направления
- определить цели и задачи
реформирования естественных
Объектом исследования выступает сфера естественных монополий РФ.
А, следовательно, предметом исследования работы является государственное управление естественными монополиями в РФ.
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму. [1]
Отрасль является естественной монополией, если один крупный производитель может произвести продукт по более низкой себестоимости, чем многочисленные маленькие производители. Хороший пример такой монополии — производство электроэнергии. По причине конструкционных особенностей десятимегаваттная электростанция может произвести энергию дешевле, чем одномегаваттная. [2]
Для того чтобы увидеть, как это приводит к созданию естественной монополии, представьте себе ситуацию, когда город, которому требуется десять мегаватт электроэнергии, изначально обслуживался десятью маленькими, одномегаваттными электростанциями. Но затем возникла большая корпорация и построила десятимегаваттную электростанцию. Поскольку эта большая станция может производить энергию по более низкой себестоимости, чем меньшие, менее эффективные станции, она предлагает более низкие цены и постепенно "завладевает" всеми клиентами, — а это значит, что меньшие электростанции очень быстро обанкротятся.
Такая отрасль может называться естественной монополией, поскольку она естественным путем станет доминировать в качестве единственного дешевого производителя. [2]
Таким образом "естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии"
Естественная монополия
Еще одной особенностью естественных монополий является существование достаточно высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.
Согласно законодательству РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В РФ регулируются следующие сферы действия естественных монополий:
-транспортировка нефти и
-транспортировка газа по
-услуги по передаче
-железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных
-услуги общедоступной
-оперативно-диспетчерское
-использование инфраструктуры внутренних водных путей.
Под государственным управлением
естественными монополиями
Регулирование деятельности естественных
монополий – комплексный
Естественно-монопольное
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
В соответствии с приказом Федеральной
службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об
утверждении временного положения
о реестре субъектов
Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от:
-федеральных органов исполнительной власти
-органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
-органов местного самоуправления
-общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов
-по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.
Владимир Владимирович Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В программе сказано, что для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:
- внесение изменений в
- внедрение в систему
- обеспечение эффективности
- выделение из сферы
- активизация работы по
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ