Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:56, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить понятие государственного управления естественными монополиями в РФ;
- проанализировать систему управления естественными монополиями как объект управления;
- проанализировать перспективы развития и направления регулирования естественных монополий;
- определить цели и задачи реформирования естественных монополий в РФ.
Введение
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управления естественными монополиями
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2. Опыт реформирования естественных монополий в РФ
2.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
2.2 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России
2.3 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
Заключение
Список используемой литературы
Отдельные разделы Концепции готовились и будут дорабатываться различными группами специалистов, поэтому кроме общей редакции изначально требуется сформулировать общие условия к наполнению раздела, необходимости количественных показателей, последовательности изложения и т.п. Тогда можно предусмотреть определенный уровень проработанности и взаимосвязь разделов.
Важнейшие вопросы реформирования
государственных корпораций в Концепции
оставлены без должного внимания.
Государственные корпорации считаются
закрытыми, неэффективными, раздутыми,
коррумпированными
Отсутствие анализа важнейших составляющих экономики (государственные корпорации) и взаимосвязи между разделами связано со сложностью организации подготовки данного документа. Не разработана схема документа на основе модели функционирования экономики в целом.
Многие разделы Концепции
Только отдельные
Недостаточность обоснования приводит
к аморфности предлагаемых мер. Например,
в части Концепции, посвященной
развитию фундаментальной науки, повышение
эффективности сектора
В Концепции нет адресности, распределения полномочий, кто будет осуществлять ту или иную задачу. Это означает, что нет ответственности. Например, в Концепции указано, что необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Кто будет осуществлять и в какие сроки?
И относительно раздела "Реформирование естественных монополий". Важность его очевидна, так как. реформирование естественных монополий может способствовать повышению предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата.
Может быть в названии раздела тему расширить до монополий?
Важность реформирования естественных монополий связана с ростом издержек на вырабатываемую продукцию, который становятся обоснованием для повышения уровня тарифов естественных монополий, непрозрачностью информации, непрофильными активами, что снижает капитализацию таких компаний и увеличивает затраты на привлечение инвестиций и т.п.
Данный раздел в прежней редакции Концепции по объему небольшой. Сформулированные две основные задачи - по сокращению масштаба монополизации инфраструктур, разделению естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов, а также по обеспечению равноправного и прозрачного доступа всех экономических субъектов к объектам естественных монополий - не потеряли актуальности.
Ранее приведенные замечания общего
характера относятся и к
При реформировании естественных монополий
надо учесть недавний опыт проведения
реструктуризации в странах Центральной
и Восточной Европе: процессы реструктуризации
имеют определенную последовательность.
И проведение реструктуризации в
российских компаниях стало в
большей степени напоминать процессы
в этих странах. На начальной стадии
процессов реструктуризации исследовались
конкурентоспособность, производственные
возможности и
Раздел "Реформирование естественных
монополий" на сегодняшней стадии
разработки документа должен готовиться
как программа действий, а не комплекс
деклараций. Основные направления реформирования
в части естественных монополий
понятны, в настоящее время важнее
определиться с последовательностью
и сроками реформирования, ответственными
исполнителями. На первой стадии обсуждения
необходимы варианты реформирования
по отдельным компаниям-
Результат работы экспертной группы - программа, которая должна иметь обоснование не только на теоретическом уровне, но и на уровне сопоставлений количественных показателей до и после реформирования. Программа должна иметь ответственных и сроки выполнения. Воплощение программы на практике обеспечит позитивное влияние на рыночную капитализацию компаний, их инвестиционную привлекательность, возможность привлекать внешнее финансирование на длительный срок по оптимальной цене, снижать средневзвешенную стоимость капитала и улучшать условия работы с партнерами, усиление потенциала при слияниях и поглощениях, диверсификации и интернационализации бизнеса, улучшение имиджа и репутации акционеров, самих компаний и менеджеров и многое другое.
Однако за все хорошее нужно платить, появятся дополнительные риски. Нужны ответы на вызовы, сформулированные и в Концепции. Прежде чем реформировать необходимо удостовериться, что выгоды перекрывают издержки и риски. Поэтому раздел должен содержать анализ рисков, связанных с реформированием естественных монополий. Реформирование компаний-монополий, выделение структурных подразделений, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, ремонт скважин и т.п.), должно сопровождаться упорядочиванием условий и правил бизнеса, с тем чтобы исключить риск замены одной монополии на другую: государственной на частную.
До настоящего времени частные
стратегии во многом не имеют связи
с Концепцией, компании "не закладываются"
на ориентиры Концепции. Совместная
работа экспертной группы с соответствующими
федеральными министерствами и ведомствами,
а также компаниями-
Разработку проектов преобразований
естественных монополий и ранее
поручали руководству самих этих
монополий. Реформу газового хозяйства
разрабатывал Газпром, железных дорог
– Министерство транспорта, электроэнергетики
– руководство РАО «ЕЭС». При
этом не учитывался конфликт интересов.
Правила и условия
Сотрудничество различных сил при разработке новой редакции Концепции и определенное противопоставление взглядов на реформирование монополий будет способствовать объективности и практической реализуемости предложений и выводов.
Следует помнить о сложности дальнейшей реализации задачи по разделению компаний-монополий. Решение которой возможно при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов. Необходимо начинать с финансового оздоровления нынешних структурных подразделений компаний-монополий, наведения порядка в их финансовой отчетности, отсечения структур, занятых в непрофильной деятельности и т.п. Условием разукрупнения и частичной приватизации компаний-монополий должна стать информационная прозрачность. Затем при финансовой прозрачности провести реструктуризацию компаний-монополий. Для обоснованного решения требуется представление расчетов и анализа со стороны компаний (Газпрома, Транснефти, РЖД и др.).
Определить возможность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ