Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:56, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить понятие государственного управления естественными монополиями в РФ;
- проанализировать систему управления естественными монополиями как объект управления;
- проанализировать перспективы развития и направления регулирования естественных монополий;
- определить цели и задачи реформирования естественных монополий в РФ.
Введение
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управления естественными монополиями
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2. Опыт реформирования естественных монополий в РФ
2.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
2.2 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России
2.3 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
Заключение
Список используемой литературы
Будущее России непосредственно зависит от состояния и развития транспортной системы.
Отставание транспортной инфраструктуры
уже приводит к тому, что тормозится
развитие экономики и не удовлетворяются
потребности населения в
Основная продукция отрасли (перевозки)
создается, как правило, несколькими
предприятиями - железными дорогами,
то есть на уровне всей отрасли. Отсюда
необходимость
Количество, млн человек |
Динамика*, % | |
В дальнем следовании (в т.ч. в марте) |
23,3 (7,9) |
-2,5 (-1,1) |
В пригородном сообщении (в т.ч. в марте) |
215 (78,9) |
+7,2 (+6,3) |
ВСЕГО (в т.ч. в марте) |
238,4 (86,8) |
+6,1 (+5,6) |
* По сравнению с 2012 годом.
Количество, млрд пасс.-км |
Динамика*, % | |
За первый квартал 2013 г. (в т.ч. в марте) |
27 (9,1) |
-1,6 (-0,1) |
* По сравнению с 2012 годом.
Вид груза |
Количество, млн тонн |
Динамика |
по сравнению с 2012 годом, % | ||
Каменный уголь |
78 |
+0,3 |
Кокс |
3 |
-2,6 |
Нефть и нефтепродукты |
64,4 |
-2,2 |
Руда железная и марганцевая |
26,6 |
+0,5 |
Черные металлы |
17,9 |
-6,2 |
Лом черных металлов |
2,8 |
-10 |
Химические и минеральные |
11,7 |
+2 |
Цемент |
6,4 |
-0,9 |
Лесные грузы |
8,9 |
-7 |
Зерно и продукты перемола |
2,4 |
-53,5 |
Строительные грузы |
33,9 |
-8,7 |
Руда цветная и серное сырье |
4,9 |
-11,6 |
Химикаты и сода |
6,8 |
-4,2 |
Промышленное сырье и |
6,8 |
-8 |
ВСЕГО (в т.ч. в марте) |
293,9 (104,9) |
-4,1 (-2,9) |
Количество, млрд тарифных т-км |
Динамика*, % | |
За I квартал 2013 г. (в т.ч. в марте) |
525,3 (182,8) |
-5 (-4,2) |
* По сравнению с 2012 годом.
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
2.3 Подходы к разработке
Стратегия 2020 — это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году.
Стратегию 2020 по поручению российского правительства разрабатывали в течение 2011 года более 1000 экспертов под руководством Государственного университета - Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы.
Стратегия 2020 — это второй вариант концепции долгосрочного развития России до 2020 года (сокращенно — КДР). Первый вариант в 2006—2007 годах разрабатывали в соответствии с поручением Президента РФ В.Путина Минэкономразвития и другие ведомства. Целью разработки первого варианта Концепции было заявлено «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе»[1]. Окончательный текст КДР-2020[2] был утвержден Правительством РФ в ноябре 2008 г.
Необходимость разработки второго
варианта КДР-2020 была обусловлена двумя
причинами. Во-первых, утверждение концепции
совпало с серьезным усилением
мирового финансово-экономического кризиса.
До осени 2008 года он затрагивал только
развитые страны, но утверждена правительством
КДР была уже после того, как
экономический кризис начался и
в России. В результате КДР оказалась
устаревшей, по сути, уже в момент
своего принятия. Кризис привел к резкому
и глубокому падению
Все эти показатели из-за кризиса выполнены не были.
Во-вторых, ведомственный характер
разработки КДР привел к тому, что
в ней детально указывались количественные
ориентиры, которых следовало достичь
к 2020 году в той или иной сфере,
но в программе не были детально
проанализированы проблемы и вызовы,
стоящие перед российской экономикой
и обществом. А способы достижения
поставленных целей формулировались
декларативно. Например:: «В России сформируется
общество, основанное на доверии и
ответственности, включая доверие
населения к государственным
и частным экономическим
Ключевые направления работы над Стратегией 2020 видны из перечня созданных для ее обсуждения и написания групп:
Нередко
можно слышать заявления о
том, что реформирование естественных
монополий почти автоматически
ведет к усилению конкурентоспособности
и инвестиционной привлекательности.
Хотелось бы предостеречь от слепого
следования мифам. На практике более
половины отечественных компаний, в
т.ч. и компании-монополии, постоянно
занимаются реструктуризацией бизнеса
или отдельных структурных
Исходя из провозглашенной цели и отдельных положений введения анализируемого документа, в Концепции должны быть сформулированы (но не во всех разделах присутствуют) основные направления развития, стандарты, способы и этапы достижения цели, формы и механизмы, мероприятия перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, приоритетные направления государственной политики, схема взаимодействия государства и бизнеса, этапы инновационного развития, ориентиры, целевые индикаторы и приоритеты, параметры развития и многое др.
При подготовке документов стратегического
характера возможны два подхода:
разработать несколько
На практике стратегии, концепции,
политики как нормативно-методические
документы не имеют строго регламентированных
определений. В концепции такого
иерархического уровня не должно быть
явного отраслевого подхода, должен
быть ориентир на общие принципы и
количественные ориентиры экономики
в целом. В условиях, когда задачей
является не разработка нового, а совершенствование
ранее подготовленного
Доработка может осуществляться по двум направлениям устранения недостатков:
Многие из уже подготовленных частных
стратегий сформированы без ориентира
на Концепцию долгосрочного
Разделы Концепции по их проработанности
неравнозначны. Есть разделы с определением
количественных ориентиров и сроками
достижения (снижение инфляции до 3% в
год, повышение монетизации
В последовательности изложения отдельных данных есть доля лукавства, информация не всегда корректно подана. Например, продемонстрировано, что нефтегазовый комплекс и все сырьевые отрасли создают 28-30% валового внутреннего продукта. Ниже по тексту Концепции, для демонстрации роста наукоемкой продукции (17-19% к 2020 г.) сравнение осуществляется только по нефтегазовому комплексу. Указано, что доля нефтегазового комплекса к 2020 г. сократится до 10-12% (а с учетом сырьевых отраслей?).
Отдельные разделы Концепции не увязаны между собой. Этапы реформирования естественных монополий представлены тезисами, они не состыкованы с этапами инновационного развития в областях создания высококонкурентной институциональной среды, расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях, обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития и др.
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ