Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:56, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить понятие государственного управления естественными монополиями в РФ;
- проанализировать систему управления естественными монополиями как объект управления;
- проанализировать перспективы развития и направления регулирования естественных монополий;
- определить цели и задачи реформирования естественных монополий в РФ.
Введение
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управления естественными монополиями
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2. Опыт реформирования естественных монополий в РФ
2.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
2.2 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России
2.3 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
Заключение
Список используемой литературы
8. Необходимо ликвидировать
9. Во всех отраслях естественных
монополий следует сократить
издержки и повысить
2. Опыт реформирования
Российская Федерация
В РФ система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.
Совокупность нормативных
Данный закон был направлен именно на снижение степени монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий. [9,70-71]
Российское антимонопольное
Рисунок 1 - Теоретические посылки Российского антимонопольного законодательства
Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, между тем экономические реалии двух этих стран различаются в достаточно сильной степени. У систем антимонопольного законодательства России и США существуют и отличия, и эти отличия – не в пользу РФ. Так, законодательство РФ, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа.
Таблица 1 - Различия между антимонопольным законодательством России и США
Антимонопольное законодательство РФ |
Антимонопольное законодательство США |
законодательные акты РФ направлены на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий |
законодательные акты США - на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий |
российское законодательство выражает
интересы монополий-наследников |
американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса. |
Модели регулирования, применяемые за рубежом, имеют целью предотвратить злоупотребление естественными монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхнего предела тарифа.
Регулирование конкурентных отношений
в США считается в настоящее
время одним из самых комплексных,
жестких и эффективных в мире.
К нечеткости законодательных норм,
которое усиливает сходство систем
прямого антимонопольного регулирования
РФ и США относится приводимые
в законодательстве РФ формы недобросовестной
конкуренции, такие как введение
потребителей в заблуждение, некорректное
сравнение хозяйствующим
Сходство антимонопольного регулирования
России и США заключается в
том, что оно направлено в принципе
против крупного капитала. Но если представители
крупного капитала США сумели нейтрализовать
воздействие данного
Сходство между
Так, антимонопольный иск по определению
может быть предъявлен только очень
крупным хозяйственным
К нечеткости законодательных норм,
которое усиливает сходство систем
прямого антимонопольного регулирования
РФ и США относится приводимые
в законодательстве РФ формы недобросовестной
конкуренции, такие как введение
потребителей в заблуждение, некорректное
сравнение хозяйствующим
Наложенные Европейской
Важно отметить, что американское
благополучие строится на трех китах -
Конституции США, Билле о правах
человека и антитрестовском
В свою очередь антимонопольное регулирование ЕС сосредоточивает внимание преимущественно на рыночном поведении фирм; контроль над структурой рынка играет незначительную роль в системе регулятивных механизмов. Основные формы и виды злоупотреблений: завышенное (заниженное) ценообразование, ценовые скидки, дискриминация, отказ в поставке товаров, дискриминационные условия доступа, вертикальные ограничения.
В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на Общем рынке будет носить нормальный характер». Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка. Ее функции представлены на рисунке 1:
Рисунок 1 - Основные функции европейской комиссии
Федеральная антимонопольная служба
России создана в соответствии с
Указом Президента России № 314 от 9 марта
2004. Положение о Федеральной
Рисунок 13 - Функции Федеральной антимонопольной службы РФ
Сходство в характере основных
антимонопольных
Естественные монополии
Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии.
Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.
Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.
Вклад естественных монополий в ВВП страны изображен на рисунке 1:
Рисунок 1 - Вклад естественных монополий в ВВП в экономику страны
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти четыре монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они.
В то же время вклад системы
Еще одним важным фактором, определяющим
высокую роль системы естественных
монополий в социально-
Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ