Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:56, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить понятие государственного управления естественными монополиями в РФ;
- проанализировать систему управления естественными монополиями как объект управления;
- проанализировать перспективы развития и направления регулирования естественных монополий;
- определить цели и задачи реформирования естественных монополий в РФ.
Введение
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.2 Система органов управления естественными монополиями
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2. Опыт реформирования естественных монополий в РФ
2.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
2.2 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России
2.3 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
Заключение
Список используемой литературы
- принятие правил
Важной антикризисной мерой является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и субъектов естественных монополий.
1.2 Система
органов управления
Под системой управления естественными
монополиями Российской Федерации
предлагается понимать совокупность органов
управления естественными монополиями,
функционирующих в целях
К государственным органам
-Федеральный орган исполнительной власти – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации,
-Федеральная служба по тарифам Российской Федерации
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель федеральной службы - Артемьев Игорь Юрьевич.
Федеральная служба по тарифам Российской
Федерации, уполномоченная осуществлять
правовое регулирование в сфере
государственного регулирования цен
(тарифов) на товары (услуги) в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и контроль за их применением,
за исключением регулирования цен
и тарифов, относящегося к полномочиям
других федеральных органов
Федеральная антимонопольная служба
Российской Федерации и Федеральная
служба по тарифам Российской Федерации
подведомственны Правительству
Российской Федерации (подчиняются
непосредственно премьер-
Рисунок 1
Федеральный орган исполнительной
власти в области управления естественными
монополиями в пределах своей
компетенции координирует и контролирует
работу органов исполнительной власти
в области управления естественными
монополиями субъектов
Рисунок 2 – Иерархия координации и контроля работы органов исполнительной власти в области управления естественными монополиями РФ
Органы регулирования
- формируют и ведут реестр
субъектов естественных
- определяют методы
- контролируют в пределах своей
компетенции соблюдение
- вносят в установленном
- принимают решения по всем
вопросам, касающимся введения, изменения
или прекращения регулирования
деятельности субъектов
Сразу отмечу, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, относятся к естественным монополиям и подвергаются государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.[6]
Например, производство, как в электроэнергетике,
так и в газовой
Что касается энергетики, то роль антимонопольного органа в ходе проведения реформ энергетики является одной из определяющих. На начальном этапе, по мере создания конкурентного оптового и розничных рынков, а также правил игры на этих рынках, разрабатываются механизмы, стимулирующие добросовестное поведение участников рынка, предотвращающие злоупотребление доминирующим положением, в том числе через принудительное разделение и установление государственного регулирования.
На следующих этапах реформирования
существует необходимость жесткого
антимонопольного контроля за действиями
субъектов как на оптовом, так
и на розничном рынках электроэнергии.
При этом следует совмещать
Второе важнейшее направление
– демонополизация сферы
В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования.
Технологически, структурно и экономически
выверенное проведение реконструкции
не только ограничит сферу регулирования,
но также повысит его
Нередко встречаются случаи перенесения
затрат с регулируемых на нерегулируемые
виды деятельности, что, с одной стороны,
дает возможность предприятиям «обоснованно»
завышать цены, а с другой – применять
заниженные цены на нерегулируемых рынках,
позволяющие устранять
В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд следующих преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем.
1. Регулируемые и нерегулируемые
виды деятельности должны быть
отделены друг от друга
2. Регулируемые виды
3. Потенциально конкурентные
4. Конкуренция может развиваться
в указанных выше сферах
5. Должен быть реконструирован
механизм корпоративно-
В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе формирования нормы прибыли на вложенный капитал. Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий. Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно-акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи в управление больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров. Использование заемного капитала также может привести к росту эффективности корпоративно-акционерного управления, так как кредиторы будут заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия.
6. Инвестиционный процесс
7. Во всех отраслях естественных
монополий необходимо
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в РФ