Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, контрольная работа
Государственное вмешательство может порождать непредвиденные побочные эффекты. Вероятность их весьма высока, так как государство оперирует различными инструментами (административными, правовыми, экономическими) и не всегда реально полностью предсказать их последствия, поэтому государство часто не в состоянии просчитать результаты своих действий.
Введение
Государственное регулирование экономики
Экономические функции государства
Объекты государственного регулирования
Методы государственного регулирования
Границы государственного вмешательства в рыночный механизм
Заключение
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Быть вне
экономики невозможно: подобно невидимым
лучам, экономические отношения
пронизывают жизнь каждого
Тема данной контрольной работы «Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики.
Каждый из нас мечтает жить в стабильной экономике, которая обеспечивает возможности для успеха и предохраняет от возможных неожиданностей. Конечно, трудно осуществить такую мечту в стране, где происходит сложный переход от одной системы к другой. Однако и в тех странах, которые относят к благополучным, где демократия и рыночная экономика существуют давно, стабильность тоже остается несбыточной мечтой.
История экономической науки сопровождается дискуссией о роли государства в экономике. Одни считают, что государство из-за своей неразворотливости» и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сам рынок, а потому его вмешательство в воспроизводство следует свести к минимуму. Другие утверждают, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь масштабными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись.
Известный историк экономики Фернан Бродель так сформулировал главные задачи государства:
Современному государству приходится и сегодня решать все те же задачи.
В 30-х годах XX столетия возникло новое направление западной экономической теории, которое принципиально отличалось от неоклассического. «Неоклассики» (они же «либералы») считают, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если государство вообще перестанет в нее вмешиваться. Сторонники же нового направления настаивали на необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Именно государство должно взять на себя функцию сглаживания противоречий рынка, смягчения резких колебаний в развитии рыночной экономики, восстановления общего равновесия.
Теоретики регулируемого рынка отрицают способность рыночной экономики к «самолечению» от таких «болезней», как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, резкое имущественное расслоение общества и т.п. Решение этих проблем должно взять на себя государство, которое действует, в основном, с помощью косвенных (т.е. экономических) методов и рычагов.
Наиболее известная и признанная во всем мире школа теоретиков регулируемого капитализма – «кейнсианство» неразрывно связана с именем своего основоположника – великого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Рекомендации самого Кейнса и его последователей получили широкое применение в экономической политике многих западных стран, а представление о том, что государство должно играть в рыночной экономике активную роль, стало практически общепринятым.
Именно государство
устанавливает правила
Одной из важнейших сфер государственного вмешательства является управление денежной системой. В настоящее время в обращении находятся не «полноценные» деньги (золотые или серебряные), а символические (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т.д.) Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики: избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию, тогда как недостаток денег в экономике приводит к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк во всех странах является государственным органом, на который возложена миссия регулирования размеров денежной массы, управления всей банковской системой страны.
Кроме того, государство контролирует условия выполнения конкуренции. Так, стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке, в результате чего он наносит определенный ущерб обществу. Поэтому на государство ложится обязанность по разработке и применению антимонопольного законодательства.
Но в некоторых
сферах экономической деятельности
разделение монополиста на несколько
конкурирующих между собой
Таким образом,
деятельность государства должна быть
направлена на стабилизацию экономических
процессов и обеспечение
Оптимальный механизм регулирования – это вечная проблема экономики, так как бесконечно меняются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.
Первый подход получил название «классического»: максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость «классического» подхода, так как такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы.
Сторонники
противоположного («директивного») подхода
считают, что действия участников производства
должны подчиняться жесткой
В советской
экономике необходимость
И только современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность оптимального регулирования экономики. Оно состоит в реализации того созидательного потенциала, который имелся в «классической» и «директивной» системах: в новой, «смешанной» системе абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация – ориентирующим регулированием. Это позволило преодолеть неприемлемые крайности и создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок управляемый.
Рис. 1
1.Модель «классической « экономики |
2.Модель «государственного социализма»- |
3.Модель «социально-регулируемой рыночной экономики» |
На рисунке 1 представлены три модели подхода к регулированию рынка. В «классической» модели наглядно показано, что в основе экономики - самостоятельность производителей, а взаимодействие между ними есть следствие, вырастающее из данной самостоятельности (поэтому связи между производителями изображены пунктирными стрелками).
Иное устройство изображает модель «государственного социализма». Здесь производители, утрачивая экономическую самостоятельность, становятся уже просто технологическими звеньями производства, лишенными экономических стимулов: цены устанавливаются государством, прибыль отбирается государством, оплата труда определяется государством. Поэтому в модели экономики «государственного социализма» и сам статус предприятия, и связи между ними изображены пунктиром, тогда как сплошные стрелки демонстрируют силу государственного вмешательства в экономику.
«Смешанная
экономика» - модель социально-регулируемой
рыночной экономики – сочетает экономическую
самостоятельность
Функции государства в смешанной экономике не следует недооценивать. Поскольку в ней существует два сектора – частный и общественный, а следовательно, и два альтернативных друг другу способа регулирования: рыночный и нерыночный.
В первом секторе создаются частные блага, во втором общественные блага, которые отличаются от частных тем, что,
- во-первых, являются неделимыми: потребление такого блага одним потребителем не уменьшает его количества и качества для других (например, прослушивание радиопередач одним потребителем);
- во-вторых, они «неисключаемы»:
каждый гражданин получает
Отсюда вытекает главная задача государства: найти пути оптимизации двух различных механизмов производства и распределения частных и общественных благ.
Поэтому при рассмотрении государственного регулирования необходимо определить:
Целью государственного регулирования экономики является поддержание нормальной экономической и социальной стабильности в обществе.
Функции государства
– система мер
Основные функции государства:
Достижение социальной справедливости и экономической эффективности – достаточно противоречивые цели Достижение социальной справедливости и экономической эффективности – достаточно противоречивые цели е только по конечному результату, но и средствам достижения. Поэтому государству постоянно приходится искать оптимальное сочетание этих двух противоречивых устремлений.