Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:26, курсовая работа
елью работы является изучение теоретических и практических основ кредитования юридических лиц.
Своевременность возврата кредита
находится в тесной зависимости
не только от кредитоспособности заемщиков,
но и от обеспеченности кредита. До
недавнего времени принцип
Принцип платности кредита означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести банку определенную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента.
Ставка банковского процента - это своего рода "цена" кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их к увеличению собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования на собственные и другие нужды. Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика.
1.4 Организация кредитования юридических лиц в коммерческом банке
1.4.1 Этапы кредитования юридических лиц
Непосредственно кредитный
процесс начинается со дня первой
выдачи ссуды. Однако до этого момента
и вслед за ним проходит целая
полоса значительной работы, выполняемой
как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком.
Современная отечественная
Таковы реальности современной
экономики России, испытывающей острый
кризис производства и финансов. Коммерческие
банки не освобождаются в дальнейшем
от другого более сложного этапа
- этапа рассмотрения конкретного
проекта. Неустойчивость экономической
ситуации, инфляции требуют от российских
банков особой осторожности и опыта
оценки кредитоспособности клиента, объекта
кредитования и надежности обеспечения,
качества залога и гарантий. Аналитическая
часть этого этапа представляет
собой чрезвычайно
В российских коммерческих банках решение этой задачи, как правило, возлагается на кредитный отдел (управление). В отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования дается работнику, курирующему обслуживание данного клиента. В этом случае вся подготовительная работа возлагается на экономиста банка - он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. - в общем выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном отделе.
Довольно распространенной формой работы на данной предварительной стадии является принятие решений о кредитовании клиентов в пределах определенной компетенции работников банка. В этом случае кредитный проект на соответствующую сумму рассматривает, а также решает вопрос о возможности его кредитования только тот работник, которому предоставлено такое право соответствующими распоряжениями руководства банка.
Крупные кредиты, как правило,
рассматриваются на кредитном комитете.
К его заседанию
Такова процедура данного
подготовительного этапа. Вслед
за ним наступает этап оформления
кредитной документации. Работники
банка оформляют кредитный
На третьем этапе - этапе
использования кредита
1.4.2 Кредитная документация
Кредитная документация - это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.
К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:
- кредитная заявка;
- технико-экономическое обоснование;
- заявление на получение ссуды;
- финансовый отчет;
- отчет о движении кассовых поступлений;
- внутренние финансовые отчеты;
- внутренние управленческие отчеты;
- прогноз финансирования;
- налоговые декларации;
- бизнес-планы;
- срочные обязательства;
- договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);
- сведения о заложенном имуществе.
К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.
К документам, составляемым банком, относятся:
- заключение на кредитную заявку клиента;
- ведомость выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов;
- кредитное дело клиента.
Требования к кредитной заявке достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.
Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:
- на производственные
нужды (на приобретение и
- на торгово-посреднические
нужды (на приобретение, формирование
и реализацию товаров; на
- на временные нужды
(для выплаты заработной платы;
Для оценки риска сделки
банку важно также иметь
В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.
Заявление - это юридический
документ, содержащий просьбу клиента
предоставить ему кредит в определенной
сумме и на определенный срок. Для
банка заявление служит мемориальным
ордером, оформляющим предоставление
ссуды со ссудного счета клиента.
Заявление подшивается в
Финансовый отчет, как правило, включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).
Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
Налоговые декларации. Это
важный источник дополнительной информации.
Там могут содержаться
Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.
Заключение на кредитную
заявку представляет собой типовой
бланк, заполняемый кредитным
Финансовое состояние
клиента выражается в показателях
его кредитоспособности: уровни коэффициента
покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента
обеспеченности собственными средствами;
объемы реализации, прибыли, активов, просроченных
платежей. В своем заключении кредитный
работник дает также оценку управления
и состояния учета, отмечает соответствие
целевой направленности ссуды приоритетам
кредитной политики банка, предлагает
целесообразные для данного случая
способы обеспечения
Особое место среди
кредитных документов принадлежит
кредитному договору, регулирующему
весь комплекс взаимоотношений банка
с клиентом. Как правовой документ
кредитный договор должен соответствовать
весьма жестким требованиям по оформлению,
структуре, четкости формулировок. Именно
поэтому оправданно существование
типовых форм кредитных договоров
применительно к различным
Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:
- договор, предусматривающий
предоставление заемщиком
- договор, предусматривающий передачу заемщиком залога;