Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

елью работы является изучение теоретических и практических основ кредитования юридических лиц.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 2013 готовввв.docx

— 153.57 Кб (Скачать файл)

Своевременность возврата кредита  находится в тесной зависимости  не только от кредитоспособности заемщиков, но и от обеспеченности кредита. До недавнего времени принцип обеспеченности кредита трактовался нашими экономистами очень узко: признавалась лишь материальная обеспеченность кредита. Это означало, что ссуды должны были выдаваться под конкретные материальные ценности, находящиеся на различных стадиях  воспроизводственного процесса, наличие  которых на протяжении всего срока  пользования ссудой свидетельствовало  об обеспеченности кредита и, следовательно, о реальности его возврата. Между  тем в мировой банковской практике видами кредитного обеспечения кроме  материальных ценностей, оформленных  залоговым обязательством, выступают  гарантии и поручительства платежеспособных соответственно юридических и физических лиц, а также страховые полисы оформленного заемщиками в страховой компании риска непогашения банковского кредита. Причем не только одна, но и все перечисленные формы юридических обязательств одновременно могут служить обеспечением выдаваемого хозоргану банком кредита. Лишь с принятием Закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки Российской Федерации получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы обеспечения кредита. Таким образом, в современных условиях, говоря об обеспеченности ссуд, следует иметь в виду наличие у заемщиков юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залогового обязательства, договора-гарантии, договора-поручительства, договора страхования ответственности непогашения кредита. Обеспечение обязательств по банковским ссудам в одной или одновременно нескольких формах предусматривается обеими сторонами кредитной сделки в заключаемом между собой кредитном договоре.

Принцип платности кредита  означает, что каждое предприятие-заемщик  должно внести банку определенную плату  за временное заимствование у  него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского  процента.

Ставка банковского процента - это своего рода "цена" кредита. Платность кредита призвана оказывать  стимулирующее воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их к увеличению собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита  обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов  за привлеченные в депозиты чужие  средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение  прибыли для увеличения ресурсных  фондов кредитования (резервного, уставного) и использования на собственные  и другие нужды. Совокупное применение на практике всех принципов банковского  кредитования позволяет соблюсти как  общегосударственные интересы, так  и интересы обоих субъектов кредитной  сделки банка и заемщика.

 

1.4 Организация кредитования юридических лиц в коммерческом банке

 

1.4.1 Этапы кредитования юридических лиц

Непосредственно кредитный  процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента  и вслед за ним проходит целая  полоса значительной работы, выполняемой  как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком. Современная отечественная практика, когда кредиты нужны всем, начиная  от предпринимателя  заканчивая правительством, не говоря уже о предприятиях и  организациях, испытывающих острый кризис платежеспособности и нуждающихся  в кредитной поддержке. Искать клиента, которому надо дать кредит, российскому  коммерческому банку не приходится, клиент ищет банк, в котором можно  было бы получить ссуду.

Таковы реальности современной  экономики России, испытывающей острый кризис производства и финансов. Коммерческие банки не освобождаются в дальнейшем от другого более сложного этапа - этапа рассмотрения конкретного  проекта. Неустойчивость экономической  ситуации, инфляции требуют от российских банков особой осторожности и опыта  оценки кредитоспособности клиента, объекта  кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая  часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную  задачу.

В российских коммерческих банках решение этой задачи, как  правило, возлагается на кредитный  отдел (управление). В отдельных банках выделяются специальные аналитические  подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования дается работнику, курирующему обслуживание данного клиента. В этом случае вся  подготовительная работа возлагается  на экономиста банка - он ведет предварительные  переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. - в общем выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном отделе.

Довольно распространенной формой работы на данной предварительной  стадии является принятие решений о  кредитовании клиентов в пределах определенной компетенции работников банка. В  этом случае кредитный проект на соответствующую  сумму рассматривает, а также  решает вопрос о возможности его  кредитования только тот работник, которому предоставлено такое право  соответствующими распоряжениями руководства  банка.

Крупные кредиты, как правило, рассматриваются на кредитном комитете. К его заседанию прорабатываются  все экономические и юридические  вопросы, принимается окончательное  решение по рассматриваемому вопросу, определяются конкретные условия кредитования.

Такова процедура данного  подготовительного этапа. Вслед  за ним наступает этап оформления кредитной документации. Работники  банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента - заемщика (кредитное дело).

На третьем этапе - этапе  использования кредита осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

1.4.2 Кредитная документация

Кредитная документация - это  составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную  сделку с момента обращения клиента  в банк и до погашения ссуды.

К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:

- кредитная заявка;

- технико-экономическое  обоснование;

- заявление на получение  ссуды;

- финансовый отчет;

- отчет о движении кассовых  поступлений;

- внутренние финансовые  отчеты;

- внутренние управленческие  отчеты;

- прогноз финансирования;

- налоговые декларации;

- бизнес-планы;

- срочные обязательства;

- договор о залоге (гарантийные  письма, страховые полисы);

- сведения о заложенном  имуществе.

К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

К документам, составляемым банком, относятся:

- заключение на кредитную  заявку клиента;

- ведомость выполнения  клиентом условий договора, в  том числе погашение ссуды  и уплаты процентов;

- кредитное дело клиента.

Требования к кредитной  заявке достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним  относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска  данной ссуды.

Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:

- на производственные  нужды (на приобретение и формирование  производственных запасов; на  приобретение и формирование  производственных запасов и осуществление  производственных затрат; на осуществление  конкретных затрат);

- на торгово-посреднические  нужды (на приобретение, формирование  и реализацию товаров; на формирование  сезонных запасов товаров);

- на временные нужды  (для выплаты заработной платы;  для погашения платежей в бюджет  и др.).

Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление  о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и  погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с  банком (наличие расчетного счета  в данном или в другом банке, ссудной  задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.

В отличие от кредитной  заявки заявление на получение ссуды  оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

Заявление - это юридический  документ, содержащий просьбу клиента  предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для  банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы  дня.

Финансовый отчет, как  правило, включает баланс банка и  счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении  балансов компании на две даты и  позволяет определить изменения  различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования  ресурсов, времени высвобождения  фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение  года (поквартально, помесячно).

Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует  много времени. Банку могут потребоваться  данные оперативного учета, которые  содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства  компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

Прогноз финансирования. Прогноз  содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской  задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два  вида прогноза: оценочный баланс и  кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий  период, второй прогнозирует поступление  и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

Налоговые декларации. Это  важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме  того, они могут характеризовать  заемщика, если будет обнаружено, что  он уклоняется от уплаты налогов с  части прибыли.

Бизнес-планы. Многие кредитные  заявки связаны с финансированием  начинающих предприятий, которые еще  не имеют финансовых отчетов и  другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения  операций и т. д.

Заключение на кредитную  заявку представляет собой типовой  бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и  показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового  положения заемщика. В числе общих  положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

Финансовое состояние  клиента выражается в показателях  его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный  работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам  кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

Особое место среди  кредитных документов принадлежит  кредитному договору, регулирующему  весь комплекс взаимоотношений банка  с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать  весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование  типовых форм кредитных договоров  применительно к различным видам  кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие  должны принимать юристы. Их участие  необходимо также при внесении изменений  или дополнений в договор.

Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные  варианты кредитных договоров. Их может  быть несколько, причем основное их отличие  друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:

- договор, предусматривающий  предоставление заемщиком гарантий;

- договор, предусматривающий  передачу заемщиком залога;

Информация о работе Государственное регулирование экономики