Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:03, курсовая работа
Объектом исследования является государственное регулирование экономики.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного ре-гулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществле-ния в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач ис-следования:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулиро-вания экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Бе-ларусь.
Методологической основой работы являются приёмы формальной логики, сравнительного анализа и иные методы исследования.
При подготовке работы автор опирался на научные труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов-практиков в сфере макроэкономики.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................3
1.Государство как субъект в экономической системе…..........................................4
2.Государственный механизм регулирования экономических процессов……...6
2.1.Система инструментов регулирования экономики. Общие функции и методы государственного регулирования в экономике………………………..…...…………..6
2.2.Бюджетное регулирование. Функции бюджета. Денежно – кредитное регулирование…………...…………………………..………………………………….10
2.3.Антимонопольная политика государства. Ценовая политика в системе государственного регулирования экономики…………………………………...……15
2.4.Государственное регулирование в социальной сфере экономики….…………..18
2.5.Научно-техническая и инновационная политика государства…………………..20
3.Роль государственного регулирования в современной экономике Республики Беларусь….......................................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1.Государство как субъект в экономической
системе…......................
2.Государственный механизм регулирования экономических процессов……...6
2.1.Система инструментов регулирования
экономики. Общие функции и методы государственного
регулирования в экономике………………………..…...…………..
2.2.Бюджетное регулирование.
2.3.Антимонопольная политика
2.4.Государственное
2.5.Научно-техническая и инновационная политика государства…………………..20
3.Роль государственного регулирования в современной
экономике Республики Беларусь….....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью анализа инструментов государственного регулирования экономических процессов в Республике Беларусь для определения оптимальных методов регулирования в экономике республики.
Объектом исследования является государственное регулирование экономики.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач исследования:
1. Отражение необходимости
макроэкономического
2. Исследование основных
направлений и инструментов
3. Анализ основных
проблем макроэкономического
Методологической основой работы являются приёмы формальной логики, сравнительного анализа и иные методы исследования.
При подготовке работы автор опирался на научные труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов-практиков в сфере макроэкономики.
1.ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Государство является неотъемлемым
субъектом экономики в любой эк
Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.
Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.
В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования.
Ныне большинство экономистов единодушны в том, что государство является неотъемлемым субъектом рыночной экономики. В то же время существуют различные точки зрения относительно функций, которые должно выполнять государство, а также масштабов его вмешательства в экономику. Эволюция этих взглядов во многом определяется той или иной стадией развития рыночной экономики.
В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. признавалось государственное регулирование экономики. Однако оно распространялось только на такие отрасли, как торговля и промышленность. Данная позиция нашла отражение в теории меркантилизма, господствовавший в тот период в экономической мысли.
По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное регулирование экономики менялись. Возобладала концепция, согласно которой государство должно свести вмешательство в экономику к минимуму. Наиболее полно такой подход обоснован в трудах сторонников классической школы, экономического либерализма. Согласно этой теории, оптимальной системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится лишь роль регулятора общего равновесия экономики. Дальнейшее развитие рынка показало, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и т. д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах. Более того, рыночные методы хозяйствования порождают ряд отрицательных социально-экономических последствий. Таким образом, на определенном этапе развития рынка появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику.
Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейнс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними[2, с.304].
Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.
Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики. Она господствовала в развитых странах до конца 60-х – начала 70-x годов. В 70-e годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же отводится роль лишь косвенного влияния на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М. Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане[2, с.310].
Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия). Сторонниками активного государственного регулирования экономики являются представители концепции институционализма. Они критикуют теории автоматического регулирования рыночной экономики. Основным направлением исследований институционализма являются общественные мотивы в поведении людей, а не «личные интересы» субъектов экономики. Такой подход во многом предопределяет существенную роль государства в экономике. В странах Западной Европы институционализм получил развитие после Второй мировой войны. Многие положения институционализма были использованы на практике в области планирования, социального контроля над механизмом общественного воспроизводства.
Что же подразумевается под понятием государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики — это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества[6, с.158]. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования. [7, с.68]
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
2.1.Система инструментов регулирования экономики. Общие функции и методы государственного регулирования в экономике.
Реализация целей