Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования РЦБ в Российской Федерации.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо решить следующие задачи:
Определить место РЦБ в структуре финансового рынка;
Выяснить сущность, цели и принципы регулирования РЦБ;
Описать государственное регулирование РЦБ;
Дать характеристику существующей системы государственного регулирования РЦБ в РФ;
Рассмотреть основные направления в реформировании государственного регулирования на РЦБ в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
1.2. Сущность, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.1 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.2. Реформирование государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_РЦБ_Долгушева_последний вариант.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

1)  косвенное, или общеэкономическое, управление рынка ценных бумаг, которое осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К ним относятся:

  • система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (процентные ставки, минимальный размер зарплаты и т.д.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет и т.д.);
  • государственная собственность и ресурсы (госпредприятия, природные ресурсы и земли);

2) прямое, или административное, управление  рынком ценных бумаг осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, выпускаемых эмитентами;
  • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • обеспечения гласности и информированности всех участников;
  • поддержания правопорядка на рынке.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка ценных бумаг органами государственного регулирования применяются более конкретные методы государственного регулирования, позволяющие учесть комплексный характер основных целей и функций РЦБ, всю его сложность и противоречивость, и обеспечить при помощи различных методов процесс его становления и эффективного функционирования21.

Основные методы государственного регулирования РЦБ представлены в приложении 6.

Таким образом, государственное регулирование рынка ценных бумаг – многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Этот процесс включает комплекс правовых, административных, экономических, технических  и других методов.

 Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является  главным инструментом политики в этой сфере22.

 

 

Глава 2. Государственное регулирование Рынка ценных бумаг

в Российской Федерации

2.1 Система государственного регулирования РЦБ в Российской Федерации

Государство – крупнейший эмитент (финансирование государственного долга) и инвестор (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги); макроэкономический регулятор, использующий инструменты РЦБ в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики; крупнейший дилер на рынке государственных ценных бумаг.

Заметим, что обращающиеся на РЦБ ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения.

Таким образом, государство выполняет  системообразующую функцию, которая  будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Развитие системы правоприменения, как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства, является приоритетным направлением государственной политики.

Принципы регулирования российского  РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового РЦБ.23

На основании принципов регулирования  РЦБ, признанных на международном уровне, и методов регулирования РЦБ, были определены принципы государственного регулирования РЦБ в РФ.

К числу основных принципов государственного регулирования РЦБ РФ относятся:

  • функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
  • использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
  • распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
  • приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
  • приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
  • максимальное снижение и разделение рисков;
  • поддержка конкуренции на рынке;
  • предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на РЦБ:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия РЦБ на администрации российских компаний;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на РЦБ, путем защиты прав участников РЦБ, и в первую очередь прав инвесторов;
  • создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на РЦБ24.

В стратегическом плане указанные  цели комплементарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Перечисленные ранее основные цели государственной политики на РЦБ согласуются с основными целями регулирования РЦБ.

В наиболее обобщенном виде основными целями государственного регулирования российского РЦБ:

1) содействие в создании современного  РЦБ;

2) поддержание эффективности функционирования  и дальнейшего развития рынка  путем:

  • организации порядка на рынке, нормальных условий для работы на нем;
  • обеспечения условий для рыночного ценообразования на основе действительного спроса и предложения;
  • принятия мер по защите участников рынка от недобросовестной конкуренции, мошенничества и иных противоправных действий;
  • разумного налогообложения всей сферы ценных бумаг;

3) защита общественных интересов,  недопущение их ущемления при  развитии рынка ценных бумаг25.

 Анализируя цели государственного  регулирования, надо учитывать,  что в условиях формирующихся рынков (к такому рынку можно отнести и рынок ценных бумаг РФ) роль регулирующих  органов объективно возрастает, поскольку процесс  формирования рынка предполагает дополнительные задачи, которые не стоят у регулирующих органов уже сформировавшегося рынка26.

Система регулирования рынка складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то общественным интересам.

В качестве объектов регулирования на РЦБ выступают профессиональные участники РЦБ и институты РЦБ, эмитенты и инвесторы ценных бумаг.

К субъектам государственного регулирования следует отнести регулирующие органы исполнительной власти, правоохранительные органы, службы контроля профессиональных участников рынка, саморегулируемые организации и местные органы законодательной власти. Все они имеют возможность влиять на развитие РЦБ или на федеральном, или на уровне субъекта Федерации.

Заметим, что государственное регулирование в РФ осуществляется в форме прямого (административного) регулирования и косвенного (экономического) регулирования.

На практике указанные способы  регулирования обычно дополняют  друг друга27.

Поэтому такие составные части  государственного регулирования РЦБ, как «создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы» и «создание органов регулирования и контроля за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг» принадлежат прямому государственному регулированию, а «налоговое регулирование» относится к косвенному государственному регулированию.

Нормативно-правовые акты, с помощью  которых осуществляется регулирование  различных сторон деятельности его  участников, являются формой выражения  государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Законодательную основу регулирования  РЦБ составляют следующие нормативно – правовые акты:

  • Закон «О Центральном банке Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об акционерных обществах» регламентирует действия акционерного общества на рынке ценных бумаг;
  • ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулирует деятельность профессиональных участников рынка, дает характеристику роли и механизма действия фондовых бирж;
  • Закон «Об ипотечных ценных бумагах»  ввел новые ценные бумаги: облигации с ипотечным покрытием ипотечные сертификаты;
  • Закон «О саморегулируемых организациях»;
  • Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная  правительством РФ 29 декабря 2008 г. № 2043-р

В соответствии с Федеральным законом  «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе (приложение 7):

1. установления обязательных требований  к деятельности на рынке ценных  бумаг: эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников, саморегулируемых организаций;

2. установления стандартов эмиссии ценных бумаг;

3. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг (включая регистрацию проспектов ценных бумаг);

4. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ими ценным бумагам;

5. лицензирования деятельности  профессиональных участников рынка  ценных бумаг;

6. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;

7. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг;

8. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления.

На сегодняшний день имеется  около 1 тыс. законодательных  и нормативных  документов, регулирующих  РЦБ и различные стороны его участников.

Органы регулирования рынка – это совокупность организаций, осуществляющих рыночное регулирование на основе обязательных (нормативных) и добровольных (этических) правил регулирования.

Регулирование рынка ценных бумаг  на государственном уровне занимаются следующие органы28:

  1. Высшие органы власти:
  • Федеральное собрание (рассматривает и утверждает законы, регулирующие рынок ценных бумаг);
  • Президент (издает указы);
  • Правительство РФ (выпускает постановления, обычно, в развитие указов президента);
  1. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
  • Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР).
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу.

В качестве основного регулирующего органа рынка ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности. Руководство этим органом осуществляет Правительство РФ через руководителя ФСФР России.

В рамках функции по регулированию рынка ФСФР имеет право:

  • принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ;
  • квалифицировать новые виды ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;
  • устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка цепных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы достаточности собственных средств иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • применять меры к должностным лицам и специалистам профессиональных участников в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации