Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования РЦБ в Российской Федерации.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо решить следующие задачи:
Определить место РЦБ в структуре финансового рынка;
Выяснить сущность, цели и принципы регулирования РЦБ;
Описать государственное регулирование РЦБ;
Дать характеристику существующей системы государственного регулирования РЦБ в РФ;
Рассмотреть основные направления в реформировании государственного регулирования на РЦБ в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
1.2. Сущность, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.1 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.2. Реформирование государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_РЦБ_Долгушева_последний вариант.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Структура финансового  рынка49

 

Приложение 3

Элементы государственного регулирования РЦБ50

 

 

Приложение 4

Цели регулирования  РЦБ51

 

Приложение 5

Основными принципами регулирования РЦБ являются52:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным. Во втором — отношения, связанные с заключением и исполнением сделки, между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

2. Выделение из всех видов  ценных бумаг так называемых эмиссионных, т.е. тех, которые выпускаются в массовом порядке, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован.

3. Максимально широкое использование  процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через непринятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами: в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

5. При разделении полномочий  между регулирующими органами  следует исходить из того, что нормотворчеством и нормоприменением не должно заниматься одно и то же лицо.

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Вместе с тем нельзя не учитывать и все возрастающую интеграцию национального фондового рынка с международным.

8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

 

Приложение 6

Основные методы государственного регулирования РЦБ53

Название метода регулирования

Суть метода

Функциональное

Предполагает выработку  единых правил, стандартов поведения  всех участников рынка. Является основополагающим, поскольку само существование рынка ценных бумаг предполагает наличие доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка, к инфраструктурным институтам, налоговой и правовой среде, к эмитентам ценных бумаг, к государству и его регулирующим органам. При отсутствии доверия инвестор просто не отдаст свои деньги. Противоречивость этой функции государственного регулирования еще заключается и в том, что государство выступает не только как субъект регулирования, но и как объект. Оно выпускает собственные бумаги как прочие эмитенты и проводит определенную политику по обслуживанию собственных обязательств. В случае же отказа от исполнения обязательств государство подрывает доверие не только к себе как к эмитенту, но и к корпоративным эмитентам, к фондовому рынку как институту.

Финансовое

Метод предполагает воздействие  на макроэкономику путем манипулирования  инструментами денежного рынка процентными ставками, валютным курсом, выпуском (выкупом) государственных ценных бумаг, мерами, стимулирующими приток иностранного капитала. Смысл этих манипуляций заключается в привлечении дополнительного капитала в инструменты с нефиксированной доходностью  или, наоборот, связывание капитала путем предложения более высокой доходности по инструментам с фиксированной доходностью.

Институциональное

Предполагает выработку  определенных требований к институтам рынка ценных бумаг и постоянный мониторинг за соблюдением этих требований. Соответствие институтов рынка определенному  размеру собственного капитала увеличивает доверие инвесторов к институтам и к самому рынку. Однако государственная политика в этом вопросе должна быть гибкой. Повышение капитализации участников рынка возможно только постепенно, учитывая степень развития самого рынка. Иначе возможен полный переход контроля над отечественным рынком ценных бумаг к иностранному капиталу.

Техническое

Направлен на ограничение  спекулятивных колебаний на рынке, на препятствование формированию монополий  на рынке, мошенничеству, недопущению манипулирования ценами со стороны одного или группы участников. Методы технического регулирования направлены на формирование эффективного рынка, предполагающего равенство сил субъектов рынка и общедоступности рыночной информации, определяющей рыночную цену на тот или иной финансовый инструмент. Сюда же относится и регулирование получившего широкое распространение Интернетрейдинга и маржинальной торговли, которые кроме привлечения значительного числа новых клиентов приносят и новые системные риски.

Антикризисное

Необходимость формирования единой государственной политики в случае обострения ситуации на мировых финансовых рынках или в случае внутреннего кризиса. Отсутствие такой политики, несогласованность действий различных ведомств усугубляют кризисные явления. Необходим постоянный мониторинг со стороны регулирующих органов с целью предотвращения подобных явлений.

Коллективных  инвесторов

Специфика этого вида институциональных инвесторов заключается в привлечении большого числа мелких и средних инвесторов. Создание такого института решает проблему повышения устойчивости отечественного рынка и возможность массированного при влечения капитала российскими предприятиями. Однако регулирование коллективных инвесторов требует специфических методов, отличных от других, и предполагает комплексное решение правовых, межведомственных, налоговых проблем.

Саморегулируемое

Сами участники рынка  заинтересованы в поддержании на рынке определенных правил, определенного кодекса поведения. Будучи «внутри» рынка, участники представляют многие проблемы более ясно, нежели регулирующие органы. Поэтому в странах с развитым фондовым рынком институты, объединяющие участников рынка на самостоятельной и добровольной основе, берут на себя часть функций по регулированию рынка.

Антимонопольное

Метод предполагает контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на всех этапах инвестиционного процесса – от создания предприятия до совершения сделок с ценными бумагами. С другой стороны, антимонопольное регулирование должно быть направлено против формирования монопольных структур на финансовом рынке.


 

 

Приложение 7

Составные части государственного регулирования РЦБ в соответствии с ФЗ «О РЦБ»54


 

 

 

 

 

 

 

1 Козлов Н.Б. Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах. - М., 2002. - С. 5.

2 Анесяц С.А. основы функционирования рынка ценных бумаг: Учебю пособи. – М.: Финансы и статистика, 2004 . - С. 3

3 Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.: ИНФРА-М.-2007. - С.53

4 Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. 2-е издание, обновленное и дополненное. – СПб.: Питер, 2008 . – С.7

5Маковецкий М.Ю. Инвестиционный процесс и рынок ценных бумаг: механизм функционирования, современное состояние, перспективы развития. М., 2003. - С. 110.

6Бархатов В.И., Бархатов И.В. Мобилизация финансового капитала в трансформационной экономике: Монография. Челябинск, 2002. - С. 66.

7 Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг : учебное пособие / К.В. Криничанский. – М.:Дело и Снрвис, 2007. – С.10

8 Базовый курс по рынку ценных бумаг : учебное пособие / О.В.Ломтатидзе, М.И.Львова, А.В. Болотин и др. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 24

9 TeleTRADE Как заработать на бирже: Учебное пособие / М., 2010. -С. 4

10Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. -С.261

11 Базовый курс по рынку ценных бумаг : учебное пособие / О.В. Ломтатидзе, М.И. Львова, А.В. Болотин и др. – М.: КНОРУС, 2010, - С. 31

12 Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. - С. 302 - 303

13 Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 260

14 Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг, 2-е издание, обновленное и дополненное. – СПб.: Питер, 2008. – С. 254

 

16Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 516-518

 

17 Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. 2- е издание, обновленное и дополненное. – СПб.: Питер, 2008. - С. 254 - 255

 

18 Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. 2-е издание, обновленное и дополненное. – СПб: Питер, 2008. – С.252-253.

 

19 Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. 2-е издание, обновленное и дополненное. – СПб: Питер, 2008. – С.253-254.

 

20Жуков Е.Ф., Нишатов Н.П., Торопцов В.С., Григорович Д.б., Галкина Л.А. Рынок ценных бумаг: Комплексный учебник (c CD). – М.: Вузовский учебник, 2010. – С. 75 - 78.

 

21 А


Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации