Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования РЦБ в Российской Федерации.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо решить следующие задачи:
Определить место РЦБ в структуре финансового рынка;
Выяснить сущность, цели и принципы регулирования РЦБ;
Описать государственное регулирование РЦБ;
Дать характеристику существующей системы государственного регулирования РЦБ в РФ;
Рассмотреть основные направления в реформировании государственного регулирования на РЦБ в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
1.2. Сущность, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.1 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.2. Реформирование государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_РЦБ_Долгушева_последний вариант.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов10.

Представленное деление финансового  рынка на рынок денег и рынок  капитала  в современных условиях приобретает все более условный характер, так как рыночные финансовые технологии и условия эмиссии многих финансовых инструментов предусматривают относительно простой и быстрый способ трансформации отдельных краткосрочных финансовых активов в долгосрочные и наоборот.

Характеризуя отдельные виды финансовых рынков по обоим рассмотренным выше  признакам, следует отметить, что  эти виды рынков тесно взаимосвязаны  с друг другом и функционируют  в одном рыночном пространстве. Так, все виды рынков, выделяемых по типу обращающихся на них активов, могут быть одновременно отнесены и к рынку денег, и к рынку капиталов.

Например, часть инструментов рынка  ценных бумаг, такие как векселя, чеки, казначейские обязательства, относятся  к рынку денег, а такие инструменты, как акция, долгосрочные обязательства и т.д. – к рынку капитала. При этом, та часть рынка ценных бумаг, которая относится к рынку капиталов, называется фондовым рынком11.

Отсюда РЦБ – это двухсегментная система (структура), состоящая из рынка коммерческих ценных бумаг и фондового рынка.

Поэтому отождествление понятий «рынок ценных бумаг» и «фондовый рынок» представляется некорректным, вносит путаницу и в теории, и на практике.

Кроме того, РЦБ в зависимости от признака классифицируется на первичный и вторичный.

Первичный рынок обеспечивает компаниям привлечение необходимых финансовых ресурсов путем продажи их ценных бумаг, т.е. на этом рынке происходит процесс отчуждения ценных бумаг их первым покупателям. Как правило, это происходит в результате эмиссии.

На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, но его существование само по себе стимулирует деятельность первичного рынка12. На вторичном рынке заключаются дальнейшие сделки по купле – продаже ранее выпущенных и размещенных ценных бумаг.

Таким образом, современный РЦБ представляет собой сложнейшую систему экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, деятельностью участников РЦБ и регулированием этой деятельности; отношений создающих условия для функционирования общественного капитала посредством выпуска и обращения ценных бумаг, распределения доходов и рисков от инвестиций.

В развитых в экономическом отношении  странах РЦБ занимает в составе финансового рынка такое значительное место, что его отождествляют с финансовым рынком. Но и в этом случае в зарубежной экономической литературе четко прослеживается, что рынок ценных бумаг лишь часть, хотя и значительная, финансового рынка или один из числа финансовых рынков.

Другими словами, РЦБ в структуре финансового рынка является одним из взаимосвязанных и дополняющих друг друга, отдельно функционирующим рынком финансовых ресурсов.

 

    1.  Сущность, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

РЦБ играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования.

Одним из условий успешного функционирования РЦБ является эффективная система его регулирования, которая охватывает всех его участников и обеспечивает  осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.

Регулирование РЦБ – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия13. Оно является важнейшей составляющей РЦБ.

Регулирование РЦБ 14:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональны посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем (эмиссионные, посреднические, инвестиционные и т.д.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченные выполнять функции регулирования.

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и  внутренним.

Внутреннее регулирование –  это подчиненность деятельности данной организации ее собственным  нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Внешнее регулирование — это  подчиненность деятельности данной организации нормативным актам  государства, других организаций, международным соглашениям.

Процесс регулирования на рынке  ценных бумаг включает в себя задачи:

  • создание нормативной базы функционирования рынка – разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;
  • контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке15.

Схематично элементы государственного регулирования РЦБ  представлены в приложении 3.

Регулирование РЦБ нацелено на: 

  • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
  • формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
  • достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.)16.

Схематично цели государственного регулирования РЦБ  представлены в приложении 4.

Таким образом, основная цель регулирования  рынка ценных бумаг состоит в  обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования ценных бумаг всегда определяются текущей экономической  политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

 Принципы регулирования рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но при этом основываются на исторической практике мирового РЦБ.

Основные принципы РЦБ приведены в приложении 5.

В соответствии с перечисленными принципами должны быть реализованы существующие основные формы регулирования РЦБ.

Существуют четыре основных формы  регулирования РЦБ17:

  • государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • биржевое регулирование, основанное на правилах работы фондовых бирж;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой – эти последние сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Другими словами, в мировой практике различают следующие модели регулирования рынка ценных бумаг18:

  • Регулирование РЦБ является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг.  Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается СРО.
  • При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается СРО; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.
  • Регулирование РЦБ идет по пути среднего между перечисленными выше крайними моделями.

Следует заметить, что  на сегодняшний  день общей тенденцией в мировой  регулирования рынка ценных бумаг является  создание самостоятельных ведомств и комиссий по ценным бумагам.

К примеру, среди 30 стран с развитым рынком ценных бумаг более 50 % имеют  самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15 % стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15 % стран существует смешанное управление19.

Далее более подробно  изучим форму  государственного регулирования РЦБ.

 

    1.  Государственное регулирование РЦБ

Государственное регулирование  РЦБ является одним из четырех основных форм регулирования рынка ценных бумаг.

Говоря о государственном регулировании ценных бумаг, следует вначале отметить функции государства в регулировании рынка ценных бумаг:

  • концептуальная и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
  • концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;
  • установление правил игры – требований к участникам операционных учетных стандартов;
  • контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;
  • формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  • предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

В соответствии с данными функциями, государственное регулирование РЦБ подразумевает законодательные мероприятия, контроль и регулирование, в том числе и налоговое.

Таким образом, создается система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает следующие главные составные части:

  • создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
  • создание органов регулирования и контроля за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг;

Законодательные мероприятия являются наиболее важной частью регулирования. Главным регулятором здесь выступают законы о ценных бумагах и биржах.

Законодательные документы развитых стран, регулирующие РЦБ, содержат следующие основные положения: классификация видов ценных бумаг; правила раскрытия эмитентами информации о своей деятельности; порядок публичного предложения купли и продажи ценных бумаг для физических лиц; формы и методы надзора за деятельностью участников рынка и регистрации котировок ценных бумаг; основы организации фондовой биржи; меры защиты от недобросовестного поведения на рынке; запреты на личное обогащение лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации о рынке ценных бумаг; наделение Министерства финансов (в Японии) или Федеральной комиссии по ценным бумагам и биржам (в США) полномочиями по регулированию ранка; меры ответственности за противоправные действия на фондовом рынке.

Регулирование и контроль РЦБ в различных странах осуществляют центральные банки, министерства финансов, специальные комитеты и комиссии, создаваемые по поручению парламентов или их структур. Помимо государственных органов, регулирование осуществляют и так называемые саморегулируемые организации  (СРО) профессиональных участников фондового рынка. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях20.

Налоговое регулирование заключается в дифференциации видов и размеров налогообложения доходов, возникающих на рынке ценных бумаг. Налоги могут взиматься с доходов от эмиссии ценных бумаг, с процентных и дивидендных текущих доходов, а так же с прибыли и комиссии от операций перепродажи бумаг. Текущие доходы по отдельным видам ценных бумаг не облагаются налогом.

Во многих странах не подлежат налогообложению  доходы, которые приносят государственные и муниципальные облигации, а так же финансовые инструменты.

По способам воздействия на рынок  ценных бумаг государственное регулирование в целом подразделяется на:

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации