Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного регулирования РЦБ в Российской Федерации.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо решить следующие задачи:
Определить место РЦБ в структуре финансового рынка;
Выяснить сущность, цели и принципы регулирования РЦБ;
Описать государственное регулирование РЦБ;
Дать характеристику существующей системы государственного регулирования РЦБ в РФ;
Рассмотреть основные направления в реформировании государственного регулирования на РЦБ в РФ.
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
1.2. Сущность, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.1 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.2. Реформирование государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов10.
Представленное деление
Характеризуя отдельные виды финансовых рынков по обоим рассмотренным выше признакам, следует отметить, что эти виды рынков тесно взаимосвязаны с друг другом и функционируют в одном рыночном пространстве. Так, все виды рынков, выделяемых по типу обращающихся на них активов, могут быть одновременно отнесены и к рынку денег, и к рынку капиталов.
Например, часть инструментов рынка ценных бумаг, такие как векселя, чеки, казначейские обязательства, относятся к рынку денег, а такие инструменты, как акция, долгосрочные обязательства и т.д. – к рынку капитала. При этом, та часть рынка ценных бумаг, которая относится к рынку капиталов, называется фондовым рынком11.
Отсюда РЦБ – это двухсегментная система (структура), состоящая из рынка коммерческих ценных бумаг и фондового рынка.
Поэтому отождествление понятий «рынок ценных бумаг» и «фондовый рынок» представляется некорректным, вносит путаницу и в теории, и на практике.
Кроме того, РЦБ в зависимости от признака классифицируется на первичный и вторичный.
Первичный рынок обеспечивает компаниям привлечение необходимых финансовых ресурсов путем продажи их ценных бумаг, т.е. на этом рынке происходит процесс отчуждения ценных бумаг их первым покупателям. Как правило, это происходит в результате эмиссии.
На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, но его существование само по себе стимулирует деятельность первичного рынка12. На вторичном рынке заключаются дальнейшие сделки по купле – продаже ранее выпущенных и размещенных ценных бумаг.
Таким образом, современный РЦБ представляет собой сложнейшую систему экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, деятельностью участников РЦБ и регулированием этой деятельности; отношений создающих условия для функционирования общественного капитала посредством выпуска и обращения ценных бумаг, распределения доходов и рисков от инвестиций.
В развитых в экономическом отношении странах РЦБ занимает в составе финансового рынка такое значительное место, что его отождествляют с финансовым рынком. Но и в этом случае в зарубежной экономической литературе четко прослеживается, что рынок ценных бумаг лишь часть, хотя и значительная, финансового рынка или один из числа финансовых рынков.
Другими словами, РЦБ в структуре финансового рынка является одним из взаимосвязанных и дополняющих друг друга, отдельно функционирующим рынком финансовых ресурсов.
РЦБ играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования.
Одним из условий успешного
Регулирование РЦБ – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия13. Оно является важнейшей составляющей РЦБ.
Регулирование РЦБ 14:
Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним.
Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.
Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя задачи:
Схематично элементы государственного регулирования РЦБ представлены в приложении 3.
Регулирование РЦБ нацелено на:
Схематично цели государственного регулирования РЦБ представлены в приложении 4.
Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.
Конкретные цели регулирования ценных бумаг всегда определяются текущей экономической политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.
Принципы регулирования рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но при этом основываются на исторической практике мирового РЦБ.
Основные принципы РЦБ приведены в приложении 5.
В соответствии с перечисленными принципами должны быть реализованы существующие основные формы регулирования РЦБ.
Существуют четыре основных формы регулирования РЦБ17:
Другими словами, в мировой практике различают следующие модели регулирования рынка ценных бумаг18:
Следует заметить, что на сегодняшний день общей тенденцией в мировой регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств и комиссий по ценным бумагам.
К примеру, среди 30 стран с развитым рынком ценных бумаг более 50 % имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15 % стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15 % стран существует смешанное управление19.
Далее более подробно изучим форму государственного регулирования РЦБ.
Государственное регулирование РЦБ является одним из четырех основных форм регулирования рынка ценных бумаг.
Говоря о государственном регулировании ценных бумаг, следует вначале отметить функции государства в регулировании рынка ценных бумаг:
В соответствии с данными функциями, государственное регулирование РЦБ подразумевает законодательные мероприятия, контроль и регулирование, в том числе и налоговое.
Таким образом, создается система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает следующие главные составные части:
Законодательные мероприятия являются наиболее важной частью регулирования. Главным регулятором здесь выступают законы о ценных бумагах и биржах.
Законодательные документы развитых стран, регулирующие РЦБ, содержат следующие основные положения: классификация видов ценных бумаг; правила раскрытия эмитентами информации о своей деятельности; порядок публичного предложения купли и продажи ценных бумаг для физических лиц; формы и методы надзора за деятельностью участников рынка и регистрации котировок ценных бумаг; основы организации фондовой биржи; меры защиты от недобросовестного поведения на рынке; запреты на личное обогащение лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации о рынке ценных бумаг; наделение Министерства финансов (в Японии) или Федеральной комиссии по ценным бумагам и биржам (в США) полномочиями по регулированию ранка; меры ответственности за противоправные действия на фондовом рынке.
Регулирование и контроль РЦБ в различных странах осуществляют центральные банки, министерства финансов, специальные комитеты и комиссии, создаваемые по поручению парламентов или их структур. Помимо государственных органов, регулирование осуществляют и так называемые саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников фондового рынка. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях20.
Налоговое регулирование заключается в дифференциации видов и размеров налогообложения доходов, возникающих на рынке ценных бумаг. Налоги могут взиматься с доходов от эмиссии ценных бумаг, с процентных и дивидендных текущих доходов, а так же с прибыли и комиссии от операций перепродажи бумаг. Текущие доходы по отдельным видам ценных бумаг не облагаются налогом.
Во многих странах не подлежат налогообложению доходы, которые приносят государственные и муниципальные облигации, а так же финансовые инструменты.
По способам воздействия на рынок
ценных бумаг государственное регулиро
Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации