Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования РЦБ в Российской Федерации.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо решить следующие задачи:
Определить место РЦБ в структуре финансового рынка;
Выяснить сущность, цели и принципы регулирования РЦБ;
Описать государственное регулирование РЦБ;
Дать характеристику существующей системы государственного регулирования РЦБ в РФ;
Рассмотреть основные направления в реформировании государственного регулирования на РЦБ в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
1.2. Сущность, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.1 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
2.2. Реформирование государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_РЦБ_Долгушева_последний вариант.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, ФСФР выполняет  надзорно-контрольные функции, которые заключаются в:

  • анализе отчетности;
  • проведении непосредственных проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • установлении контроля за системами управления рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • установлении нормативов и осуществления контроля за их соблюдением;
  • осуществлении функций по лицензированию деятельности и регистрации документов.

Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынка ценных бумаг и т. д.29

Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение30.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма31

Далее в рамках системы государственного регулирования рынка ценных бумаг  рассмотрим  государственную систему налогообложения.

Государственная система налогообложения  обладает мощной возможностью стимулировать  инвестиции и во многом определяет эффективность функционирования рынка ценных бумаг32.

Главным документом налогового регулирования  рынка ценных бумаг выступает вторая часть налогового кодекса РФ, в которой содержится описание налогообложения на доходы физических лиц33 и прибыль юридических лиц34 в данной сфере налогообложения.

Правила регулирования  рынка ценных бумаг включают35:

  • нормативно-правовые документы (законы, постановления, инструкции и другие правовые документы);
  • обязательства осуществления предпринимательской деятельности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, добровольно принимаемые ими;
  • обычаи делового оборота и национальные традиции.

Таким образом, регулирование рынка ценных бумаг в России – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Государственное регулирование ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает в себя государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

 

2.2. Реформирование государственного регулирования РЦБ

в Российской Федерации

В настоящее время возникла необходимость  определить приоритетные направления  деятельности государственных органов  в сфере регулирования финансового  рынка целью которых должно стать  обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и, тем самым, создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

Формирование  финансового центра в РФ обусловлено следующими причинами36.

Кризисные явления 2008 года спровоцировали рост вероятности того, что число стран, где могут сохраняться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее десятилетие, возможно, немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров37.

Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Как было отмечено ранее, одной из составляющих финансового рынка является рынок ценных бумаг. Поэтому, цели и задачи, касающиеся государственного регулирования финансового рынка, распространяются и на государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Другими словами, на сегодняшний день целью государственного регулирования рынка ценных бумаг является обеспечение эффективного экономического развития РФ посредствам решения следующих задач: качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, в частности рынка ценных бумаг, и формирования на его основе самостоятельного финансового центра.

Для решения данных задач правительством  РФ были разработаны стратегии, которые  в долгосрочной перспективе создадут возможность для формирования конкурентоспособного рынка ценных бумаг и финансового рынка в целом, а кроме того, заложат базу, которая позволит построить в России мировой финансовый центр.

Следует заметить, что, по сути, данные концепции основываются на методах, рассмотренных в первой главе.

Развитие рынка ценных бумаг  осуществляется с 2006 года в рамках Стратегии  развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 – 2008 годы, в которой были сформулированы среднесрочные задачи модернизации институтов и инструментов финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров38.

Однако в 2008 г. произошло колоссальное падение рынка ценных бумаг, в особенности фондового рынка. Причины такого падения обусловлены обострением кризисных явлений в мировой экономике, в следствии чего ухудшились условия развития мирового финансового рынка, и некачественной структурой субъектов рынка ценных бумаг: доля долгосрочных национальных инвесторов (в том числе институциональных) в России минимальна, в то время как число спекулятивных участников-нерезидентов зашкаливает. Поэтому простое вливание в фондовые площадки денежных средств (через ВЭБ) для поддержания рынка – весьма неэффективный метод борьбы со следствием: он носит краткосрочный эффект39.

Кроме того, по состоянию на конец 2008 года были нереализованными отдельные важные задачи, определенные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, в частности:

  • создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке;
  • построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • создание условий для секьюритизации финансовых активов;
  • правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг;
  • формирование массового розничного инвестора;
  • развитие производных финансовых инструментов.

Все выше сказанное привело к  тому, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 043-р была утверждена стратегия развития финансового рынка России на период до 2020 года40.

На сегодняшний день государственное  регулирование РЦБ в РФ предусматривает увеличение емкости финрынка, в частности, РЦБ, за счет выпуска новых ценных бумаг, снижение административных барьеров для выпуска ценных бумаг, создание целого класса финансовых инструментов для квалифицированных инвесторов, а также создание возможности для российских компаний максимально использовать потенциал российского рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций в развитие.

Особое внимание уделяется созданию в стране по-настоящему массового  класса розничных инвесторов, которые могли бы инвестировать свои сбережения на финансовом рынке41. Не секрет, что число частных инвесторов в нашей стране исчисляется в лучшем случае сотнями тысяч, в то время как в США, например, – десятками миллионов.

ФСФР предлагает целый ряд мер  по соответствующему просвещению и информированию граждан, а также меры компенсационных схем для защиты и возможной компенсации в случае недобросовестного поведения участников финансового рынка и в частности, рынка ценных бумаг.

Важным средством стимулирования участия населения на РЦБ является определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке.

Источниками выплат гражданам предусматриваются компенсационный фонд и специальные для этих целей государственные средства.

В дополнение к обязательной компенсационной  системе необходимо создать условия  для развития добровольных компенсационных  систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового рынка.

Требует пересмотра существующая система  регулирования рекламы на РЦБ: необходимо установить более жесткие требования к распространению рекламы розничных финансовых услуг.

Необходимо разработать эффективное  нормативное регулирование порядка  предложения финансовых услуг розничным клиентам, в частности определить рамки предоставления розничным инвесторам услуг с повышенным риском.

С учетом накопленной правоохранительными  органами правоприменительной практики необходимо создать совместно с  саморегулируемыми организациями эффективные правовые и организационные барьеры, препятствующие безлицензионной деятельности по привлечению денежных средств населения.

Предстоит определить условия и  правовые рамки для формирования института инвестиционных консультантов, которые помогут инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг и дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются доверием населения, проживающего в этом регионе.

Кроме этого, планируется развивать  инфраструктуру РЦБ и финансового рынка в целом.

РЦБ становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики. Кроме того, в условиях формирования и развития многоотраслевых финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного регулирования.

В этих условиях актуальными являются задачи по обеспечению  унификации требований и стандартов деятельности на финансовом рынке, а также консолидации соответствующих государственных функций.

В целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной  регистрации выпусков ценных бумаг  будут вводиться немало поправок. К примеру, при определенных условиях планируется отказаться от проведения технических эмиссий ценных бумаг, упростить процедуру эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг, сократить объем требуемой информации и.т.д.

Кроме того, все преобразования нацелены на обеспечение таких условий  размещения ценных бумаг, которые по качеству будут аналогичны тем, что действуют на развитых иностранных финансовых рынках.

Также реформированию подлежит система  раскрытия информации, которая включает в себя правила и процедуры, устанавливаемые  государством и вырабатываемые на добровольной основе участниками финансового рынка, а также соответствующими институтами и организациями.

Для повышения эффективности системы  раскрытия информации на РЦБ необходимо создать систему публичного раскрытия информации организациями, оказывающими розничные услуги на финансовых рынках; использовать современные информационные технологии; обеспечить правовую основу деятельности рейтинговых агентств; установить требования к раскрытию информации о лицах, являющихся реальными собственниками (конечными бенефициарами) российских компаний и т.д.

Отметим, что в стратегии прописаны вопросы так называемого пруденциального надзора, который позволяет отслеживать риски, связанные с деятельностью финансовых институтов, например банков. В частности, повышаются требования к собственному капиталу профучастников, обеспечению прозрачности этого капитала, а также надежности деятельности участников42.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации