Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 01:43, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ заработной платы и анализ проблем совершенствования процесса регулирования заработной платы в Республике Беларусь.
Для реализации целей данной курсовой работы поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность, функции, виды и принципы заработной платы;
- изучить механизм регулирования заработной платы;
-исследовать анализ уровня, динамики и дифференциации заработной платы;
Введение…..…………………………………………………………. .…..............5
1. Механизмы регулирования заработной платы…..…………………………...7
1.1. Сущность, виды, принципы и функции заработной платы............. 7
1.2. Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь……………………………………………………………….………….14
2.Анализ основных инструментов и методов регулирования оплаты труда в Республике Беларусь .........................................................................…..……….19
2.1. Основные инструменты и методы регулирования оплаты труда в Республике Беларусь…………………………………………………………….19
2.2. Анализ уровня, динамики и дифференциации заработной
платы …………………………………………………………………………….24
3. Проблемы и перспективы совершенствования процесса регулирования заработной платы…..…………………….……………………………………... 31
3.1. Проблемы и перспективы государственного регулирования
заработной платы в Республике Беларусь..........................................................31
Заключение……………………………………………………………………....36
Список использованных источников………………………………..…………38
- сочетания государственного регулирования заработной платы с широкими правами предприятий в вопросах выбора форм и систем оплаты труда.
Функции заработной платы и принципы ее организации позволяют сформулировать факторы заработной платы, к которым относятся:
- количества и качества затраченного труда;
- результаты труда;
- соотношение спроса и предложения труда;
- законодательные нормы;
- условия договора между работодателем , наемными работниками и профсоюзами.
При организации оплаты труда необходимо:
- определить форму и систему оплаты труда;
-разработать систему должностных окладов для служащих, специалистов и управленческого персонала;
- выработать критерии, показатели и определить размеры доплат для работников[2,с.316-320].
В организации оплаты труда используются две основные формы заработной платы:
1)повременная;
2)сдельная.
Повременная заработная плата определяет размер вознаграждения по установленной тарифной ставке или окладу в зависимости от величины отработанного времени.
При простой повременной системе заработок работнику определяется в соответствии с присвоенным ему разрядом за фактически отработанное время.
При почасовой оплате заработная плата работника (ЗПч) определяется по формуле
где ТС1- тарифная ставка первого разряда , ден . ед.; Т- количество отработанных часов за месяц, ч; Кт – тарифный коэффициент соответствую-щего разряда[3,с.132].
При поденной (посменной) оплате труда (ЗДД) заработной плата работника находится по формуле
где ТСД – дневная (сменная)тарифная ставка, ден. ед; n – количество отработанных дней (смен) за месяц, дней (смен) [3,с.135].
При повременно – премиальной системе оплаты работнику дополнительно выплачивается премия, и заработная плата (ЗППП) определяется по формуле
где П – процентная премии,% [3,с.136].
Сдельная форма заработной платы устанавливает зависимость размера заработной платы от объема выпуска продукции или выполнения работ[3, с. 132,135,136].
Предприятия самостоятельно выбирают приемлемые для них формы и системы организации заработной платы. При этом необходимо соблюдение ряда условий , которые определяют целесообразность их использования.
Применять сдельную оплату труда рекомендуется:
- при необходимости увеличения объема выпуска продукции;
- наличии количественных показателей работы;
- возможности у работников конкретного участка увеличить выработку или объема выполняемых работ;
- возможности нормирования труда и установления тарификации работ в соответствии с требованиями тарифно – квалификационных справочников.
Сдельную оплату труда не рекомендуется применять, если она ведет к:
- ухудшению качества продукции;
- нарушению технологических режимов;
- ухудшению обслуживания оборудования;
- нарушению требований техники безопасности;
- перерасходу сырья и материалов.
Сдельная и повременная формы оплаты труда имеют свои разновидности, которые принято считать системами.
Сдельная форма заработной платы подразделяется на системы по следующим способам:
- определение сдельной расценки;
- расчет с работниками;
- материальное поощрение.
По способу определения сдельной расценки системы подразделяются на прямые, косвенные, прогрессивные, аккордные.
По способу расчетов с работниками подразделяются на индивидуальные и коллективные.
По способу материального поощрения: простые и премиальные.
С учетом этой классификации в организации заработной платы на предприятиях применяют следующие системы оплаты труда:
- прямая индивидуальная;
- сдельно – премиальная;
- косвенная и косвенно – сдельно – премиальная;
- сдельно – прогрессивная;
- аккордная и аккордно – премиальная;
- простая повременная;
- повременно - премиальная.
Месячная заработная плата работника определяется умножением стоимости одной платежной единицы на количество платежных систем. К этому заработку добавляются положенные доплаты.
Основой механизма оплаты труда является тарифная система, представляющая собой совокупность нормативных документов, позволяющих устанавливать и регулировать уровень оплаты труда в зависимости от его сложности и условий.
Тарифная система заработной платы включает тарифно-квалификационные справочники, единую тарифную сетку и тарифную ставку первого разряда[2,с.323-325].
Уровень оплаты труда зависит от многих факторов. Прежде всего, это - экономическое состояние организации, общая социально-экономическая ситуация в государстве и в регионе, соотношение спроса и предложения на рынке труда, состояние потребительского рынка, динамика потребительских цен на товары и услуги и т.д. В условиях рыночной экономики сущность оплаты труда выражается через денежные выплаты, получаемые работником в обмен на свой труд.
Таким образом, рабочая сила является товаром, стоимость которого зависит от множества факторов.
Работодатель вынужден выплачивать зарплату и во время отпуска, вносить средства в фонды социального страхования. С целью привлечения и закрепления рабочей силы он готов нести дополнительные расходы на содержание жилья, медицинских, детских, других учреждений. Постоянное развитие технического процесса и необходимость обновления производства заставляет предпринимателей организовывать подготовку и переподготовку работников.
Таким образом, цена рабочей силы - это сумма выплачиваемой работнику основной и дополнительной заработной платы и других денежных выплат и различных дотаций, используемых работником на потребление.
Оплата труда зависит не только от стоимости издержек на жизнь работника и его семьи в конкретный период времени, но и от спроса и предложения на рынке труда, от состояния трудового законодательства, действующих норм социальной защиты наемных работников и членов семьи, позиции правительства в вопросах укрепления принципов справедливости в отношениях работодателя и работника, активности и авторитета профсоюзных организаций, выступающих посредником при продаже, покупке товара - рабочей силы. Действительно, если на рынке труда спрос превышает предложение, то работодатель в стремлении укомплектовать именно свое производство будет вынужден согласиться с повышением оплаты труда.
Если правительство установит достаточно высокий уровень гаранти-рованной минимальной зарплаты, то это позволит не только повысить прожиточный уровень низкооплачиваемых работников и членов их семей, но и добиться более высокого уровня других работников, занятых более
сложным квалифицированным и ответственным трудом.
Таблица 1.1- Системы оплаты труда: преимущества и недостатки
Система оплаты труда |
Преимущества |
Недостатки |
Повременная оплата |
Простая и дешевая система для регулирования эффективности/ производительности Простая для понимания сотрудниками |
Ограниченные возможности для поощрения |
| ||
получения заработка сотрудниками |
улучшений результатов работы | |
Сдельная оплата |
Высокое стимулирование усилий |
Тенденция к изменению заработной платы |
Оплата за заслуги |
Метод, позволяющий вознаграждать качества,
которые не вознаграждаются при использовании
других систем |
Трудности при определении критериев
результативности некоторых сотрудников |
Источник – собственная разработка [4].
Характер «преимуществ» и «недостатков», приведенных в таблице, структурно показывает сильные и слабые стороны различных видов систем оплаты труда обычно с управленческой точки зрения. Научные исследования предоставили для этих списков материалы, показывающие, как, когда и где могут возникать на практике такие операционные трудности и преимущества. В последние годы, например, популярность оплаты труда по индивидуальным результатам работы поддерживается благодаря концентрации внимания на взаимосвязанных с нею проблемах[4].
Таким образом, можно сделать вывод, что оплата труда работников представляет собой организационно – экономический механизм определения многофакторной цены труда.
Рабочая сила является товаром, стоимость которого зависит от множества факторов. Цена рабочей силы - это сумма выплачиваемой работнику основной и дополнительной заработной платы и других денежных выплат и различных дотаций, используемых работником на потребление.
Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь осуществляется на основе Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы», постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 августа 1996 г. № 521 «О состоянии работы в отраслях экономики по государственному регулированию заработной платы» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» суть которых заключается следующем:
1.Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» с последую-щими изменениями и дополнениями.
Наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности.
2. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 августа 1996 г. № 521 «О состоянии работы в отраслях экономики по государственному регулированию заработной платы» с последующими изменениями и дополнениями.
Установлено, что руководителям коммерческих организаций и структурных подразделений этих организаций не начисляются и не выплачиваются все виды премий и вознаграждений при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по организации в целом, а также задолженности по выплате заработной платы.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» с последующими изменениями и дополнениями.
Установлено, что субъекты хозяйствования всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате, не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавки и доплаты в период до погашения задолженности[5].
Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Переход экономики к рыночным отношениям вносит существенные изменения в со-держание, направление и методы регулирования. Если плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства.
В 1991г. была сделана попытка перейти к рыночным принципам оплаты труда, когда в Законе «О предприятиях» и других законодательных актах были обозначены права предприятий и определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда как основному источнику доходов в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров Республики Беларусь в октябре 1991г.
Новая Концепция реформы оплаты труда, принятия Правительством в 1995 г., закрепила механизм управления заработной платой в условиях рыночных отношений на основе сочетания государственного и договорного регулирования, что определялось Кодексом законов о труде Республики Беларусь, Законом «О коллективных договорах и соглашений» , другими нормативными документами[6.с.654-656].
Оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь [7].
Правовое регулирование заработной платы осуществляется с помощью двух основных методов: государственного (централизованного) и договорного (локального, децентрализованного).
Государственное регулирование включает прямое и косвенное регулирование заработной платы.