Государственное регулирование заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ заработной платы и анализ проблем совершенствования процесса регулирования заработной платы в Республике Беларусь.
Для реализации целей данной курсовой работы поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность, функции, виды и принципы заработной платы;
- изучить механизм регулирования заработной платы;
-исследовать анализ уровня, динамики и дифференциации заработной платы;

Содержание работы

Введение…..…………………………………………………………. .…..............5
1. Механизмы регулирования заработной платы…..…………………………...7
1.1. Сущность, виды, принципы и функции заработной платы............. 7
1.2. Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь……………………………………………………………….………….14
2.Анализ основных инструментов и методов регулирования оплаты труда в Республике Беларусь .........................................................................…..……….19
2.1. Основные инструменты и методы регулирования оплаты труда в Республике Беларусь…………………………………………………………….19
2.2. Анализ уровня, динамики и дифференциации заработной
платы …………………………………………………………………………….24
3. Проблемы и перспективы совершенствования процесса регулирования заработной платы…..…………………….……………………………………... 31
3.1. Проблемы и перспективы государственного регулирования
заработной платы в Республике Беларусь..........................................................31
Заключение……………………………………………………………………....36
Список использованных источников………………………………..…………38

Файлы: 1 файл

Ernepesova__Gosudarstvenoe_regulirovanie_zarabotnoy_platy.docx

— 126.51 Кб (Скачать файл)

С принятием Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» коренным образом изменился механизм регулирования оплаты труда в реальном секторе экономики. Была определена необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда путем перехода от обязательного применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь к её рекомендательному характеру. Субъектам предпринимательской деятельности в области оплаты труда предоставлены широкие права и возможности в применении различных систем оплаты труда, в том числе и с использованием зарубежного опыта.

Министерством труда пересмотрена практически вся нормативная правовая база, регулирующая оплату труда в реальном секторе экономики.

В связи с либерализацией оплаты труда и расширением прав нанимателей в установлении гибких систем оплаты труда значительно возросла роль специалистов, занятых вопросами организации оплаты труда.

За период 2012-2014 годы принят ряд Рекомендаций, призванных оказывать методическую помощь руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими работы по совершенствованию действующих и внедрению новых систем оплаты труда, которые носят межотраслевой характер и могут использоваться указанными организациями независимо от формы собственности и осуществляемых видов экономической деятельности.

С целью повышения уровня заработной платы работников бюджетных организаций и частичной компенсации расходов, вызванных ростом индекса потребительских цен за прошедший период времени, Правительством Республики Беларусь приняты решения о повышении размера тарифной ставки первого разряда в 2014 году:

- с 1 апреля 2014 г. с 260,0 до 262,0 тыс. рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2014 г. № 256);

- с 1 мая 2014 г. с 262,0 до 275,0 тыс. рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2014 г. № 256).

Размеры корректирующих коэффициентов, участвующих в формировании заработной платы работников бюджетных организаций, установлены с 1 января 2013 г. (постановление Министерства труда и социальной защиты от 14 января 2013 г. № 8).

При этом при повышении тарифной ставки первого разряда с 1 апреля и 1 мая 2014 г. размеры корректирующих коэффициентов не изменились.

Таким образом, принятые Правительством Республики Беларусь меры позволят:

- усилить социальную защиту работников организаций, как реального сектора экономики, так и бюджетной сферы;

- обеспечить размер минимальной заработной платы на уровне не менее трети средней заработной платы в целом по республике за отчётный период;

- повысить заработную плату работников бюджетной сферы [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что для оплаты труда предприятием разрабатываются специальные тарифные сетки. Предприятия самостоятельно разрабатывают тарифные сетки, беря за основу Единую тарифную сетку, утвержденную правительством.

Министерством труда пересмотрена практически вся нормативная правовая база, регулирующая оплату труда в реальном секторе экономики.

Для регулирования организации оплаты труда на отраслевом уровне между руководителями отрасли и профсоюзом работников отрасли заключаются отраслевые тарифные соглашения. Подоходный налог является инструментом перераспределения доходов граждан.

 

 2.2. Анализ уровня, динамики и дифференциации заработной платы

 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-августе 2014 г. составила – 5922,4 тыс. руб., в том числе в августе - 6364,5 тыс. руб.

В августе 2014 г. её уровень у работников промышленности составил 6937,1 тыс. руб., строительства – 8598,2 тыс. руб., транспорта – 7418,4 тыс. руб., связи – 6834,7 тыс. руб., сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях – 5211,5 тыс. руб.

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за январь-август 2014 г. составила 4329,8 тыс. руб., в том числе в августе - 4398,4 тыс. руб. (рис.2.1). В августе 2014 г. среднемесячная заработная плата врачей составила 7215,1 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава - 5797,3 тыс. руб., учителей - 4393,6 тыс. руб.

Дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за январь-август 2014 года составила 4,6 раза (в январе-августе 2013 года – 4,2 раза).

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1-Уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы      работников бюджетных организаций в 2013-2014 годах. Источник [13]

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе–июле 2014 г. составила 5 860,8 тыс. рублей, в том числе в июле – 6 455,3 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с июнем 2014 г. на 4,1%, или на 256,7тыс. рублей. 

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе–июле 2014 г. по сравнению с январем–июлем 2013 г. увеличилась на 2,3%, в июле 2014 г. по сравнению с июнем 2014 г. увеличилась на 3,2%. 

В июле 2014 г. в промышленности средняя заработная плата составила 6 953,2 тыс. рублей, в строительстве – 8 488, 6 тыс., на транспорте и связи – 7 379 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 5 343,1 тыс., в образовании – 4 036,1 тыс., в том числе учителей – 4 692,3 тыс., профессорско-преподавательского состава  –6 615,5 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в июле 2014 г. сложилась в размере   4 650,5 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 4 797,5 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 7 711,9 тыс., среднего медицинского персонала – 4 665,2 тыс. рублей.

Начисление среднемесячной заработной платы  за период январь – июль 2014 года и изменение реальной заработной платы  (в процентах к предыдущему году) всех работников Республики Беларусь по областям и г. Минску по всем отраслям можно предоставить следующими данными (таб.2.1;таб.2.2) [13].

 

 

Таблица 2.1 - Начисленная среднемесячная заработная плата  работников  Республики Беларусь по областям и г. Минску 

 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата, рублей

Изменение реальной заработной платы к соответствующему 
периоду предыдущего года, %

январь-июль 
2014 г.

июль 
2014 г.

январь-июль 
2014 г.

июль 
2014 г.

Республика Беларусь

5 860 839

6 455 276

102,3

98,7

Области:

       

Брестская

5 117 585

5 734 879

102,4

99,7

Витебская

5 178 768

5 710 872

101,3

97,9

Гомельская

5 525 165

6 122 951

101,0

98,2

Гродненская

5 263 670

5 846 191

102,3

98,7

г. Минск

7 774 943

8 296 016

104,6

98,9

Минская

5 788 481

6 548 231

100,7

99,1

Могилевская

5 160 970

5 729 348

100,3

96,9





 Источник – собственная разработка [13].

 

Таким образом, номинальная среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь за январь – июль 2014г. составила 5 860 839 руб., за июль 6 455 276руб., а изменение реальной заработной платы к соответствующему периоду предыдущего года за январь – июль составила 102,3 % ,а за июль 98,7%.

 

Таблица 2. 2 - Изменение реальной заработной платы работников по областям и г. Минску

         (в процентах к предыдущему году)

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

 Республика 
  Беларусь

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0 

101,9

121,5

116,4

Области:

               

Брестская

117,6

109,2

108,1

101,2

116,0 

98,8

121,5

117,6

Витебская

116,8

107,7

107,4

100,4

115,3 

102,3

121,8

115,0

Гомельская

116,1

108,0

107,7

99,8

115,3 

101,4

123,4

115,8

Гродненская

117,5

109,4

108,8

99,8

114,6 

101,3

120,8

117,4

г. Минск

117,5

112,3

111,2

101,3

112,9 

102,1

119,5

117,7

Минская

115,9

109,8

108,8

99,5

117,2 

103,7

122,4

114,6

Могилевская

120,3

109,6

106,4

97,3

117,1 

102,5

123,1

114,2





Источник – собственная разработка [13].

 

Таким образом, реальная заработная плата в 2006 г. выше по сравнению с 2013г. Мы видим, что с каждым годом заработная плата работников уменьшалась , а в 2012 г. по сравнению с другими годами  увеличился на 121,5%.

Средняя заработная плата всех работников Республики Беларусь по всем отраслям за период от 2011 г. по 2014г. по месяцам составила:

 

Таблица 2.3-Средняя заработная плата работников в 2011-2014гг.

 

Месяц

             Средняя зарплата в белорусских рублях

 

  2011

 2012

 2013

2014

 

Январь

1 409 625

2 880 585

4 368 023

5 322 441

 

Февраль

1 439 301

2 964 249

4 504 840

5 389 193

 

Март

1 537 200

3 159 627

4 692 789

5 753 101

 

Апрель

1 563 393

3 252 689

4 888 296

5 860 652

 

Май

1 648 669

3 559 648

4 988 338

6 055 941

 

Июнь

1 782 857

3 752 118

5 159 884

6 198 540

 

Июль

1 854 517

3 925 900

5 450 175

6 455 276

 

Август

1 992 310

4 084 895

5 547 075

6 364 471

 

Сентябрь

2 269 112

4 096 741

5 374 793

6 335 320

 

Октябрь

2 318 000

4 228 447

5 477 569

   

Ноябрь

2 439 681

4 244 270

5 348 781

   

Декабрь

2 877 658

4 741 282

5 854 664

   

Источник – собственная разработка [14].

 

Таким образом, средняя заработная плата в Республике Беларусь 2014г по месяцам увеличился по сравнению с другими годами.

Динамика изменения средней заработной платы всех работников Республики Беларусь за период 2011-2014гг.

 

Рисунок 2.2-Динамика изменения средней заработной платы за период 2011-2014гг       Источник [14]

 

В январе-августе 2013 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в целом по республике составила 4952,5 тыс. руб. или 565,9 долларов и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. на 43,2%, что выше темпов роста предусмотренных прогнозом на 2013 г. (124,7%), в том числе в августе – 5547,1 тыс. руб. или 621,2 долларов и увеличилась по сравнению с августом 2012 г. на 35,4%.

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы