Государственное регулирование заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ заработной платы и анализ проблем совершенствования процесса регулирования заработной платы в Республике Беларусь.
Для реализации целей данной курсовой работы поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность, функции, виды и принципы заработной платы;
- изучить механизм регулирования заработной платы;
-исследовать анализ уровня, динамики и дифференциации заработной платы;

Содержание работы

Введение…..…………………………………………………………. .…..............5
1. Механизмы регулирования заработной платы…..…………………………...7
1.1. Сущность, виды, принципы и функции заработной платы............. 7
1.2. Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь……………………………………………………………….………….14
2.Анализ основных инструментов и методов регулирования оплаты труда в Республике Беларусь .........................................................................…..……….19
2.1. Основные инструменты и методы регулирования оплаты труда в Республике Беларусь…………………………………………………………….19
2.2. Анализ уровня, динамики и дифференциации заработной
платы …………………………………………………………………………….24
3. Проблемы и перспективы совершенствования процесса регулирования заработной платы…..…………………….……………………………………... 31
3.1. Проблемы и перспективы государственного регулирования
заработной платы в Республике Беларусь..........................................................31
Заключение……………………………………………………………………....36
Список использованных источников………………………………..…………38

Файлы: 1 файл

Ernepesova__Gosudarstvenoe_regulirovanie_zarabotnoy_platy.docx

— 126.51 Кб (Скачать файл)

При прямом государственном регулировании в централизованном порядке устанавливаются основы тарифной системы, минимальный месячный размер оплаты труда, минимальные размеры оплаты труда при отклонении от нормальных условий, на которые рассчитаны тарифы, гарантии в области оплаты труда и т.д.

Косвенное государственное регулирование заработной платы осуществляется через налоговые механизмы: налоги на доходы предприятия и на доходы работника.

Договорное регулирование заработной платы основано на общих и отраслевых нормах оплаты труда работников, призвано отразить специфику организации производства данной отрасли, организации и особенности условий труда работников, занятых в них. Договорное регулирование включает два уровня: коллективный и индивидуальный. Коллективный уровень имеет две правовые формы (социально-партнерские соглашения и коллективный договор). Индивидуальный уровень осуществляется между работником и нанимателем на основании трудовых договоров (контрактов).

Правовая охрана заработной платы – совокупность норм, обеспечивающих неприкосновенность заработной платы, недопустимость ограничения ее размеров и задержки выплаты, гарантированность выплаты заработной платы в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, свободу распоряжения заработной платой.

Одним из способов государственного регулирования охраны заработной платы является ответственность за несоблюдение сроков выплаты заработной платы[8].

Условия оплаты труда работников бюджетной сферы в настоящее время достаточно полно разработаны, и система оплаты труда работников данной сферы проходит этап совершенствования, связанный с необходимостью, как повышения благосостояния работников, так и усиления зависимости размера заработной платы от результатов труда.

В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы и системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Базой формирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы является размер тарифной ставки первого разряда, которая устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Оплата труда членов временных научных коллективов осуществляется на договорной основе. Научный работник, работающий в государственной научной организации, имеет право работать во временных научных коллективах и по совместительству с дополнительной оплатой.

Оплата труда научного работника в научных организациях негосударственных форм собственности осуществляется по соглашению сторон. Кроме того, определена необходимость поэтапного повышения среднемесячной заработной платы научным и научно-педагогическим работникам с тем, чтобы она была как минимум в полтора раза выше среднемесячной заработной платы в промышленности[9].

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 2 июня 2014 г. было принято постановление № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47» (далее — постановление № 31).

Постановлением № 31 изменены, уточнены и откорректированы в соответствии с действующим законодательством и практикой применения отдельные нормы Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка» .

Нормы постановления № 31 вступили в силу с 25 июля 2014 г. Следовательно, начиная с этой даты расчет среднего заработка, сохраняемого работникам в случаях, предусмотренных Инструкцией № 47, необходимо производить в соответствии с ее нормами с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением № 31 [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из способов государственного регулирования охраны заработной платы является ответственность за несоблюдение сроков выплаты заработной платы. Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Переход экономики к рыночным отношениям вносит существенные изменения в содержание, направление и методы регулирования. Оплата труда членов временных научных коллективов осуществляется на договорной основе.

Таким образом, можно сделать вывод, что рабочая сила является товаром, стоимость которого зависит от множества факторов. Цена рабочей силы - это сумма выплачиваемой работнику основной и дополнительной заработной платы и других денежных выплат и различных дотаций, используемых работником на потребление. Формы  и системы заработной платы являются необходимым элементом организации оплаты труда. Они определяют порядок начисления заработок отдельным работникам или их группам в зависимости от количества , качества и результатов труда.

Государственное регулирование включает прямое и косвенное регулирование заработной платы.

Договорное регулирование заработной платы основано на общих и отраслевых нормах оплаты труда работников, призвано отразить специфику организации производства данной отрасли, организации и особенности условий труда работников, занятых в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1. Основные инструменты и методы регулирования оплаты труда в Республике Беларусь

 

Методами регулирования оплаты труда являются:

-государственное регулирование

-система социального партнерства

-рыночное саморегулирование

Государственное регулирование осуществляется на основе законов и законодательных актов посредством установления социальных нормативов:

- минимальной заработной платы;

- минимального потребительского бюджета;

- бюджета прожиточного минимума;

- индексации заработной платы;

- тарифной системы и других элементов.

Когда государство само выступает в роли нанимателя (работодателя), оно осуществляет прямое регулирование заработной платы. Условия труда при этом определяются нормативными актами – для работников бюджетных отраслей , работников органов государственного управления, руководителей государственных организаций, с которыми заключены трудовые контракты.

Косвенное  государственное регулирование заработной платы проявляется в налогообложении (ставки подоходного налога).

Минимальная заработная плата – это норматив, определяющий минимального допустимый уровень денежных или (и) натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу.

В соответствии с Конвенции международной организации труда « Об установлении минимальной заработной платы» при установлении минимальной заработной платы государство должно учитывать :

- потребности трудящихся и их семей , принимая во внимание уровень средней заработной платы в стране;

- стоимость жизни;

- социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;

- экономические соображения , включая требования экономического развития;

- уровень производительности и желательности достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Минимальная потребительский бюджет (МПБ) – денежная оценка минимальных благ и услуг , обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность не-трудоспособных членов общество. МПБ рассчитывается на основе потреби-тельской корзины.

Потребительская корзина – научно обоснованный , сбалансированный набор товаров и услуг, который удовлетворяет конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени , исходя конкретных условий и особенностей , сложившихся в Республике Беларусь.

Структура потребительской корзины :

- расходы на питание ;

- одежда, белье и обувь;

- лекарства, предметы санитарии и гигиены;

- жилье, коммунальные услуги;

- бытовые услуги, транспорт , связь;

- содержание детей в дошкольном учреждении;

- обязательные платежи, взносы.

Прожиточный минимум – набор материальных благ и услуг , необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранности его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума , а также обязательные платежи и взносы.

Индексация заработной платы – метод компенсации уменьшения доходов граждан в случае повышение цен, приводящего к снижению уровня жизни. Индексация  заработной платы может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов).

Тарифная система – совокупность нормативов, определяющих дифференциацию и регулирование оплаты труда различных групп работников в зависимости:

- от сложности, интенсивности труда и уровня квалификации;

- особенностей видов работ, производств и отраслей экономики, в которых заняты работники.

 Система социального партнерства базируется на взаимодействии органов государственного управления , объединений предпринимателей , профессиональных союзов и иных представительных органов работников, которые уполномочены, в соответствии с актами законодательства, представлять  их интересы.

Система социального партнерства включает следующие элементы договорного регулирования:

- генеральное соглашение;

- отраслевое соглашение;

- региональные (территориальные) соглашение;

- коллективный договор;

- индивидуальный трудовой договор.

Рыночное саморегулирование базируется на соотношении спроса и предложения на рынке труда. Условия возникновения рынка труда :

- личная свобода товара производителя;

- наличие у работника права распоряжаться своей способностью к труду;

- прямое и опосредованное отчуждение работника от средств производства;

- заинтересованность собственника средств производства в их максимальном использовании[1,с.188-192].

В 1999 году был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». Прожиточный минимум характеризуется как минимально необходимый набор товаров и услуг. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) устанавливается в текущих ценах и так же, как и МПБ, утверждается Постановлением Совета Министров. БПМ по своей величине меньше МПБ и составляет примерно 60% от него. Бюджет прожиточного минимума служит ориентиром для отнесения семей к малообеспеченным и является, например, нормативом для определения размера удержания с нанимателей минимального размера заработной платы в бесспорном порядке при ее задержке (в настоящее время в размере 1,5 бюджета прожиточного минимума) и т.д.

Функциями государственного регулирования заработной платы являются также разработка и внедрение Единой тарифной сетки (ЕТС), обеспечивающей достижение социальной справедливости в оплате труда путем дифференциации ставок и окладов в зависимости от сложности труда и квалификации работников. Единая тарифная сетка должна быть применена на предприятиях и в организациях любых форм собственности в качестве со измерителя труда различной сложности. ЕТС - это документ в виде таблицы, содержащий перечень тарифных коэффициентов в разрезе 23 тарифных разрядов с дифференциацией в зависимости от уровня квалификации, образования и должности.

Тарифный коэффициент конкретного разряда показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше ставки 1-го разряда. 
Еще одним направлением государственного регулирования оплаты труда является заключение Генерального тарифного соглашения между правительством и республиканской организацией профсоюзов, в котором правительство берет на себя обязательства по обеспечению гарантий в области оплаты труда.

Для регулирования организации оплаты труда на отраслевом уровне между руководителями отрасли и профсоюзом работников отрасли заключаются отраслевые тарифные соглашения. В них должны найти отражение такие вопросы, как система тарифных ставок и окладов, система льгот и социальных гарантий, меры, обеспечивающие необходимые темпы роста производительности труда.

 Еще одним направлением государственного регулирования оплаты труда является налоговое регулирование, которое реализуется через Закон «О подоходном налоге с физических лиц». Подоходный налог является инструментом перераспределения доходов граждан.

Для оплаты труда предприятием разрабатываются специальные тарифные сетки. Тарифная сетка – это совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, действующих на предприятии. Предприятия самостоятельно разрабатывают тарифные сетки, беря за основу Единую тарифную сетку, утвержденную правительством.

Как тарифные ставки, так и должностные оклады включают только оплату, учитывающую сложность выполняемой работы и квалификацию работника.

Условия, тяжесть, напряженность труда, значимость, региональные особенности, количественные и качественные результаты труда учитываются посредством надбавок, доплат, премий. Регулирование заработной платы на предприятии осуществляется коллективным договором, в который включается Положение об оплате труда. В нем отражаются формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов, доплат и надбавок к ним, индексации заработной платы, оговариваются условия материального стимулирования, выплаты вознаграждений, дивидендов. В соответствии с коллективным договором устанавливаются гарантии в области оплаты труда для сокращаемых работников, дополнительные льготы и компенсации женщинам-работницам, работающим подросткам [11].

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы: тенденции, проблемы и перспективы