Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….5
Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8
1.1.Экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике…………………15
1.3.Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………………………………………………………………26
2. Формы и методы бюджетного регулирования……………………………...37
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь………………43
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованных источников………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

         по дисциплине: Макроэкономика

        на тему: Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

факультета менеджмента 

2 курса группы 11-ЗКА                                               Дрожжа Н. И.

 

 

Руководитель             ________________      _________________________

 

 

 

 

Минск 2013

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 56 с., 5 рис., 1 табл., 21 источник,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ, БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Объект исследования – бюджетная политика Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный механизм в Республике Беларусь, его формы и методы.

Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнение, описание, логический и исторический методы.

Исследования  и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов, раскрыта сущность государственного бюджета, произведен анализ основных направлений бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе, рассмотрено формирование доходов и расходов в рыночной экономике, определены методы бюджетного регулирования, а также пути сбалансирования государственного бюджета.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

_______________________

     (подпись студента)

 

ZUSAMMENFASSUNG

Course work: 56, 5 in Fig., 1 tab. 21 sources.

STAATSHAUSHALT EINNAHMEN UND AUSGABEN DES STAATSHAUSHALTS SIND, DAS GLEICHGEWICHT, DIE BUDGET-REGULIERUNG, BUDGET-POLITIK

Gegenstand der Forschung - ein Budget-Politik der Republik Belarus.

Gegenstand der Forschung - Budget-Mechanismus in der Republik Belarus, seine Formen und Techniken.

Das Ziel der Arbeit: die Analyse Staatshaushalt als wichtiges Element des Finanzsystems der Gesellschaft, die wichtigsten Merkmale der Haushalts-System und Budget-Prozess, die Identifizierung der wichtigsten Probleme in der Funktionsweise des Haushalts-Mechanismus und eine Betrachtung der öffentlichen Verschuldung.

Methoden: Analyse und Synthese, Synthese, Vergleich, Beschreibung, logische und historische Methoden.

Forschung und Entwicklung: auf der Grundlage der Verallgemeinerung der verschiedenen theoretischen Ansätze, offenbart die Essenz des Staatshaushalts, wird eine Analyse der wichtigsten Richtungen der Haushalts-Politik der Republik Belarus in der gegenwärtigen Phase, wird die Bildung der Einkommen und der Kosten in der Marktwirtschaft, definiert Methoden Budget-Regulierung, sondern auch den Weg сбалансирования State Budget.

Bereich der möglichen praktischen Anwendung: die Ergebnisse von Studien-Arbeit, die verwendet werden können bei der Untersuchung des «Makro Economy».

 

_______________________

(Unterschrift des Studenten)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение………………………………………………………………..……….5

  1. Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8

1.1.Экономическая сущность  и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8

1.2.Доходы  и расходы  бюджета в рыночной экономике…………………15

1.3.Проблемы сбалансированности  государственного бюджета………………………………………………………………………26

2. Формы и методы бюджетного  регулирования……………………………...37

3. Особенности бюджетной  политики в Республике Беларусь………………43

Заключение……………………………………………………………………...49

Список использованных источников………………………………………….50

Приложение А…………………………………………………………………..52

Приложение Б…………………………………………………………………...53

Приложение В…………………………………………………………………...54

Приложение Г…………………………………………………………………...55

     Приложение Д…………………………………………………………………...56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Бюджетный дефицит и наличие государственного долга побуждает государство увеличить налогообложение, усилить налоговое бремя, уменьшить финансирование для всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование  т.д., достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование государственного и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления и отчисления во внебюджетные социальные фонды.

 Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет, неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику, без существенных  потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких вопросах пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. С помощью государственного бюджета, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально - ориентировочную политику.

Таким образом, бюджет, его  формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.

Целью моей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1) раскрыть понятие государственного  бюджета, бюджетное устройство  в Республике Беларусь;

2) проанализировать формирование  доходной части государственного бюджета и налоговой политики в Республике Беларусь;

3) проанализировать формирование  расходной части государственного  бюджета;

4) раскрыть понятие и  виды бюджетных дефицитов, бюджетного  излишка, сбалансированности бюджета;

5) рассмотреть способы  финансирования дефицита государственного  бюджета;

6) раскрыть проблемы государственного  долга.

Объектом исследования в  курсовой работе является бюджетная  политика Республики Беларусь.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета, его сущность, анализируется бюджетное устройство Республики Беларусь, структура государственного бюджета нашей страны, проводится анализ доходной и расходной частей бюджета, раскрываются проблемы сбалансирования государственного бюджета. Во второй главе рассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности Республики Беларусь. В третьей главе раскрываются особенности бюджетной политики в Республике Беларусь.

В ходе выполнения курсовой работы широко использовалась литература и периодические издания по предмету «Государственный бюджет», Закон о  бюджете Республики Беларусь на 2011-2012 гг., различные статистические материалы, предоставленные Министерством  финансов и Министерством статистики и анализа, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные  исследуемым проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

1.1.Экономическая  сущность и функции государственного  бюджета

 

Основным звеном финансовой системы является государственный  бюджет, что обусловлено его содержанием  и значимостью в экономической, политической и социальной жизни  общества. Как неотъемлемая часть  общегосударственных финансов, бюджет возникает и действует там, где  существует государство и развитые товарно-денежные отношения.

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с использованием и образованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету, государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. [13]

Через государство и местные  бюджеты распределяется около 70% национального  дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи  и налоги от предприятий государственной  формы собственности.

По данным Белстата, валовой внутренний продукт за январь-сентябрь 2012 года составил в текущих ценах 367,2 трлн. руб. и увеличился по сравнению с отчетным периодом 2011 года на 2,5% в сопоставимых ценах. Основным источником роста валового внутреннего продукта стало динамичное развитие промышленного производства. Его объем увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,7%. Розничный объем товарооборота вырос на 11,7%. Инвестиции в основной капитал сократились на 12,8%. Инфляция на потребительском рынке за 9 месяцев составила 16,1%. [Приложение А.]

Сущность государственного бюджета страны определяется ее социально-экономическим  слоем, природой, задачами и функциями  государства.

Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования – безвозмездного, безвозвратного отпуска средств  на конкретные сферы и мероприятия  и бюджетных вложений на коммерческой основе. [3]

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы  страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и  использования денежных средств, для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

Проявление распределительной  функции обусловлено тем, что  в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного  распределения и перераспределения  является чистый доход, получаемый в  обществе. Между тем, это не исключает  возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта (подоходный налог  с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств, в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств, происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция  бюджета используется также для  вмешательства государства в  процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной  деятельности предприятий, ускорения  темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство  воздействует не только на перераспределение  национального дохода, но и на его  производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации  экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь