Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….5
Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8
1.1.Экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике…………………15
1.3.Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………………………………………………………………26
2. Формы и методы бюджетного регулирования……………………………...37
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь………………43
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованных источников………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.96 Кб (Скачать файл)

Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых средств между различными подразделениями общественного  производства и слоями населения. Важно  отметить, что ни одно из звеньев  финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской  бюджет и др.) перераспределения  денежных средств, как бюджет.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно ¾  через формирование и использование  денежных средств государства ¾  отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и  потреблением совокупного общественного  продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального  дохода.

Функция обеспечения существования  государства  ставит своей задачей  создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата   управления страной, президентской  власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

Для выполнения своих функций  государственному бюджету требуется  разветвленная сеть звеньев, которая  обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных и  внебюджетных фондах» представляет бюджет как «основной финансовый план формирования и использования  денежных средств, для обеспечения  функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих  административно-территориальных единиц…» [7. ст.10]

Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое большое значение.

Государственный бюджет, а  точнее, дефицит бюджета может  служить своеобразным индикатором  здоровья экономики. При его существовании можно говорить о хороших экономических показателях, достигнутых страной.

Государственный бюджет – баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет содержит:

- перечень программ расходов: на образование, на оборону  и т.д.

- перечень источников получения доходов. [7. ст.11]

В Республике Беларусь государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Развитие государственного бюджета в Республике Беларусь требует  совершенствования основных направлений  бюджетного регулирования, среди которых  можно выделить следующие:

1.  применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многотоварному составлению проекта бюджета; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;

2.   проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);

3.    совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения. [12]

Организация и принципы системы  бюджетов, взаимоотношения между  ними, бюджетные права и бюджетного устройства. Оно определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, а также государственной политикой.

В бюджетную систему Республики Беларусь, как самостоятельные части, включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. [7.ст.6]

Местные бюджеты делятся  на:

    • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
    • бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
    • бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Доходы местных бюджетов в 2012 году составили 66,3 трлн. рублей, что на 27,3% больше чем в 2011.

Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 61,4 трлн. рублей, что на 26,1% больше чем в 2011 году.

Консолидированный бюджет –  совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующий административно-территориальной  единицы.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного  подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь.  

Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

- единства;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- гласности;

- самостоятельности бюджетов;

- эффективности использования  бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- достоверности;

- адресности и целевого  назначения бюджетных средств;

- ответственности участков бюджетного процесса (7.ст.8)

Единство бюджетной системы  основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование  регулирующих доходов, создание целевых  бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов  и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов  депутатов о соответствующем  местном бюджете на очередной  финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Республиканский бюджет и  местные бюджеты всех уровней  являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются  соответствующие государственные  органы.

По данным Минфина в  республиканский бюджет поступило 66,8 трлн. рублей, что на 19,1% (в реальном выражении) больше чем в 2011 году. Расходы  республиканского бюджета за 2012 год  профинансированы на 66,7 трлн. рублей, что  на 27,4% больше чем в 2011 году.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные, исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджетов все участники  бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или  достижения максимального результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются  на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей  административно-территориальной единицы  Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности  участников бюджетного процесса заключается  в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность  за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса. [7 ст.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Доходы  и  расходы бюджета в рыночной  экономике

 

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм - доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного  фонда денежных средств государства.

Планирование денежных средств  осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов  мобилизации государственных доходов. На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем уровням, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.

Состав и структура  доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой  государства, и формируется из налоговых  источников, которая  обеспечивает необходимый уровень доходов  для финансирования общегосударственных  мероприятий, не создавая чрезмерного  давления на субъекты хозяйствования и населения, сохраняя свою стимулирующую  функцию. При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета. Их величина в ВВП должна быть обоснована.

По итогам за 9 месяцев 2012 года доходы консолидированного бюджета  составили 112,5 трлн. рублей и увеличились  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,7% в реальном выражении. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6% ВВП, а в 2011 году 29,1% ВВП. [Приложение Б.]

В структуре консолидированного бюджета 59,5% составляют доходы республиканского бюджета и 40,8% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между  уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим  образом. По установленным нормативам между республиканскими и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, в уставных фондах, которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

         1. налоговые доходы;

         2. взносы на государственное социальное страхование;

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь