Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:45, курсовая работа
В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.
Введение………………………………………………………………..……….5
Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8
1.1.Экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике…………………15
1.3.Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………………………………………………………………26
2. Формы и методы бюджетного регулирования……………………………...37
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь………………43
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованных источников………………………………………….50
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый контроль осуществляется
за производством, распределением и
потреблением совокупного общественного
продукта и национального дохода,
за пропорциями, складывающимся в процессе
перераспределения
Функция обеспечения существования
государства ставит своей задачей
создание материально-финансовой базы
функционирования государства; содержание
аппарата управления страной, президентской
власти, законодательной и
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.
Закон Республики Беларусь
«О бюджетной системе Республики
Беларусь и государственных и
внебюджетных фондах» представляет
бюджет как «основной финансовый
план формирования и использования
денежных средств, для обеспечения
функций государственных
Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое большое значение.
Государственный бюджет, а точнее, дефицит бюджета может служить своеобразным индикатором здоровья экономики. При его существовании можно говорить о хороших экономических показателях, достигнутых страной.
Государственный бюджет – баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет содержит:
- перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.
- перечень источников получения доходов. [7. ст.11]
В Республике Беларусь государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Развитие государственного бюджета в Республике Беларусь требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:
1. применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многотоварному составлению проекта бюджета; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;
2. проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);
3. совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения. [12]
Организация и принципы системы
бюджетов, взаимоотношения между
ними, бюджетные права и бюджетного
устройства. Оно определяется административно-
В бюджетную систему Республики Беларусь, как самостоятельные части, включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. [7.ст.6]
Местные бюджеты делятся на:
Доходы местных бюджетов в 2012 году составили 66,3 трлн. рублей, что на 27,3% больше чем в 2011.
Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 61,4 трлн. рублей, что на 26,1% больше чем в 2011 году.
Консолидированный бюджет –
совокупность бюджетов Республики Беларусь
или ее соответствующий
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики
Беларусь и финансовые управления (отделы)
местных исполнительных и распорядительных
органов ежегодно составляют консолидированные
бюджеты соответственно Республики Беларусь
и административно-
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
- единства;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированности бюджетов;
- гласности;
- самостоятельности бюджетов;
- эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- достоверности;
- адресности и целевого назначения бюджетных средств;
- ответственности участков бюджетного процесса (7.ст.8)
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов обеспечивается
доведением до граждан через средства
массовой информации хода обсуждения
и принятия закона о бюджете Республики
Беларусь, решений местных Советов
депутатов о соответствующем
местном бюджете на очередной
финансовый (бюджетный) год. Утвержденные
бюджеты и отчеты об их исполнении
публикуются в печати, кроме сведений,
отнесенных к государственным секретам
в порядке, установленном
Республиканский бюджет и
местные бюджеты всех уровней
являются самостоятельными и отражают
доходы и расходы, которыми распоряжаются
соответствующие
По данным Минфина в республиканский бюджет поступило 66,8 трлн. рублей, что на 19,1% (в реальном выражении) больше чем в 2011 году. Расходы республиканского бюджета за 2012 год профинансированы на 66,7 трлн. рублей, что на 27,4% больше чем в 2011 году.
Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные, исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип достоверности бюджетов
означает, что бюджеты формируются
на основе обоснованных прогнозных макроэкономических
показателей социально-
Принцип адресности и целевого
назначения бюджетных средств означает,
что бюджетные средства выделяются
в распоряжение конкретных получателей
бюджетных средств с
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса. [7 ст.8]
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
Функционирование
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства.
Планирование денежных средств
осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе анализируются показатели
предварительного исполнения доходной
части бюджета за текущий год.
Проводится диагностика методов
мобилизации государственных
Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства, и формируется из налоговых источников, которая обеспечивает необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных мероприятий, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и населения, сохраняя свою стимулирующую функцию. При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета. Их величина в ВВП должна быть обоснована.
По итогам за 9 месяцев 2012
года доходы консолидированного бюджета
составили 112,5 трлн. рублей и увеличились
по сравнению с аналогичным
В структуре консолидированного
бюджета 59,5% составляют доходы республиканского
бюджета и 40,8% доходы местных бюджетов
(без учета безвозмездных
Доходы бюджета
1. налоговые доходы;
2. взносы на государственное социальное страхование;