Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….5
Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8
1.1.Экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике…………………15
1.3.Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………………………………………………………………26
2. Формы и методы бюджетного регулирования……………………………...37
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь………………43
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованных источников………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.96 Кб (Скачать файл)

Важным инструментом в  деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает  контроль со стороны казначейских органов  за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных  обязательств. Этим достигается недопущение  расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления  расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и  эффективным хозяйствованием в  бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов. [12]

В 2012 году экономика вошла  в состояние сбалансированного  развития, которое характеризуется  существенным снижением уровня инфляции, положительным сальдо внешней торговли, предсказуемостью курса национальной валюты, улучшением состояния платежного баланса. При прогнозе 5-5,5% ВВП вырос на 1,5%. Основной вклад в прирост ВВП оказала промышленность - он составил 1,8%, а также сельское хозяйство, транспорт, связь, поступления чистых налогов на продукты. Основными факторами роста в промышленности стали высокие объемы в нефтепереработке - 118,2%, химической промышленности - 119, 6%, производстве транспортных средств и оборудования - 114,9%. Меньше в физических объемах добыто нефти сырой, снизились позиции текстильного и швейного производства, меньше произвели обуви и изделий из кожи.

Ужесточение политики в денежно-кредитной  и налоговой сферах оказывало сдерживающее влияние на развитие инвестиционной деятельности. Весь 2012 год индекс инвестиций в основной капитал был отрицательным, по итогам 2012 года снижение инвестиций составило 14%. Заметную роль в отрицательной динамике играет то, что у нас остаются очень высокие ставки по кредитам. Ресурсы населения и собственные средства предприятий ограниченны.

Ситуация улучшилась более  чем на 5 млрд. USD. Индекс физического  объема поставляемой на экспорт продукции  вырос - 113,3%, экспортные цены практически  остались на уровне прошлого года - 100,1%.

Вопреки прогнозу на 2012 год, существенно повышены доходы населения: прирост реальной заработной платы  составил 20,6%.

Структура инвестиций по сравнению  с прошлыми годами, тем не менее, не поменялась. Удельный вес инвестиций в машины и оборудование составил 42%, и это меньше, чем в строительно-монтажные  работы (49%), причем там инвестиции осуществляются большей частью в строительные работы, а не в технологическое обновление.

Сальдо внешней торговли товарами и услугами складывается положительным, за январь - ноябрь оно было равным 3,3 млрд. USD. Это составило 6% ВВП при минус 1,8% ВВП в 2011 году.

Падение в оптовой торговле составило более 40%, несмотря на то, что розничный товарооборот вырос. Это во многом объясняет скромный прирост ВВП. [14]

В современной экономической теории существует несколько основных концепций сбалансированности бюджета:

  • Теория ежегодно балансируемого бюджета;
  • Теория циклического балансирования бюджета;
  • Теория автоматически стабилизирующейся экономической политики;
  • Теория компенсирующего бюджета;
  • Теория функциональных финансов. [13, с.7]

Теория ежегодно балансируемого бюджета строго закрепляет необходимость  соответствия бюджетных расходов и  доходов на ежегодной основе. Сбалансирование  бюджета может быть достигнуто путем  либо увеличения ставки налога, либо сокращения государственных расходов.     

Теория циклического балансирования бюджета предусматривает балансирование бюджета в течение определенного  экономического цикла (за период в несколько  лет). Это означает, что в период кризиса государство снижает  налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета.

Теория автоматически  стабилизирующейся экономической  политики предполагает балансирование бюджета в рамках экономического цикла. Данная теория делает попытку  сгладить один из недостатков предыдущей теории – учесть политический фактор.

Теория компенсирующего  бюджета полностью отходит от понятия сбалансированности бюджета  и не ставит это целью экономической  политики. Кредитное финансирование перестает быть чрезвычайной мерой. Заемные средства оцениваются как  вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого  государства.

Теория функциональных финансов пересекается с идеей о компенсирующемся бюджете, так как полностью оправдывает  растущий государственный долг как  инструмент стабилизации экономики.

Таким образом, современные  теории сбалансированности бюджета  во многом оправдывают появление  колоссального государственного долга.

 

  1. Формы и методы бюджетного регулирования

Важнейшим инструментом регулирования  развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования  бюджетных ресурсов непосредственно  вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется  в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Бюджетное регулирование - предоставление средств из государственных доходов или доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов. [15]

Целями бюджетного регулирования  являются обеспечение и поддержание  стабильности экономики, структурных  сдвигов, решение глобальных задач  функционирования и развития общества.

С помощью бюджета государство  пытается воздействовать на воспроизводственные  процессы, сгладить некоторые отрицательные  последствия действия стихийных  рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального  дохода, становиться важнейшим инструментом государственного регулирования. При  его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы.

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета  и налогов достигает определенного  эффекта при использовании прогрессивных  форм, методов образования доходов  бюджета и их расходования, постоянного контроля над данным процессом.

Применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию  для обеспечения возможности  выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

Эффективность использования  бюджетных методов регулирования  обусловливается тем, что они  гораздо легче поддаются корректированию  со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

В зависимости от целей  методы  бюджетного регулирования  могут подразделяться на четыре взаимосвязанные  сферы:

1. бюджетно-налоговое балансирование;

2. система налоговых льгот и преференций;

3. административное воздействие;

4. меры санкционированных действий. [17, c.131]

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

1. общегосударственный -  устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;

2.  межтерриториальный - регулирует уровень развития территорий;

3. межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

4. межгосударственный - регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

В целом  формы  и методы бюджетного регулирования в зависимости  от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений можно разделить на две группы:

1.формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

2.формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.[18, c.26]

В первую группу включаются: изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды; предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов; перераспределение  общегосударственных  доходов  и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;  передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих  доходных  источников;  предоставление трансфертов для  сбалансирования  доходов  и  расходов  региональных бюджетов и др.; резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов; регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

Реальные располагаемые  денежные доходы (за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные  на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе—ноябре 2012 года по сравнению с соответствующим  периодом 2011 года увеличились на 20,4%.

 Общий объем денежных  доходов населения за 11 месяцев  прошлого года составил 284,8 трлн. рублей. В их структуре преобладает  оплата труда — 63,9%, далее идут  доходы от предпринимательской  и иной деятельности — 10,1%, трансферты населению (пенсии, пособия,  стипендии и др.) — 21,5%, доходы  от собственности и др. — 4,5%.

 Денежные доходы в  расчете на душу населения  в январе—ноябре 2012 года составили  2 млн. 736,6 тыс. рублей в месяц  и превысили бюджет прожиточного  минимума в 3,4 раза (расчетная  величина бюджета прожиточного  минимума в среднем на душу  населения составила 816,2 тыс. рублей). [21]

Действительно, правительство  используют огромный арсенал методов  бюджетного регулирования экономики на микро - и макроуровне, среди которых к ведущим относятся те, которые формируют доходную часть бюджета страны:

а) методы, связанные с  видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или на определенный промежуток времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);

б) методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала,  развитие экспортного производства,  предпринимательства, НИОКР и пр. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям и компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; вычеты из налоговой базы расходов по НИОКР, льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции;  льготы предприятиям, создающим рабочие места; льготы иностранным инвесторам в "оффшорных зонах", налоговых гаванях и пр.);

в) методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов и пр.). [19, c.33]

Ко второй группе относятся  следующие формы и методы бюджетного регулирования:

1) финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сфера, управление и оборона:

- дотация – межбюджетные  трансферты, предоставляемые из  вышестоящего бюджета нижестоящему  бюджету в случае, если собственных  и регулирующих доходов недостаточно  для сбалансированности нижестоящего  бюджета;

- субсидии – бюджетные  трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях в финансировании (софинансировании) для производства и реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов;

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь