Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….5
Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8
1.1.Экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике…………………15
1.3.Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………………………………………………………………26
2. Формы и методы бюджетного регулирования……………………………...37
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь………………43
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованных источников………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.96 Кб (Скачать файл)

- субвенции – межбюджетные  трансферты, предоставляемые другому  бюджету на осуществление определенных целевых расходов. [7, ст.2]

2) выравнивание расходов  на отрасли непроизводственной  сферы в региональном разрезе:

-   принятие трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов;

- принятие единого для  всех территорий республики норматива  бюджетной обеспеченности в отраслях  непроизводственной сферы в расчете  на одного жителя;

- финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы.

3) перераспределение расходов  между уровнями бюджетной системы:

-    передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой;

- передача трансфертов  в качестве дополнительных источников  финансирования.

4) регулирование погашения  государственного долга (выплата  долгов и процентов по ним).

5) участие в формировании  доходов международных организаций,  бюджета Союзного государства  Беларуси и России.

Государство может применять  прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические  интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект  хозяйствования и ограничивают его  экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной  политики действуют обезличено и  направленны на управление мотивациями  и логическими действиями субъектов  хозяйствования для достижения, поставленных целей экономического развития. Косвенные  методы управления получили широкое  распространение. Соответственно методы являются важным элементом  бюджетной  политики государства, поскольку отражают качественную сторону бюджетной  деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных  взаимоотношений. [16, c.81]

Таким образом, практическая реализация бюджетной политики требует  применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых  осуществляется бюджетное регулирование  в рыночной экономике. При этом бюджетная  политика позволяет реализовать  основные функции государственной  власти, а налоговая обеспечивает  правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная  политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что  снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с  сокращением бюджетных расходов.

 

3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Республика Беларусь относится  к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов  государственного регулирования в  сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.

Приоритетными направлениями бюджетной политики являются:

1.реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально–экономических задач;

2.проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;

3.совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

4.дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства. [20]

За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси перетерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.

Ӏ этап – с ӀX в. до конца XӀӀ в. – характеризует зарождение бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе  Древнерусского государства. На этом этапе  закладываются основы бюджетного устройства, соответствующие отдельным периодам развития государства.

ӀӀ этап – с XӀӀӀ в. до конца XVӀӀӀ в. – отражает развитие государственного бюджета в Великом  княжестве Литовском, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. В течение этого периода продолжает формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осуществлен переход к налоговому государству. Доходы государственной казны увеличиваются за счет развития косвенного налогообложения, с развитием товарно-денежных отношений все больше платежей поступает в денежной форме, происходит трансформация бюджета в финансовую категорию. Вырабатывается механизм сбора государственных доходов и контроля их поступлений. Государственная казна формируется из натуральных и денежных податей и платежей. Доходы средневекового государства включали в себя добровольные дары, договорные домены, налоги и пошлины, доходы от верхового права на бесхозное имущество.

ӀӀӀ этап – с конца XVӀӀӀ  в. по 1919 г. – связан с формированием  бюджетов белорусских губерний в  составе России. На этом этапе формируется  многоуровневая бюджетная система: образуются местные бюджеты –  земские, городские, мирские, в них  впервые появляются расходы на хозяйственные  мероприятия территорий и социальные нужды населения. Укрепляется налоговая  система, широкое распространение  получают акцизы. Бюджеты белорусских  губерний участвуют в формировании общеимперских доходов.

ӀV этап – с 1919 г. по 1990 г. –  охватывает период развития бюджета  Белорусской Советской Социалистической Республики в основном в составе  СССР. На этом этапе проводится ряд мероприятий по реорганизации финансовых отношений на основе перестройки хозяйственного механизма, преобразования форм и методов руководства экономикой. Изменяются состав и структура доходов и расходов бюджета БССР, укрепляется доходная база местных бюджетов. Бюджетная система Беларуси формируется как часть единой бюджетной системы мощного государства, способная к самостоятельному функционированию.

V этап – с 1990 г. по  настоящее время – характеризует  развитие бюджета и формирование  национальной бюджетной системы  Беларуси в условиях суверенитета  республики и рыночных преобразований.

Бюджетная политика государства  в сжатом выражении – это выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению  приоритетов в финансировании государственных  расходов и регулированию дефицита бюджета. 

Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Более 70 лет бюджетная  политика осуществлялась на основе общих, в Советском Союзе, принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.

 С обретением Беларуси  суверенитета бюджетная политика  получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение  социально ориентированной рыночной  экономики – со всеми присущими  ей закономерностями развития  – предъявляет к бюджетной  политике государства требование  служить эффективным инструментом  регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики  в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.

За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.

Процесс консолидации в бюджете  ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

1.уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;  

2.уровень выполнения бюджетных обязательств;

3.величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

4.объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

5.уровень монетизации бюджетного дефицита;

6.величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

7.динамику валового внутреннего продукта;

8.уровень безработицы;

9.степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Поскольку основной инструмент формирования бюджетов — налоги, бюджетную  политику часто называют также фискальной политикой.

Задача бюджетной политики — выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут  быть следующие:

 а) величина дефицита  бюджета или же отсутствие  такового;

 б) размеры или отсутствие  государственного долга, а также  время, отводимое на его погашение;

 в) определение долей  республики и регионов в доходах  и расходах бюджета, соотношение  основных разделов бюджета и  т. д.

Бюджетная политика может  быть более мягкой и более жесткой. Она должна способствовать устойчивому  и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации  сбора налогов и рационального  планирования государственных расходов. Как правило, эта цель достигается  при условии минимизации дефицита государственного бюджета и накопленного государственного долга.

Таким образом, анализ бюджетной  политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно  важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие  бюджет оказывает через соответствующие  группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета. Показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, которое отражено в их классификации.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь