Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….5
Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8
1.1.Экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике…………………15
1.3.Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………………………………………………………………26
2. Формы и методы бюджетного регулирования……………………………...37
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь………………43
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованных источников………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.96 Кб (Скачать файл)

Государственный долг выступает  в двух основных формах – государственные  ценные  бумаги и записи на бухгалтерских  счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны и анонимны, они могут свободно общаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступать и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга. [10]

Государственный долг Беларуси на 1 января достиг 128,8 трлн. рублей и  вырос по сравнению с началом 2012 года на 12,4 трлн. рублей, или на 10,6%.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

     Различают  следующие виды бюджетных дефицитов:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. 

 Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Циклический дефицит нередко  оценивается как разность между  фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

      Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытым дефицитом государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают следующее:

1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д. [11]

Для создания бюджетного дефицита существует много причин: спад производства, массовый выпуск денег, излишние неоправданные  социальные программы, оборот теневого капитала в огромных масштабах. К  важнейшим факторам, влияющим на бюджетный  дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП  в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции  и многое другое, что не поддается  учету.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные  займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ – это выпуск денег (эмиссия). В настоящее время эмиссия существует посредствам создания резервов коммерческих банков.

      В экономической  теории различают несколько концептуальных  подходов к проблеме бюджетного  дефицита и бюджетной политики.

      Первая  концепция базируется на том,  что бюджет должен быть ежегодно  сбалансирован. До недавнего времени  ежегодно сбалансированный бюджет  считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном  рассмотрении этой проблемы становится  очевидным, что такое состояние  бюджета в основном исключает  или уменьшает в значительной  степени эффективность фискальной  политики государства, антициклическую,  стабилизирующую направленность. Стремясь  непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит  ставки налогов, либо сократить  государственные расходы, либо  использовать сочетание этих  двух мер. Однако следствие  всех этих мероприятий будет  еще большее сокращение совокупного  спроса.

В условиях инфляции при  повышении денежных доходов  автоматически  увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство  должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

     Вторая концепция  базируется на том, что бюджет  должен быть сбалансирован в  ходе экономического цикла, а  не ежегодно. Данная концепция  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие  и одновременно стремиться сбалансировать  бюджет. Логическое обоснование  этой концепции бюджетной политики  просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять  стаду, правительство снижает  налоги и увеличивает расходы,  то есть сознательно  вызывает  дефицит бюджета. В ходе последующего  инфляционного подъема правительство  повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета  может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая  в данной концепции  - это то, спады  и подъемы в экономическом  цикле могут быть неодинаковыми  по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным  сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана  с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции  второстепенной проблемой, так как: налоговая система такова, что  налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания,  а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета  будет автоматически само ликвидироваться. При определенных правах правительства  в установлении налогов и создания денег способность его финансировать  дефицит бюджета, почти безгранична. Считается, что проблемы, порожденные  значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую  возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

     Вторая и  третья концепции лежат в основе  финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны.

     Овладение  этой политикой позволяет обществу  находить оптимальную величину  бюджетного дефицита. Однако при  всей привлекательности политики  бюджетного дефицита, крупный дефицит  приводит к значительным отрицательным  последствиям даже для «богатых»  в экономическом отношении стран.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

1. Монетизация бюджетного  дефицита.

2. Внешнее долговое финансирование.

3. Внутреннее долговое финансирование. [11]

Дефицит отражает кризисные  явления в экономике, ухудшение  показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер со стороны  правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

Дефицит бюджета, как правило, возникает, когда расходы превышают  доходы, но существует обратная ситуация, когда расходы бюджета ниже его  доходов, т.е. возникает профицит бюджета.

Решения об использовании  профицита бюджета принимаются  Президентом Республики Беларусь или  по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными  и распорядительными органами в  порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных  долговых обязательств и местных  займов, кредитов Национального банка  Республики Беларусь и других источников. [7]

Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства  и его административно-территориальных  образований. Если же хотя бы небольшая  часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных  и муниципальных заказов, возникновению  проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью  соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого  добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом  неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств, с финансовых рынков.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь