Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:45, курсовая работа
В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов. Он оказывает влияние на благосостояние страны. Цель работы: анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга.
Введение………………………………………………………………..……….5
Сущность и структура государственного бюджета……….……………….8
1.1.Экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………………8
1.2.Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике…………………15
1.3.Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………………………………………………………………26
2. Формы и методы бюджетного регулирования……………………………...37
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь………………43
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованных источников………………………………………….50
3. неналоговые доходы;
4. безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя:
1. республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы, и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
2. пени, начисленные за
несвоевременную уплату
3. проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.
Налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.
По сравнению с 2011 годом
доля налоговых доходов
Самым главным изменением является снижение ставки налога на прибыль на 6 % (с 24% до 18%), т.е. государство снизило ставку налога на прибыль и отменило все льготы, касающиеся прибыли. раньше у субъектов предпринимательства была возможность финансировать свои капитальные вложения за счет образовавшейся у них прибыли, которая налогом на прибыль не облагалась, теперь такой возможности у них нет, сначала заплати налог на прибыль, а только потом финансируй свои капиталовложения.
На мой взгляд, преимущество от снижения налога на прибыль сомнительное. Это подтверждается цифрами, заложенными в доходной части бюджета Беларуси (снижение ставки налога на прибыль 6%, а снижение доли налога на прибыль в бюджете Беларуси составило всего 0,07%).
Основной доходной статьей бюджета является налог на добавленную стоимость, каждый третий рубль в бюджете – это НДС. На сегодняшний момент ее ставка составляет 20%. С 2012 года Беларусь работает в новых условиях – в едином экономическом пространстве с Россией и Казахстаном. В России ставка НДС – 18%, а в Казахстане – 12%. Из сравнения видно, что они не конкурируют на равных условиях. Что касается остальных налогов, то их доля не превышает 0,2%. На мой взгляд, властям Беларуси надо было задуматься о целесообразности сохранения данных налогов, ведь отмена их снизит поступления в бюджет и в тоже время упростит ведение хозяйственной деятельности. [Приложение В.]
ДОХОДЫ |
Удельный вес в ВВП, % | |
2011 |
2012 | |
Налоговые доходы |
24,49 |
25,47 |
Налоги на доходы и прибыль |
6,09 |
5,94 |
Подоходный налог с физических лиц |
3,08 |
3,01 |
Налог на прибыль |
2,84 |
2,77 |
Налог на доходы |
0,16 |
0,16 |
Налоги на собственность |
0,91 |
0,56 |
Налоги на товары |
11,43 |
13,25 |
Налог на добавленную стоимость |
8,65 |
9,24 |
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров(работ, услуг) |
0,56 |
0,56 |
Акцизы |
1,93 |
2,22 |
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности |
0,07 |
0,07 |
Сбор (плата) за проезд автотранспортных средств |
0,02 |
0,01 |
Экологический налог |
0,12 |
0,11 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
5,29 |
4,98 |
Неналоговые доходы |
3,28 |
2,28 |
Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности |
2,15 |
1,32 |
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов |
0,84 |
0,51 |
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале |
1,31 |
0,8 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
0,67 |
0,68 |
Штрафы и удержания |
0,11 |
0,07 |
Прочие неналоговые доходы |
0,35 |
0,21 |
Государственные целевые бюджетные фонды |
1,14 |
0,91 |
Всего доходов: |
27,83 |
27,8 |
ВВП Беларуси, трлн.рублей |
283,2 |
510,1 |
К неналоговым доходам относятся доходы:
На 1 января 2013 года количество плательщиков налогов и сборов составило более 316 000, в том числе 53 955 организаций, 62 465 индивидуальных предпринимателей и 200 171 физическое лицо. [21]
Государство – это далеко не самый эффективный собственник, об этом говорят дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, они составляют всего 0,8%. Доходы бюджета Беларуси от осуществления приносящей доходы деятельности не изменились. Активизации приватизационных процессов и рынка земли, судя по цифрам, не предвидится.
К возмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов, который подлежит учету в доходах того бюджета кому эти средства предоставляются. [7]
Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.
В Республике Беларусь, основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений.
По данным Минфина за 2012 год дефицит республиканского бюджета Беларуси оценивается в 500 млрд. рублей. В доход республиканского бюджета поступило 95,5 трлн. рублей, расходы на этот период составили 96 трлн. рублей. Доходы, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты оцениваются в 55,9 трлн. рублей, при расходах 55,2 трлн. рублей. Профицит Фонда составил 700 млрд. рублей, таким образом, профицит бюджета центрального правительства (республиканского бюджета и бюджета ФСЗН) а оценивается в 200 млрд. рублей. Согласно указу № 577 от 29 декабря 2012 года доходы республиканского бюджета увеличены на 2 трлн. до 94,8 трлн. рублей, расходы – на 3 трлн. до 95,77 трлн. рублей. План по налоговым доходам был уменьшен на 2,84 трлн. рублей, неналоговые доходы увеличены на 4,88 трлн. рублей. [8]
В 2012 году от плательщиков Минской области поступило 13 трлн. 387,5 млрд. рублей налогов (сборов) и неналоговых платежей. Темп роста доходов бюджета в текущем году составил 103,3% к уровню 2011 года.
В разрезе доходных источников наибольшие суммы поступили по налогу на прибыль — 4 трлн. 86,2 млрд. рублей, или 30,5% в общей сумме поступлений, подоходному налогу — 2 трлн. 972,2 млрд. рублей, или 22,2%, дивидендам по акциям и доходам от других форм участия в капитале — 1 трлн. 751,9 млрд. рублей, или 13,1%, налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов — 1 трлн. 390,4 млрд. рублей, или 10,4%, акцизам — 633,5 млрд. рублей, или 4,7%.
В региональном разрезе
наибольшие суммы налоговых
Расходы государственного
бюджета — это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением
фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому
и территориальному назначению. Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
В первую очередь, расходы
бюджета подразделяются по их влиянию
на процесс расширенного воспроизводства.
В этом случае выделяются текущие
и капитальные бюджетные
Текущие расходы бюджетов
являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей
текущее функционирование бюджетных
организаций, оказание поддержки другим
бюджетам, организациям и физическим
лицам, отдельным отраслям экономики
на текущее функционирование, а также
включают в себя другие расходы бюджетов,
не увеличивающие стоимости
Капитальные расходы бюджетов
являются частью расходов бюджетов, которые
обеспечивают инновационную и инвестиционную
деятельность. Они включают в себя
расходы, предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь
Капитальные расходы бюджетов также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. [7, гл.7]
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный.
При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
1.Финансирование народного хозяйства;
2.финансирование социально-
3.финансирование науки;
4.финансирование обороны;
5.содержание
6.расходы по
7.создание резервных фондов;
8.расходы по обслуживанию государственного долга;
9.прочие расходы и выплаты.
В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов. Средства резервных фондов расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.
В расходную часть бюджета входят государственные целевые бюджетные фонды – фонды денежных средств, образованные в соответствии с законодательством Республики Беларусь в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретного вида доходов или иных поступлений использующихся по отдельной смете. Подобными бюджетными фондами могут являться республиканский фонд охраны природы, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд национального развития, инновационные фонды.
Помимо целевых бюджетных фондов существуют и государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.
В 2012 году бюджетная политика
направлена на оптимизацию государственных
расходов с целью ограничения
инфляционных процессов при обеспечении
исполнения социальных обязательств государства.
По данным Минфина расходы
Самой приоритетной отраслью в Республике Беларусь является сельское хозяйство. Ежегодно на поддержку отрасли тратится около $4млрд.
Локомотив экономики – промышленность, но поддержка данной отрасли в 6 раз меньше, чем поддержка сельского хозяйства. [Приложение Д]
Итак, главное назначение
мобилизованных доходов – создание
устойчивой финансовой базы, позволяющей
органам власти всех уровней управления
осуществлять свои функции, удовлетворять
общегосударственные
Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это термометр состояния экономики, поэтому, данной проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов экономистов, так и всего населения в целом.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.
Государственный долг - это сумма задолженности государств, своим или иностранным физическим или юридическим лицам. Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг – это задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных правительством.
Внутренний государственный долг на начало января 2013 года составил 25,8 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей (рост с начала 2012 года на 8 трлн. рублей).
Увеличение внутреннего госдолга в 2012 году в основном обусловлено эмиссией государственных облигаций.
Внешний долг – задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениями международным организациям.
В Беларуси внешний государственный долг на 1 января 2013 года составил 12 млрд. долларов при установленном лимите 14,3 млрд., увеличившись с начала года на 209,9 млн. долларов.