Государственный бюджет как основное звено системы финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания курсовой работы является анализ государственного бюджета и источников его пополнения.
В числе задач, которые предопределили структуру работы, необходимо назвать следующие:
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
4. Бюджетная классификация Российской Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Государственный бюджет как основное звено системы финансов 6
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 6
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 8
ГЛАВА 2. Проблемы государственного бюджета и источники его пополнения 16
2.1. Бюджетный дефицит и способы его финансирования 16
2.2. Бюджетная классификация Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

151175 - госбюджет и источники его пополнен.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным условием экономического развития государства является устойчивая финансовая, бюджетная, налоговая и кредитная политика. На финансовом рынке страны расширяется сфера функционирования ссудного капитала, проводятся операции с ценными бумагами, с драгоценными металлами, с иностранной валютой, с недвижимостью.

Самым важным инструментом, через  который государство регулирует экономические процессы, решает социальные, политические, производственные, экономические проблемы, является бюджет (англ. budget – «денежная сумка»), так как именно через бюджет, то есть через перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода, государство может аккумулировать в своих руках достаточно средств для решения вышеуказанных проблем.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими положениями. Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась Россия и другие страны, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. В связи с этим изучение особенностей бюджета и бюджетной системы обрело особую актуальность.

Согласно экономической литературе бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. Современные российские ученые постоянно предпринимают попытки оптимизировать построение схемы передачи финансовых ресурсов, но проблема остается актуальной до настоящего времени. Средствами финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. Бюджет, являясь, несомненно, очень важной составной частью государства в целом, не может существовать обособленно. Базовые принципы его построения, основные цели и задачи зависят от стратегии развития всего государства. Отсутствие до последнего времени в России  подобной стратегии  привело к тому, что  бюджет не был ориентирован на решение перспективных задач, а являлся, по сути, лишь инструментом финансирования текущих расходов.

На любом уровне государственной  власти, начиная с городского совета и заканчивая Белым домом, фискальная политика — решения правительства о том, сколько тратить, на что тратить и как финансировать свои расходы, — занимает центральное место. Политики и население понимают, что налогово-бюджетные решения правительства напрямую влияют на повседневные вопросы о том, сколько они платят налогов и какие услуги и выгоды они получают взамен от государства. В последние годы люди стали больше беспокоиться о макроэкономических эффектах фискальной политики, о чем свидетельствует широкое обсуждение экономических последствий дефицитов и профицитов государственного бюджета, налоговой реформы, реформы системы социального страхования и других аспектов налогово-бюджетной политики.

Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность по заработной плате, дефицит бюджета – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год.

Макро- и микроэкономика имеют огромное значение в изучении экономических процессов и явлений, особенно в современной России. Сегодня развитие экономических реформ определяют огромные изменения торгово-экономического взаимодействия в сотрудничестве различных стран. Что касается России, то развитие экономики оказывает сильнейшее воздействие на региональные процессы в стране, создавая дополнительные шансы для развития российских регионов. В России межрегиональные различия по степени включенности в международные хозяйственные связи очень велики, хотя с институциональной точки зрения либерализация в равной мере охватывает всё пространство России.

Основной целью написания курсовой работы является анализ государственного бюджета и источников его пополнения.

В числе задач, которые предопределили структуру работы, необходимо назвать следующие:

1. Социально-экономическая  сущность бюджета и бюджетной  системы

2. Доходы и расходы государственного бюджета

3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования

4. Бюджетная классификация Российской  Федерации

Данной проблематике посвящены труды таких авторов, как Абель Э., Бернанке Б., Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А., Уткин Н.И., Алексеев Е.Б., Махлаев А.Н., Левина В.В., Марыганова Е.А., Шапиро С.Л., Татуев А.А., Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И., Чепурин М.Н. и многих других.

 

ГЛАВА 1. Государственный бюджет как основное звено системы финансов

1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы

 

Бюджетом называется форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов Федерации и местного самоуправления. В бюджетах субъектов Федерации предусматриваются раздельные средства, направляемые на исполнение их расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением полномочий по предметам ведения субъектов Федераций, и расходных обязательств субъектов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.1

В местных бюджетах раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы для осуществления: отдельных государственных полномочий.

Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.2

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, а расходы бюджета — это денежные средства, выплачиваемые из бюджета. В доходы и расходы не входят средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами; профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.

Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), называется бюджетной росписью.

В доходах бюджетов выделяют бюджетные ассигнования. Это предельные объемы денежных средств, предусмотренных для исполнения бюджетных обязательств.

Трансферт (бюджетный) — перечисление денег из общегосударственного бюджета в бюджеты низшего уровня для их пополнения.3

Когда доходы и расходы  правительства совпадают, государственный  бюджет называют сбалансированным. Это почти идеальная ситуация для любого государственного финансиста (абсолютно идеальная — когда доходы бюджета превышают его расходы и можно отложить деньги в государственные сбережения на будущее). Именно к такой финансовой политике на всех уровнях — от семьи до государства — некогда призывал всех мистер Микобер, один из персонажей романа Чарлза Диккенса «Дэвид Копперфилд»: «Годовой доход двадцать фунтов, годовые расходы девятнадцать фунтов девяносто шесть пенсов, результат — счастье. Годовой доход двадцать фунтов, годовые расходы двадцать фунтов шесть пенсов, результат — нищета».

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.4

В России бюджетная система  страны трехуровневая.

Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные  государственные внебюджетные фонды.

Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.

К третьему уровню бюджетной  системы относят местные бюджеты.

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.

Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.

Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при  помощи бюджетов различных уровней.

Бюджетная политика является одним из важнейших элементов экономической политики как государства, так и муниципального образования. На местном уровне она отчасти определяется сущностью института самоуправления, а также состоянием его развития в конкретном государстве и предполагает реализацию локальных интересов населения с использованием соответствующих инструментов. Под муниципальной бюджетной политикой предлагается понимать деятельность органов местного самоуправления, направленную на совершенствование (изменение, развитие) бюджетных отношений.5

Бюджетная политика муниципальных  образований различных типов  характеризуется существенными отличиями. В частности, в поселениях она формируется в условиях более острого дефицита финансовых ресурсов и квалифицированных кадров, чем на уровне районов и городских округов.

По мнению В.В. Левина, основные проблемы, которые возникают в ходе реализации бюджетной политики поселений, обусловлены как состоянием социально-экономической среды, так и качеством муниципальной нормативно-правовой базы, при этом нужно отметить отсутствие достаточного опыта в организации бюджетного процесса на данном уровне.

1.2. Доходы и расходы государственного бюджета

 

Федеральный бюджет определяет объемы доходов и расходов государства  на предстоящий финансовый год и на плановый период. Основные характеристики федерального бюджета отражают следующие данные:

  • прогнозируемый объем внутреннего валового продукта;
  • уровень инфляции;
  • прогнозируемый объем доходов;
  • прогнозируемый объем расходов;
  • нормативная величина Резервного фонда;
  • верхний предел государственного внутреннего долга;
  • верхний предел государственного внешнего долга.6

Государственные расходы, или общие траты правительства  в течение некоторого промежутка времени, разбиваются на три составляющие: государственные закупки, трансфертные платежи и чистые процентные платежи.7

1. Государственные закупки (government purchases, G) — это государственные расходы на производимые в настоящее время потребительские товары, услуги и инвестиционные товары. Государственные расходы на инвестиционные товары, или государственные инвестиции (government investment), составляют примерно одну шестую часть государственных закупок товаров и услуг. Оставшиеся пять шестых государственных закупок образуют государственные потребительские расходы (government consumption expenditures).

2. Трансфертные платежи (transfer payments, TR) — это платежи в пользу частных лиц, за которые правительство не получает в обмен производимых товаров или услуг. Примерами трансфертов являются выплаты пособий по социальному обеспечению, военные и гражданские пенсии, страховка по безработице, государственные пособия (пособия многодетным семьям) и Medicare (государственная программа бесплатной медицинской помощи).1

3. Чистые процентные платежи (net interest payments, INT) — это проценты, выплаченные держателям государственных облигаций, за вычетом процентов, полученных правительством, — например, по государственным займам, предоставленным студентам и фермерам.

В США общие траты  правительства (федерального, отдельных штатов и местных органов власти) составляют около трети ВВП.

Государственные расходы  не обязательно должны равняться  налоговым поступлениям в каждом периоде. Когда государственные траты превышают доходы, возникает дефицит государственного бюджета или просто дефицит; когда доходы превышают расходы, возникает государственный бюджетный избыток.8

Первичный дефицит —  это сумма, на которую государственные  закупки и трансферты превышают  поступления от налогов; сумма первичного дефицита и чистых процентных выплат равна дефициту. Первичный дефицит отвечает на вопрос: может ли правительство позволить себе свои текущие программы? Если первичный дефицит равен нулю, правительство собирает вполне достаточно налогов, чтобы оплатить свои текущие закупки товаров и услуг и свои текущие социальные программы (которые выражены трансфертными платежами). Если первичный дефицит больше нуля, текущие правительственные закупки и социальные программы стоят больше, чем могут оплатить текущие налоговые поступления. Чистые процентные платежи в первичном дефиците игнорируются, потому что они представляют собой не стоимость текущих программ, а издержки прошлых расходов, финансируемых за счет государственных заимствований.

Разделение государственных  расходов на государственные инвестиции и государственные потребительские расходы вводит другой набор понятий дефицита: текущий дефицит (current deficit) и первичный текущий дефицит (primary current deficit).

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено системы финансов