Государственный бюджет как основное звено системы финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания курсовой работы является анализ государственного бюджета и источников его пополнения.
В числе задач, которые предопределили структуру работы, необходимо назвать следующие:
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
4. Бюджетная классификация Российской Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Государственный бюджет как основное звено системы финансов 6
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 6
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 8
ГЛАВА 2. Проблемы государственного бюджета и источники его пополнения 16
2.1. Бюджетный дефицит и способы его финансирования 16
2.2. Бюджетная классификация Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

151175 - госбюджет и источники его пополнен.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений — от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней)9.

К неналоговым доходам  бюджета, согласно БК РФ, относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог; проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам; прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйствующих товариществ и обществ; дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт);
  • доходы от приватизации (в развитых странах до 10% доходной части бюджета).

Расходы бюджетов делятся  на текущие и капитальные. Текущие  расходы обеспечивают функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности.

Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;
  • трансферты населению;
  • бюджетные кредиты (в том числе налоговые кредиты и другие отсрочки по уплате налогов) юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.

Дотация — это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня на безвозвратной  и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция — средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели (например, Москва получает от федерального правительства субвенцию в 4 млн. дол. в год за выполнение функций столицы Российской Федерации).

Субсидия — бюджетные  средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — предоставление средств другому бюджету или  юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда —  бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев.

Организация может получить также инвестиционный налоговый  кредит (на срок от одного года до пяти лет) — это кредит, предоставляемый в случае технического перевооружения предприятия, внедрения им новой техники и технологии или в случае выполнения им особо важного заказа, связанного с социально-экономическим развитием региона или предоставлением особо важных услуг населению.

Доходы бюджета формируются за счет обязательных и добровольных платежей, имеющих как безвозмездную природу (например, налоги), так и возмездную (займы). Согласно ст. 40 БК РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

Первым и основным источником доходов для всех звеньев бюджетной системы служат налоговые поступления (около 80%). Основные принципы и механизм налогообложения формируются государством и выражаются в фискальной политике Российского государства.

Статью доходов государственного бюджета образуют налоговые поступления. Существует четыре основных вида налоговых доходов: личные, или индивидуальные, налоги, взносы в Фонд социального страхования, косвенные налоги на бизнес и корпоративные налоги.10

Второй вид доходов — неналоговые доходы. К ним относятся поступления от государственного имущества, его содержания и эксплуатации. Размер доходов зависит от объемов самого имущества, а также результативности его функционирования. В частности, к неналоговым доходам можно отнести:

• доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций;

• дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

• арендную плату за землю;

• доходы от оказания услуг  или компенсации затрат государства;

• консульский сбор, взимаемый  на территории Российской Федерации;

• плату за выдаваемые паспорта;

• доходы от платных услуг, оказываемых федеральными органами власти;

• перечисление прибыли  Центрального банка Российской Федерации;

• штрафные санкции;

• доходы от внешнеэкономической  деятельности и пр.

Третьим источником доходов бюджета являются доходы целевых бюджетных фондов, значения которых меняется из года в год. В то же время в структуре бюджета могут содержаться обособленные фонды, такие как бюджет развития (ст. 67 БК РФ), который является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Четвертый источник доходов бюджета — государственные займы, которые стали весьма популярны для экономики России в 1990-е гг. в связи с ее вступлением в МВФ, МБРР. Займы как таковые не являются доходами в прямом смысле. Это временные денежные поступления, которые предназначены для компенсации дефицита бюджета и через некоторое время должны быть возвращены с выплатой установленных процентов. В действительности займы представляют лишь временное пополнение бюджета. Займы подразделяются на внешние и внутренние, а отношения государственных займов регулируются главой 14 БК РФ и международным законодательством. Следует отметить, что для России возможность вступать в правоотношения займа с МВФ основывается на приемлемости для МВФ норм законодательства России о валютном регулировании и валютном контроле.

Бюджетным законодательством  остались несколько не урегулированными отношения между Правительством РФ и Центральным банком РФ по поводу привлечения ресурсов ЦБ РФ на временной и возвратной основах. Так, ст. 93 БК РФ устанавливает, что источниками финансирования дефицита бюджета не могут быть кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении.

Пятый вид бюджетных поступлений составляет финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий, определение которых содержится в ст. 6 БК РФ.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В последнее время  данные виды финансовой помощи стали  в ряде случаев отождествляться  с трансфертными платежами — денежными потоками, направленными для выравнивания бюджетного обеспечения на душу населения, предоставляемые из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) бюджетам нижестоящего уровня. Однако определение «трансферт» как вид финансовой помощи не содержится в Бюджетном кодексе РФ. Поэтому при характеристике расходных операций в бюджетных отношениях более приемлемым для употребления является термин «субсидия».

Шестой источник доходов бюджета — эмиссия денежной массы. В России исключительное право на эмиссию принадлежит Центральному банку РФ.

Доходы также подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы —  это доходы, закрепленные законодательством полностью или частично на постоянной основе за соответствующими бюджетами.

Регулирующие доходы — это доходы, которые в целях  сбалансирования доходов и расходов поступают в виде процентных отчислений от налогов или иных обязательных платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Собственные и регулирующие виды доходов применяются для регулирования межбюджетных отношений.

Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы. Построение системы государственных расходов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством и закрепленных в нормативных актах. К числу важнейших из них относятся:

• целевое направление средств (к примеру, ст. 70 БК РФ);

• соблюдение режима экономии (ст. 71-73 БК РФ).

Расходование государством аккумулированных средств осуществляется в разных формах:

1) бюджетное финансирование, применяемое для обеспечения общегосударственных расходов, как, например в оборонной индустрии, правоохранительной деятельности, управлении, здравоохранении, науке и т. п.;

2) самофинансирование. Согласно п. 4 ст. 41 БК РФ, доходы бюджетных учреждений, полученные в результате предпринимательской деятельности, остаются в пользовании бюджетного учреждения, но при этом одновременно учитываются в качестве доходов соответствующего бюджета;

3) кредитование используется при предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов (займов) иностранным государствам, а также иностранным и российским юридическим лицам (бюджетный и налоговый кредиты), по которым у заемщика возникают финансовые обязательства перед РФ (субъектом РФ или муниципальным образованием) как перед кредитором.

Любое государство осуществляет расходы по трем основным направлениям: государственное управление, социальная сфера и экономическое развитие.

В России в группу расходов на государственное управление входят расходы на:

• содержание законодательных  органов государственной власти;

• содержание исполнительных органов государственной власти;

• деятельность финансовых и налоговых органов;

• содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры;

• национальную оборону;

• проведение выборов, референдумов;

• средства массовой информации;

• социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений.

Расходы на социальную сферу включают в себя расходы на образование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы.

В расходы на экономическое развитие входят расходы на:

• содержание, поддержку  и расширение государственного сектора  экономики (субсидии и дотации убыточным  государственным предприятиям);

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено системы финансов