Государственный бюджет как основное звено системы финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания курсовой работы является анализ государственного бюджета и источников его пополнения.
В числе задач, которые предопределили структуру работы, необходимо назвать следующие:
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
4. Бюджетная классификация Российской Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Государственный бюджет как основное звено системы финансов 6
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 6
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 8
ГЛАВА 2. Проблемы государственного бюджета и источники его пополнения 16
2.1. Бюджетный дефицит и способы его финансирования 16
2.2. Бюджетная классификация Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

151175 - госбюджет и источники его пополнен.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

• государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилищная, социальная сфера);

• внешнеэкономическую  деятельность;

• обслуживание государственного долга;

• прочие расходы экономического характера.

Необходимо также отметить, что в Законе о бюджете отражаются такие расходы, как: финансовая помощь бюджетам других уровней, в том числе депрессивным (дотационным) регионам; расходы на возмещение ущерба, причиненного гражданам незаконными действиями органов дознания, суда, прокуратуры и предварительного следствия, а также на оплату труда адвокатов.

Кроме того, расходы бюджетов классифицируются на капитальные расходы  и текущие расходы.

Согласно ст. 67 и 68 БК РФ к капитальным расходам бюджетов относятся:

• часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность;

• средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

• расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;

• расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

• другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы  бюджета в соответствии с экономической  классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы, не относящиеся к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Особую проблему для  государственных органов представляет превышение расходов над доходами, или дефицит, что является нормальным явлением для государств с рыночной экономикой.

Законодательные органы в установленном порядке утверждают пределы дефицита бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам и внутреннему валовому продукту, а затем определяют источники покрытия утвержденного дефицита в абсолютных цифрах. Так, в ст. 94 БК в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета называются внутренние и внешние заимствования.

Внутренними заимствованиями федеральных органов власти являются: кредиты, получаемые РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешние источники финансирования федерального бюджета — это кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций, предоставленные в иностранной валюте; государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ (ст. 95 БК РФ) могут быть внутренние заимствования  в форме средств от продажи  ценных бумаг субъектов РФ, кредитов, полученных органами исполнительной власти субъектов РФ, ссуд, полученных от федерального бюджета. Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджетов субъектов РФ могут иметь форму кредитов правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций и т. д.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов (ст. 96 БК РФ) могут быть заимствования в форме средств от продажи местных займов; кредитов кредитных организаций, ссуд, полученных от других бюджетов, и поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджету принадлежит  ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть  распределительных отношений между  государством, с одной стороны, предприятиями и населением, — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период. Бюджет — это система императивных отношений, в процессе которых образуются и используется бюджетный фонд. Является центральным звеном системы финансов и потому отражает все основные признаки финансов Бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета – это не абстрактные математические упражнения. За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополучатели», как работники здравоохранения, образования, регионы, рассчитывающие на дотации, военнослужащие и т. д.

Доходы и расходы  федерального бюджета, стратегического звена бюджетной системы, являются важным индикатором развития экономики страны. При составлении бюджетов на текущий финансовый год решаются основные задачи экономической политики государства, которые вытекают из программы экономического развития страны и ее регионов. Среди важнейших задач можно выделить: обеспечение условий экономического роста; стабилизацию кредитной и денежной системы и курса рубля; снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для инвестирования, сокращение государственных заимствований на финансовых рынках; активизацию работы по возврату кредитов, полученных от иностранных государств, банков и фирм.

Налоги и иные доходы государства расходуются в соответствии с государственным бюджетом, который разрабатывает и исполняет правительство, а утверждают законодательные органы власти. Структура государственных расходов диктуется потребностями страны, состоянием ее экономики и кругом функций, возложенных обществом на государство. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В этом случае возникает дефицит бюджета и государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственных долгов: внутреннего и внешнего. Конечными ответчиками по этим долгам реально являются граждане страны, поскольку именно из их доходов в будущем этот долг и будет погашаться.

 

ГЛАВА 2. Проблемы государственного бюджета и источники его пополнения

2.1. Бюджетный дефицит и способы его финансирования

 

Управлять государственными финансами строго по схемам Чарлза Диккенса, т. е. на основе бюджетного тождества, на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов пенсионеры, отрасли, находящиеся в кризисном положении, музыканты, учителя, ученые, армия. И этот список просителей внушителен. У каждого просителя свой резон, но ведь и финансовые ресурсы государства небесконечны. И если государство уступает этим просьбам, то в конце концов оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от налогообложения. Иными словами, левая часть уравнения оказывается больше, чем правая, и бюджетное тождество превращается в неравенство:

Расходы на покупку

товаров и услуг

+

Трансферты

Поступления

налогов и пошлин

> 0


Это означает, что государственный  бюджет составлен с дефицитом.

Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Профицит  государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем можно реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Расходы на покупку

товаров и услуг

+

Трансферты

Поступления

налогов и пошлин

< 0


— бюджет составлен с  профицитом.

Но как же государство  может тратить денег больше, чем  само получает от граждан и фирм? Как оно справляется с дефицитом своего бюджета?

Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

  1. сокращение бюджетных расходов;
  2. изыскание источников дополнительных доходов;
  3. выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
  4. одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Сокращение  бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита внешне самый простой, а реально самый болезненный. Именно поэтому России никак не удается пойти по нему. А ведь возможности, в сущности, здесь огромные, так как отечественная экономика «обслуживается» государственным бюджетом в невероятно высокой степени. К началу 90-х гг. доля государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведенных страной за год, составляла примерно 60%.

За прошедшие годы в России изменилось очень многое. Достаточно упомянуть о масштабной кампании по приватизации государственных предприятий.

Тем не менее, пока доля госрасходов в годовом продукте страны никак не опускается ниже 50% (против 40% в большинстве развитых стран мира). Причина, почему до сих пор степень участия российского государства в экономической жизни столь грандиозна, достаточно проста. Государство обычно финансирует те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные последствия.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов  обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь — если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Как известно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета — привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две: во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством; во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика» (сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения), а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера. Вид этой кривой показан на рис. 1.

Рис. 1. Кривая Лаффера - модель налоговой политики

На этом графике видно  две линии. Первая — гипотетическая кривая сбора налогов — показывает, как росла бы абсолютная сумма  налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда не бывает. Напротив, — и именно это показывает кривая Лаффера — за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

История полна примеров той поразительной изобретательности, которую люди издавна проявляли  в поисках способов уклонения  от налогов — законных или незаконных. Например, в XIX в. в Англии ввели налог на рабочих собак, исчислявшийся пропорционально числу собачьих хвостов в хозяйстве. И англичане немедленно начали купировать хвосты своим сторожевым собакам: дескать, «нет хвоста — нет налога!» Так возникла порода бесхвостых овчарок — бобтейлов, сохранившаяся и по сей день.

Немалую изобретательность  в уклонении от налогов проявляют  и граждане нашей страны. В последние  годы правительству удавалось получить не более 50—60% причитающихся налогов. Остальное граждане и фирмы всевозможными способами прятали от глаз налоговой инспекции. И тогда правительство России решило пойти иным путем — снизить налоговое бремя (перейдя от прогрессивного обложения личных доходов с максимальной ставкой в 32% к единой ставке в 13%). Результат оказался именно таким, какого можно было ожидать, зная смысл кривой Лаффера.

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено системы финансов