Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа
Основной целью написания курсовой работы является анализ государственного бюджета и источников его пополнения.
В числе задач, которые предопределили структуру работы, необходимо назвать следующие:
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
4. Бюджетная классификация Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Государственный бюджет как основное звено системы финансов 6
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 6
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 8
ГЛАВА 2. Проблемы государственного бюджета и источники его пополнения 16
2.1. Бюджетный дефицит и способы его финансирования 16
2.2. Бюджетная классификация Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
По точкам таблицы построим бюджетную линию потребителя (рис. 3).
Рис. 3. Бюджетная линия потребителя
Бюджетная линия потребителя отражает покупательную способность потребителя, его возможности приобретения наборов товаров X и Y при имеющемся доходе и существующих ценах.
Бюджетная линия имеет два свойства:
1. Изменение дохода. При увеличении дохода потребителя бюджетная линия смещается параллельно исходному положению вправо и вверх.
При снижении дохода бюджетная линия смещается влево вниз (рис. 4).
Рис. 4. Поведение бюджетной линии при изменении дохода потребителя
Первый вариант. Предположим, доход потребителя уменьшится в 2 раза и составит 20 ден. ед. В этих условиях количество покупаемых товаров сократится. Потребитель сможет приобрести 20 единиц товара Х или 10 единиц товара Y. На рис. 4 бюджетная линия ab займет положение albl.
Второй вариант. Денежный доход возрастет в 1,5 раза и достигнет 60 ден. ед. Это позволит увеличить количество покупаемых товаров. Теперь потребитель сможет приобрести 60 единиц товаров X или 30 единиц товара Y. Бюджетная линия в этом случае сместится в положение а2b2.
2. Изменение цен товаров. Если изменяется цена одного товара (продукты питания), то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси X (рис. 5). Если цены на оба товара возрастают, бюджетная линия перемещается вниз и влево в положение albl. Снижение цен равнозначно росту дохода, что соответственно ведет к увеличению приобретаемых товаров, поэтому бюджетная линия смещается вправо вверх.
Следует обратить внимание на то, что цены на товары могут меняться по отношению друг к другу. Так, если цена товара X повысится, а цена товара Y останется прежней, то потребитель сможет купить товар X в меньшем количестве, а потребление товара Y сохранится на том же уровне.
Рис. 5. Поведение бюджетной линии при изменении цен
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и операций публично-правовых образований в бюджетной системе. Она применяется для составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов в бюджетной системе страны. До 2008 г. применяли восемь классификаций, в том числе классификацию доходов, три классификации расходов (экономическую, функциональную и ведомственную), две классификации источников финансирования дефицита государства.
Определение принципов, структуры кодов, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации осуществляются Министерством финансов. В новой бюджетной классификации выделены четыре вида:
Базовые позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс. Они едины для всех бюджетов бюджетной системы. Министерство финансов Российской Федерации имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях, что гарантирует единство бюджетного учета и отчетности.
Классификация доходов бюджетов Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
— главный администратор;
— вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
— подвид доходов;
— операции сектора государственного управления.
Главный администратор доходов — это органы государственной власти, Государственных внебюджетных фондов, местного управления, Центральный банк и другие организаций, определяющие перечень подотчетных администраторов доходов бюджета. Он обладает следующими бюджетными полномочиями:
Администраторами поступлений в бюджеты являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России, а также бюджетные учреждения. Они осуществляют контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Администраторы осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника.
Среди таких инструментов одно из главных мест занимают бюджетные резервы, формируемые в бюджетах всех уровней бюджетной системы в форме резервных фондов. Эффективность функционирования бюджетных резервов во многом зависит от быстроты и качества принимаемых решений в случае возникновения непредвиденного события. В этих условиях важно своевременно и правильно оценить сложившуюся ситуацию, следить за динамикой ее изменения и выработать четкий механизм использования бюджетных резервов с целью защиты экономики и социальной сферы соответствующей территории от неблагоприятных последствий, вызванных действием различного рода непредвиденных обстоятельств. Также важно учитывать научно обоснованные характеристики бюджетных расходов, при которых возможно обращение к средствам бюджетных резервов. К ним относятся неожиданный, непериодичный (временный) и неотложный характер бюджетных расходов, возникших в результате наступления непредвиденного события в ходе исполнения бюджета.
В ходе создания и использования средств бюджетных резервов, по мнению Н.С. Шмиголя, представляется важным, прежде всего, принимать во внимание их экономическую природу. Особенностью бюджетных резервов является то, что источником их формирования служат бюджетные средства, аккумулируемые в бюджетном фонде.
Недавний глобальный финансовый кризис и не проходящая до настоящего момента угроза его новой волны обусловливают необходимость и целесообразность исследования эффективности бюджетных расходов на региональном уровне, где в российских условиях они являются приоритетным источником финансирования экономики. Согласно принципам бюджетного финансирования следует добиваться получения максимального эффекта при минимуме затрат. То есть бюджетные средства могут предоставляться только при условии обеспечения высокой результативности их использования. Этот эффект может выражаться как в решении основных задач социально-экономического развития страны, так и в увеличении обратного притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.13
Согласно госстатистики в приложении 1 приведены различные цифры по бюджет Российской Федерации.14
В среднесрочной перспективе необходимо осуществить действия по следующим направлениям.
1. Минимизация бюджетных рисков. Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза. Необходимо на практике реализовать принцип безусловного исполнения действующих расходных обязательств, ряд из которых остается недооцененным. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых для их исполнения не только в очередном году и плановом периоде, но и за его пределами. В связи с этим остается актуальной задача по расширению горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет. Кроме того, необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и продумать подходы к снижению бюджетных рисков, вызванных этими обязательствами.
2. Эффективное управление средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему. Следует рассмотреть возможности по сдерживанию темпов расходования средств Резервного фонда. Цель Фонда национального благосостояния изначально формулировалась как обеспечение стабильности бюджетной системы, в том числе поддержка пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального благосостояния на решение текущих экономических задач. Следует также сформировать на долговременной основе эффективный механизм управления средствами Фонда, их надежного инвестирования. Предлагаю рассмотреть вопрос о создании в этих целях специализированного государственного агентства.
3. Обеспечение
ритмичности исполнения
4. Расширение
полномочий главных
5. Совершенствование государственного и муниципального контроля. Должны быть кардинально изменены подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе.
6. Повышение эффективности использования ресурсов в государственном секторе. Нужно создать стимулы для повышения эффективности использования трудовых и материальных ресурсов в государственном секторе экономики, включая бюджетную сферу.
7. Совершенствование механизмов оказания государственной помощи организациям. Государственная помощь организациям должна представлять собой механизм рефинансирования долговых обязательств, а не переход на государственное финансирование. Необходимо замещение, где это возможно, механизмов прямого бюджетного финансирования увеличения уставных капиталов организаций рыночными инструментами привлечения денежных средств.
8. Внедрение
программно-целевого принципа
Совершенствование в
рамках нового формата бюджета различных инст
Вывод по второй главе
Становится понятным, что если сбавить темпы развития российской экономики (в том числе и в нашем регионе), то разросшийся экономический дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в ее развитии, главным образом к усилению инфляционных процессов. А появившиеся на фоне этого внебюджетные фонды укрепят реализацию конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Вместе с тем, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) - сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты - бороться с перегревом экономики, с инфляцией. Государственный бюджет как институт в нашей стране находится сейчас в стадии развития. Бюджет, являясь, несомненно, очень важной составной частью государства в целом, не может существовать обособленно. Базовые принципы его построения, основные цели и задачи зависят от стратегии развития всего государства. Отсутствие до последнего времени в РФ подобной стратегии привело к тому, что бюджет не был ориентирован на решение перспективных задач, а являлся, по сути, лишь инструментом финансирования текущих расходов.
Информация о работе Государственный бюджет как основное звено системы финансов