Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утвержденные в законодательном порядке.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.

Содержание работы

стр.
Введение
3
Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике
5
1.1. Понятие государственного бюджета.
5
1.2. Структура государственного бюджета
7
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации
10
Глава 2. Механизмы бюджетной политики
16
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
16
2.2. Оценка эффективности бюджетной политики
20
Глава 3. Проблемы и перспективы бюджетной политики Российской Федерации
25
3.1. Состояние государственного бюджета Российской Федерации
25
3.2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года
26
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года
34
3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы
29
Заключение
40
Список литературы
44
Приложение
46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ)
Миасский филиал

 

 

Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

Заведующий кафедрой экономики

канд. экон. наук, доцент

_____________В.А.Данилкин

   

Научный руководитель:

_____________А.С. Лаврентьев

   

Курсовую работу выполнил:

студент группы МФС-201

_____________ Е.В. Иванова

   
   

Дата защиты ________________

 
   

Оценка _____________________

 

 

 

 

Миасс

2012/13 уч. год

 

 

 

 

Содержание

 

 

стр.

Введение 

3

Глава 1. Государственный  бюджет, его сущность, структура  и функции в современной экономике  

5

1.1. Понятие государственного бюджета.

5

1.2. Структура государственного  бюджета

7

1.3. Структура бюджетной  системы Российской Федерации

10

Глава 2. Механизмы бюджетной  политики

16

2.1. Проблемы сбалансированности  государственного бюджета.

16

2.2. Оценка эффективности бюджетной политики

20

Глава 3. Проблемы и перспективы  бюджетной политики Российской Федерации

25

3.1. Состояние государственного  бюджета Российской Федерации

25

3.2. Цели и задачи  бюджетной политики Российской  Федерации на 2009-2011 года

26

3.3. Анализ бюджета  Российской Федерации за 2009-2011 года

34

3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы

29

Заключение

40

Список литературы

44

Приложение

46


 

      

       

       

       

       

 

 

Введение.

       Все большее число исследователей признает тот факт, что сильная региональная власть и активное муниципальное самоуправление являются наиболее простым и, вместе с тем, наиболее надежным способом решения существующих в России проблем. Финансовой основой функционирования любой демократической власти является ее бюджет. Поэтому особую значимость в нашей стране, которая пошла по пути развития демократии и местного самоуправления, приобретает бюджетный процесс – процесс формирования реалистичного и исполнимого бюджета, который будет служить не только текущим целям, но и развитию государства.

   Основным инструментом  государства в централизации  и перераспределении валового общественного дохода служит государственный бюджет. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

   Актуальность  данной курсовой работы состоит  в том, что государственный  бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утвержденные в законодательном порядке.

    Целью курсовой  работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   1. Рассмотреть теоретическую сторону вопроса: сущность, структуру и функции бюджета.

    Государственный  бюджет  можно рассматривать на  стадии его окончательного утверждения  законодательной властью как  сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Особый интерес представляет собой анализ исполнения государственного бюджета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

   2. Рассмотреть механизмы бюджетной политики: проблема балансирования бюджета, рассмотрим что такое дефицит и профицит, оценка эффективности бюджетной политики.

   3. Рассмотреть основные направления бюджетной политики на 2010 год.

Основные направления  бюджетной политики подготовлены в  соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации с  учетом ключевых задач, определенных Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  о бюджетной политике на 2010-2012 годы и Концепцией реформирования межбюджетных отношений и бюджетного процесса до 2013 года.

   4. Проанализировать цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2010 года.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике.

        1.1. Понятие государственного бюджета.

         В Бюджетном кодексе РФ (БКРФ) дается следующее определение бюджета: «Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст.6 БКРФ). В обыденном понимании под государственным бюджетом подразумевается бюджет центрального правительства, принятый парламентом страны на очередной финансовый год и утвержденный Президентом РФ. Однако такой подход верен для унитарных государств. В федеративных государствах понятие «государственный бюджет» не тождественно понятию «федеральный бюджет», а включает еще и бюджеты субъектов Федерации. Согласно БКРФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов  государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему страны [2,стр. 275]

    С нашей точки зрения, это определение не отражает все экономические отношения , которые существуют в бюджетной системе страны. Поэтому для более полной характеристики ее  можно представлять в виде таких элементов, как: налоговая система, система государственных заимствований, система межбюджетных отношений, система бюджетных процедур по принятию и исполнению бюджета. В официальных документах и аналитических материалах можно встретить ряд терминов, характеризующих бюджетные отношения. Остановимся на них подробнее. Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней на определенной территории; используется в целях макроэкономического анализа и прогнозирования. К примеру, консолидированный бюджет области включает областной бюджет, бюджеты районов, городов и сельских населенных пунктов. Бюджет расширенного правительства (в узком определении) — совокупность консолидированного бюджета страны и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. Бюджет расширенного правительства (в широком определении) включает консолидированный бюджет страны, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов и бюджеты предприятий государственного сектора. [2,стр. 276]

     Государственный  бюджет  является  основным  финансовым  планом  страны, обеспечивающим образование, распределение и использование 

централизованного  фонда денежных  средств  как  обязательного  условия  функционирования любого государства.  Государственный  бюджет  обеспечивает  для  органов  государственного  управления  возможность  выполнения  ими  своих  функций,  включая  воздействие  на  функционирование  рынков  товаров  и  услуг,  финансовых  рынков  и  распределение  доходов  в  секторах  экономики.  Бюджет  является  инструментом  мобилизации  средств  всех  секторов  экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики

С помощью бюджета  осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками и налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. [8,стр. 5]

     Аккумуляция  средств в бюджете позволяет  государству осуществлять социальные  программы, направленные на развитие  культуры, здравоохранение, образования,  поддержку семей с низкими  доходами, решение жилищной проблемы. [8,стр. 6]

      Благоприятное  воздействие  бюджета  на  экономику  предполагает  формирование  эффективного  механизма  образования  доходов  и  расходования  бюджетных  ресурсов  в  отношении  экономики  в  целом  на  основе  рационального  налогообложения  населения  и  принятии,  объема  и  структуры  государственных  расходов,  обеспечивающих  условия  для  экономического  роста,  стабильности  производства  и  повышения  материального  уровня  и  условий  жизни  населения. [8,стр. 7]

 

  1.2. Структура государственного бюджета.

     По своей структуре государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей. Существуют несколько принципов классификации расходов, которые используются при составлении бюджета.

    1. Функциональный принцип — расходы группируются по их целевому назначению, по функциям, выполняемым государством.

    В наиболее общем виде государственные расходы по функциональному назначению объединяются в четыре большие группы:

   1) государственные услуги общего назначения: оборона, правосудие, общественный порядок и безопасность (расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка и т.п.);

   2) общественные и социальные услуги: расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, СМИ, культуру и т.п.;

   3) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью: расходы на создание рабочих мест, целевые экономические программы, транспортные коммуникации и т.п.;

  4) прочие функции государства: выплата процентов и погашение государственного долга, помощь отсталым регионам и др.

  Функциональная классификация расходов позволяет анализировать общую динамику государственных расходов и проводить международные сопоставления участия государства в регулировании экономики. В Российской Федерации за федеральными органами исполнительной власти закреплено около 3000 функций , из которых 400 — политические, 700 — регулятивные, остальные — контрольные. Все функции с точки зрения бюджетной «технологии» сгруппированы по 20 разделам бюджетной классификации. [2,стр. 277]

 

      2. Ведомственный принцип — бюджетные средства распределяются по министерствам и ведомствам. Преимущество такой классификации — адресность.

      3. По экономическому содержанию (цель осуществления расходов) выделяются капитальные и текущие расходы. Капитальные расходы бюджета направлены на финансирование расширенного воспроизводства, они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

     4. По регулярности осуществления выделяются защищенные и незащищенные бюджетные расходы. Если финансирование первых происходит в полном объеме и регулярно, то вторых — изменяется в зависимости от собранных доходов. Так, если поступление доходов оказывается меньше предполагаемого уровня, то финансирование незащищенных статей бюджета сокращается.

    5. По способам финансирования различаются процентные и непроцентные расходы. Процентные расходы — это расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, а непроцентные — финансирование различных отраслей экономики Свою классификацию расходов бюджета, которая может использоваться в аналитических целях, предложил английский экономист

А. Пигу. Он выделил трансформационные и трансфертные расходы. Первые влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов (государственные инвестиции, выплата заработной платы государственным служащим, государственные закупки товаров и услуг). Вторые предназначены для выплаты трансфертов — различного рода пособий, социальных выплат, финансирования эксплуатационных расходов государственных предприятий и учреждений. В последние десятилетия в мире более быстрыми темпами растут трансфертные расходы.

Информация о работе Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ