Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утвержденные в законодательном порядке.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
стр.
Введение
3
Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике
5
1.1. Понятие государственного бюджета.
5
1.2. Структура государственного бюджета
7
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации
10
Глава 2. Механизмы бюджетной политики
16
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
16
2.2. Оценка эффективности бюджетной политики
20
Глава 3. Проблемы и перспективы бюджетной политики Российской Федерации
25
3.1. Состояние государственного бюджета Российской Федерации
25
3.2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года
26
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года
34
3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы
29
Заключение
40
Список литературы
44
Приложение
46
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
Заведующий кафедрой экономики канд. экон. наук, доцент |
_____________В.А.Данилкин |
Научный руководитель: |
_____________А.С. Лаврентьев |
Курсовую работу выполнил: студент группы МФС-201 |
_____________ Е.В. Иванова |
Дата защиты ________________ |
|
Оценка _____________________ |
Миасс
2012/13 уч. год
Содержание
стр. | |
Введение |
3 |
Глава 1. Государственный
бюджет, его сущность, структура
и функции в современной |
5 |
1.1. Понятие государственного бюджета. |
5 |
1.2. Структура государственного бюджета |
7 |
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации |
10 |
Глава 2. Механизмы бюджетной политики |
16 |
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета. |
16 |
2.2. Оценка эффективности бюджетной политики |
20 |
Глава 3. Проблемы и перспективы бюджетной политики Российской Федерации |
25 |
3.1. Состояние государственного бюджета Российской Федерации |
25 |
3.2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года |
26 |
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года |
34 |
3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы |
29 |
Заключение |
40 |
Список литературы |
44 |
Приложение |
46 |
Введение.
Все большее число исследователей признает тот факт, что сильная региональная власть и активное муниципальное самоуправление являются наиболее простым и, вместе с тем, наиболее надежным способом решения существующих в России проблем. Финансовой основой функционирования любой демократической власти является ее бюджет. Поэтому особую значимость в нашей стране, которая пошла по пути развития демократии и местного самоуправления, приобретает бюджетный процесс – процесс формирования реалистичного и исполнимого бюджета, который будет служить не только текущим целям, но и развитию государства.
Основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода служит государственный бюджет. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Актуальность
данной курсовой работы
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическую сторону вопроса: сущность, структуру и функции бюджета.
Государственный
бюджет можно рассматривать на
стадии его окончательного
2. Рассмотреть механизмы бюджетной политики: проблема балансирования бюджета, рассмотрим что такое дефицит и профицит, оценка эффективности бюджетной политики.
3. Рассмотреть основные направления бюджетной политики на 2010 год.
Основные направления бюджетной политики подготовлены в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом ключевых задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2010-2012 годы и Концепцией реформирования межбюджетных отношений и бюджетного процесса до 2013 года.
4. Проанализировать цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2010 года.
Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике.
1.1. Понятие государственного
В Бюджетном кодексе РФ (БКРФ) дается следующее определение бюджета: «Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст.6 БКРФ). В обыденном понимании под государственным бюджетом подразумевается бюджет центрального правительства, принятый парламентом страны на очередной финансовый год и утвержденный Президентом РФ. Однако такой подход верен для унитарных государств. В федеративных государствах понятие «государственный бюджет» не тождественно понятию «федеральный бюджет», а включает еще и бюджеты субъектов Федерации. Согласно БКРФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему страны [2,стр. 275]
С нашей точки зрения, это определение не отражает все экономические отношения , которые существуют в бюджетной системе страны. Поэтому для более полной характеристики ее можно представлять в виде таких элементов, как: налоговая система, система государственных заимствований, система межбюджетных отношений, система бюджетных процедур по принятию и исполнению бюджета. В официальных документах и аналитических материалах можно встретить ряд терминов, характеризующих бюджетные отношения. Остановимся на них подробнее. Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней на определенной территории; используется в целях макроэкономического анализа и прогнозирования. К примеру, консолидированный бюджет области включает областной бюджет, бюджеты районов, городов и сельских населенных пунктов. Бюджет расширенного правительства (в узком определении) — совокупность консолидированного бюджета страны и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. Бюджет расширенного правительства (в широком определении) включает консолидированный бюджет страны, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов и бюджеты предприятий государственного сектора. [2,стр. 276]
Государственный бюджет является основным
финансовым планом страны, обеспечивающим
централизованного фонда денежных средств как обязательного
условия функционирования любого
С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками и налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. [8,стр. 5]
Аккумуляция
средств в бюджете позволяет
государству осуществлять
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения. [8,стр. 7]
1.2. Структура государственного бюджета.
По своей структуре государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей. Существуют несколько принципов классификации расходов, которые используются при составлении бюджета.
1. Функциональный принцип — расходы группируются по их целевому назначению, по функциям, выполняемым государством.
В наиболее общем виде государственные расходы по функциональному назначению объединяются в четыре большие группы:
1) государственные услуги общего назначения: оборона, правосудие, общественный порядок и безопасность (расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка и т.п.);
2) общественные и социальные услуги: расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, СМИ, культуру и т.п.;
3) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью: расходы на создание рабочих мест, целевые экономические программы, транспортные коммуникации и т.п.;
4) прочие функции государства: выплата процентов и погашение государственного долга, помощь отсталым регионам и др.
Функциональная классификация расходов позволяет анализировать общую динамику государственных расходов и проводить международные сопоставления участия государства в регулировании экономики. В Российской Федерации за федеральными органами исполнительной власти закреплено около 3000 функций , из которых 400 — политические, 700 — регулятивные, остальные — контрольные. Все функции с точки зрения бюджетной «технологии» сгруппированы по 20 разделам бюджетной классификации. [2,стр. 277]
2. Ведомственный принцип — бюджетные средства распределяются по министерствам и ведомствам. Преимущество такой классификации — адресность.
3. По экономическому содержанию (цель осуществления расходов) выделяются капитальные и текущие расходы. Капитальные расходы бюджета направлены на финансирование расширенного воспроизводства, они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.
4. По регулярности осуществления выделяются защищенные и незащищенные бюджетные расходы. Если финансирование первых происходит в полном объеме и регулярно, то вторых — изменяется в зависимости от собранных доходов. Так, если поступление доходов оказывается меньше предполагаемого уровня, то финансирование незащищенных статей бюджета сокращается.
5. По способам финансирования различаются процентные и непроцентные расходы. Процентные расходы — это расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, а непроцентные — финансирование различных отраслей экономики Свою классификацию расходов бюджета, которая может использоваться в аналитических целях, предложил английский экономист
А. Пигу. Он выделил трансформационные и трансфертные расходы. Первые влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов (государственные инвестиции, выплата заработной платы государственным служащим, государственные закупки товаров и услуг). Вторые предназначены для выплаты трансфертов — различного рода пособий, социальных выплат, финансирования эксплуатационных расходов государственных предприятий и учреждений. В последние десятилетия в мире более быстрыми темпами растут трансфертные расходы.
Информация о работе Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ