Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утвержденные в законодательном порядке.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.

Содержание работы

стр.
Введение
3
Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике
5
1.1. Понятие государственного бюджета.
5
1.2. Структура государственного бюджета
7
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации
10
Глава 2. Механизмы бюджетной политики
16
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
16
2.2. Оценка эффективности бюджетной политики
20
Глава 3. Проблемы и перспективы бюджетной политики Российской Федерации
25
3.1. Состояние государственного бюджета Российской Федерации
25
3.2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года
26
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года
34
3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы
29
Заключение
40
Список литературы
44
Приложение
46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

К настоящему времени  Правительством Российской Федерации  определен перечень государственных  программ Российской Федерации, создана  необходимая для их разработки нормативная  и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

     3.4. Пути повышения устойчивости финансовой системы

   Существует ряд принципов эффективного управления доходами и расходами бюджетов, использование которых повышает устойчивость финансовой системы страны. К таким принципам относятся:

  1) финансовая прозрачность, которая должна обеспечиваться открытостью деятельности органов власти по разработке, рассмотрению , утверждению и исполнению бюджетов;

   2) долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетов, основанная на прогнозировании основных параметров бюджетной системы на средне- и долгосрочную перспективу; создании и поддержании необходимых финансовых резервов (стабилизационные и резервные фонды);

   3) эффективная система межбюджетных отношений, которая подразумевает законодательно закрепленные, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между различным и органами власти; сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов между бюджетами разных уровней;

   4) среднесрочное финансовое планирование, реализуемое путем составления и утверждения годового бюджета в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу; установления для ведомств «потолков» расходов на среднесрочный период. (Анисимов Стр. 280)

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение. 
     Целью курсовой работы было рассмотреть сущность государственный бюджет как экономической категории и его роли как инструмента государственного регулирования.

  При написании работы были поставлены задачи раскрыть сущность государственного бюджета, его структуру и структуру в общем бюджетной политики; рассмотреть состояние государственного бюджета, проблемы его сбалансированности; цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года; проанализировала бюджет Российской Федерации на 2009-2011 года и пути повышения финансовой системы. 
    Написав курсовую работу, я пришла к следующим выводам:

     1. Государственный  бюджет  является  основным  финансовым  планом  страны, обеспечивающим образование, распределение и использование 

централизованного  фонда денежных  средств  как  обязательного  условия  функционирования любого государства и важный инструмент, позволяющий государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

    2. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.

     3. Благоприятное  воздействие  бюджета  на  экономику  предполагает  формирование  эффективного  механизма  образования  доходов  и  расходования  бюджетных  ресурсов  в  отношении  экономики  в  целом  на  основе  рационального  налогообложения  населения  и  принятии,  объема  и  структуры  государственных  расходов,  обеспечивающих  условия  для  экономического  роста,  стабильности  производства  и  повышения  материального  уровня  и  условий  жизни  населения.

   4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.  В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

   5. Дефицит и профицит являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: В настоящее время бездефицитность бюджета есть не более, чем фикция. В действительности дефицит федерального бюджета “перетекает” в бюджеты субъектов Федерации. Это происходит из-за того, что реально не учитываются социальные обязательства регионов, которые являются государственными обязательствами.

    В настоящее время бездефицитность бюджета есть не более, чем фикция. « Не может быть бездефицитного бюджета, пока в стране есть хоть один нищий».В действительности дефицит федерального бюджета “перетекает” в бюджеты субъектов Федерации. Это происходит из-за того, что реально не учитываются социальные обязательства регионов, которые являются государственными обязательствами.

   6. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ , самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

   7. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны заключается в том, что государственный бюджет:

      - является инструментом воздействия на развитие экономики;

     - играет  важную роль в решении социальных проблем;

     - играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов;

     - государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. 
    При формировании и реализации бюджетной стратегии Правительству РФ надлежит сосредоточиться на решении следующих задач:

  1. Дальнейшая модернизация налоговой системы.

   2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета.

   3. Проведение анализа  эффективности всех расходов  бюджета. Требуется усиление статистического  наблюдения за результатами осуществления  программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.

   4. Бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания.

  Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средств дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

     1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  ( по состоянию на 20 февраля 2012 года). – М.: Проспект, 2012. – 105 с.17. www.economica-upravlenie.ru

     2. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика.5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 768 с.

    3. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Анисимов, Н .В.Артемьев, О.Б. Тихонова; под ред. Е. Н. Барикаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2012.— 599 с.

   4. Бюджетная система России: учебник д л я студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка.—

2-е изд., перераб. и доп . — М.: ЮНИТИ- ДАНА , 2009.— 703 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

    5. Вечканов  Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)

    6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)

     7. Герасимов П.П. Государственный бюджет: формирование доходов и расходов. – М.: Лабораторные книги, 2009. – 101 с.

     8. Горбачёв О. Л. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации. М.: Лаборатория книги, 2009.- 92 с.

      9. Гукасьян  Г.М. Эконом. Теория: учебник / Г.М.  Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Аносова.  – М.: Эксмо, 2008. – 608 с. – (Высш. эк. образование)

     10. Киселёва  Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. – М.: Издательство Эксмо, 2007. –  352 с. – ( Высшее экономическое образование)

     11. Кричевский И. От россиян скрывают их доходы / / Московский комсомолец. 2008. 23 июля.

    12. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ - ДАНА , 2012. — 463 с.

     13. Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие / Л. Ф. Курченко. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 252 с.

     14. Макроэкономика : учебник / И. В. Новикова [и др.] ; под М16 ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 384 с.

      15. Николаева Т. П. Бюджетная система РФ. Учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2010. 

    16. Федеральный закон № 204-ФЗ от 24.11.2008 г. опубликовано 26.11.2008г.  ( Российская газета)

    17. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.base.garant.ru/- 26.12.2012.

    18. www.economica-upravlenie.ru – 26.12.2012.

    19. http://www.duma.gov.ru/news/274/57549/?sphrase_id=674120– 26.12.2012.

  20. Финансы России. – Режим доступа: http://www.gks.ru/rosstat – 26.12.2012.

    21. Бюджет области. – Режим доступа: http://www.minfin74.ru- 29.12.2012

   

 

 

 

 

 

 

 

Приложение             

                                                                                                    Таблица 1.            

ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,  
АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ,  
В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2009 г. 
(миллионов рублей)

 

Всего

в том числе

Удельный вес в общей сумме  
поступлений,  
процентов

консолидиро- 
ванный бюджет Российской  
Федерации

государственные внебюджетные фонды1)

Российская Федерация, млрд. руб.

8379,3

6798,1

1581,2

100,0

Центральный  
федеральный округ

2863111,2

2322953,1

540158,1

34,2

Белгородская область

50226,7

36701,0

13525,7

0,6

Брянская область

33646,4

25872,4

7774,0

0,4

Владимирская область

48293,0

36128,1

12164,9

0,6

Воронежская область

59060,0

41256,0

17803,9

0,7

Ивановская область

21510,7

15103,5

6407,3

0,3

Калужская область

37051,4

27045,9

10005,5

0,4

Костромская область

18559,9

13452,2

5107,7

0,2

Курская область

30463,2

22391,8

8071,4

0,4

Липецкая область

34468,7

24305,4

10163,3

0,4

Московская область

437800,0

347679,5

90120,4

5,2

Орловская область

21074,4

14953,3

6121,1

0,3

Рязанская область

48775,0

39335,2

9439,8

0,6

Смоленская область

29711,9

21403,5

8308,4

0,4

Тамбовская область

22323,8

16058,9

6265,0

0,3

Тверская область

48002,5

35841,5

12161,0

0,6

Тульская область

44603,9

31497,8

13106,1

0,5

Ярославская область

64254,4

50826,4

13428,0

0,8

г. Москва

1813285,2

1523100,5

290184,7

21,6

Северо-Западный  
федеральный округ

904737,4

708913,9

195823,5

10,8

Республика Карелия

21079,7

13560,0

7519,6

0,3

Республика Коми

87574,8

74026,3

13548,4

1,0

Архангельская область

43737,3

29514,6

14222,7

0,5

Вологодская область

45941,7

32239,6

13702,0

0,5

Калининградская область

49125,9

39612,3

9513,7

0,6

Ленинградская область

104391,5

88395,9

15995,6

1,2

Мурманская область

53280,4

39004,9

14275,5

0,6

Новгородская область

25166,1

18774,6

6391,5

0,3

Псковская область

16787,8

11587,1

5200,6

0,2

г. Санкт-Петербург

432606,2

338394,2

94211,9

5,2

Ненецкий автономный округ

25046,2

23804,3

1241,8

0,3

Южный  
федеральный округ

584248,2

442216,2

142032,1

7,0

Республика Адыгея

7078,4

4980,2

2098,2

0,1

Республика Дагестан

22682,7

16217,7

6465,0

0,3

Республика Ингушетия

2544,3

1706,7

837,7

0,0

Кабардино-Балкарская Республика

11340,7

8451,4

2889,2

0,1

Республика Калмыкия

5816,9

4353,2

1463,7

0,1

Карачаево-Черкесская Республика

5597,0

3854,9

1742,1

0,1

Республика Северная  
Осетия - Алания

9515,7

6725,7

2789,9

0,1

Чеченская Республика

14490,9

11249,0

3241,9

0,2

Краснодарский край

189486,9

145436,4

44050,6

2,3

Ставропольский край

64254,5

47845,3

16409,2

0,8

Астраханская область

32368,7

24990,0

7378,7

0,4

Волгоградская область

93121,2

73715,7

19405,5

1,1

Ростовская область

125950,4

92690,1

33260,3

1,5

Приволжский  
федеральный округ

1324907,1

1064876,2

260030,9

15,8

Республика Башкортостан

182174,7

150993,2

31181,5

2,2

Республика Марий Эл

15826,5

11257,2

4569,4

0,2

Республика Мордовия

19211,6

13672,3

5539,3

0,2

Республика Татарстан

210082,5

173649,2

36433,3

2,5

Удмуртская Республика

78484,2

64922,5

13561,7

0,9

Чувашская Республика

32023,4

24097,4

7926,1

0,4

Пермский край

150337,2

123831,7

26505,5

1,8

Кировская область

35278,9

24465,3

10813,5

0,4

Нижегородская область

143767,1

108890,8

34876,2

1,7

Оренбургская область

111876,3

95855,7

16020,6

1,3

Пензенская область

32953,4

23945,2

9008,2

0,4

Самарская область

193964,8

158663,9

35301,0

2,3

Саратовская область

85738,8

66587,6

19151,1

1,0

Ульяновская область

33187,7

24044,2

9143,5

0,4

Уральский  
федеральный округ

1555459,5

1386354,8

169104,7

18,6

Курганская область

19849,1

13828,5

6020,7

0,2

Свердловская область

188713,2

135605,1

53108,1

2,3

Тюменская область

80127,7

64326,4

15801,3

1,0

Челябинская область

101721,7

68293,8

33427,9

1,2

Ханты-Мансийский  
автономный округ - Югра

875266,3

832925,4

42340,8

10,4

Ямало-Ненецкий автономный округ

289781,4

271375,6

18405,9

3,5

Сибирский  
федеральный округ

765622,7

578665,1

186957,5

9,1

Республика Алтай

4750,9

3235,3

1515,7

0,1

Республика Бурятия

28295,1

20408,5

7886,6

0,3

Республика Тыва

5318,1

3305,9

2012,1

0,1

Республика Хакасия

14923,5

10570,0

4353,5

0,2

Алтайский край

49359,3

34158,4

15201,0

0,6

Забайкальский край

34261,6

23814,0

10447,6

0,4

Красноярский край

153289,3

116836,1

36453,2

1,8

Иркутская область

94128,7

68657,9

25470,8

1,1

Кемеровская область

102866,6

75912,6

26954,0

1,2

Новосибирская область

121399,6

92093,8

29305,8

1,4

Омская область

80814,8

65055,7

15759,1

1,0

Томская область

76215,2

64617,0

11598,2

0,9

Дальневосточный  
федеральный округ

381198,0

294090,9

87107,1

4,5

Республика Саха (Якутия)

69786,7

55025,3

14761,4

0,8

Камчатский край

21343,1

14998,7

6344,4

0,3

Приморский край

73803,2

53149,9

20653,3

0,9

Хабаровский край

75050,2

54892,5

20157,7

0,9

Амурская область

35791,8

26566,0

9225,8

0,4

Магаданская область

11457,3

8081,3

3375,9

0,1

Сахалинская область

78029,7

68522,9

9506,8

0,9

Еврейская автономная область

4293,2

2919,7

1373,5

0,1

Чукотский автономный округ

11642,9

9934,5

1708,3

0,1

Информация о работе Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ