Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утвержденные в законодательном порядке.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
стр.
Введение
3
Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике
5
1.1. Понятие государственного бюджета.
5
1.2. Структура государственного бюджета
7
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации
10
Глава 2. Механизмы бюджетной политики
16
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
16
2.2. Оценка эффективности бюджетной политики
20
Глава 3. Проблемы и перспективы бюджетной политики Российской Федерации
25
3.1. Состояние государственного бюджета Российской Федерации
25
3.2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года
26
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года
34
3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы
29
Заключение
40
Список литературы
44
Приложение
46
Существуют определенные пороговые значения индикаторов экономической безопасности применительно к бюджетным расходам:
• обслуживание государственного долга — не более 25% бюджетных расходов;
• военные расходы — критической чертой является уровень выше 10% ВВП ; • расходы на оборону и правоохранительную деятельность — не более 1/3 бюджетных расходов. [2,стр. 278]
Доходы бюджета, как и расходы, можно классифицировать по нескольким направлениям.
1. По методам аккумуляции — налоговые и неналоговые доходы. Налоги являются важнейшим источником финансовых ресурсов для государства. В развитых странах они обеспечивают до 90% доходной части государственного бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
• проценты по остаткам бюджетных средств, находящихся на банковских счетах;
• средства, получаемые в виде арендной платы за использование государственной или муниципальной собственности;
• дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
• доходы от деятельности казенных предприятий;
• проценты за кредиты, предоставляемые иностранным государствам, бюджетам других уровней (из федерального бюджета — региональному, из регионального — муниципальному), предприятиям и организациям;
• доходы от приватизации;
б) часть прибыли Центрального банка (в Российской Федерации— 50%), перечисляемая в федеральный бюджет;
в) доходы от проведения лотерей;
г) доходы, полученные в результате применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности (штрафы, пени, конфискованное имущество);
д) сеньораж (доход от эмиссии денег).
2. По порядку зачисления средств в бюджет — закрепленные (собственные) и регулирующие доходы. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим региональным или местным бюджетом. В Российской Федерации такое закрепление проводится, как правило, на срок не менее трех лет. К регулирующим относятся доходы, которые поступают в бюджет в виде процентных отчислений от федеральных или региональных налогов, неналоговых доходов по определенным нормативам, утверждаемым на каждый финансовый год. Если регулирующих и собственных доходов оказывается недостаточно для балансирования бюджета, то из вышестоящего бюджета может предоставляться финансовая помощь (дотации, субвенции). Дотация — это средства, выделяемые без заранее оговоренных условий, а субвенция — целевое пособие, подлежащее возврату в случае нарушения его целевого использования. [2,стр. 279]
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации.
Главным звеном финансовой системы государства
— бюджетная система. Бюджетная система — это
совокупность бюджетов государства, административно-
Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией Р Ф (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом Р Ф (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: (1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; (2) бюджетов субъектов Р Ф (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; (3) местных бюджетов.
Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ , 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ , самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ , органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности всех бюджетов — один из важнейших и означает:
1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.(стр. 25)
Свод бюджетов составляет консолидированный бюджет РФ, который в свою очередь подразделяется на:
1. Федеральный бюджет РФ:
- федеральный бюджет;
- федеральные целевые бюджетные фонды.
2. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты):
-бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты);
- территориальные целевые
- бюджеты муниципальных
Бюджеты муниципальных образований делятся на:
- консолидированные
бюджеты муниципальных районов:
- бюджеты городских округов. [4,стр. 23]
Глава 2. Механизмы бюджетной политики.
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: 1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; 2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); 3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; 4) увеличить расходы бюджета, в том числе, за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией, отражает неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности страны, региона или муниципального образования и покрывается за счет изыскания внутренних (или внешних) источников финансирования, в основном за счет государственных, муниципальных заимствований. Бюджетный дефицит не обязательно относится к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Об этом говорит и то, что государственные бюджеты большинства развитых стран с продвинутой рыночной экономикой хронически дефицитны. В условиях относительно устойчивого экономического положения дефицит бюджета не рассматривается как отрицательное финансовое явление. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях активизации экономического роста и обеспечения полной занятости населения рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Причины, вызывающие бюджетный дефицит, могут быть различными. Если дефицит связан с необходимостью осуществления крупных государственных (муниципальных) вложений в развитие экономики, то он отражает не кризисное течение общественных процессов, а регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре производства, потребления. Дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийных бедствий, террористических актов и т.п.), когда собственных средств бюджета не хватает и приходится прибегать к заемным источникам. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, что говорит о неспособности руководства держать под контролем финансовую ситуацию, о неэффективности проводимой социально экономической и финансовой политики. [13,стр. 145]
Информация о работе Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ